Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2388

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений

1. Исследование фонематического анализа.

Надо определить у заикающихся детей, начиная с 4-5 лет, способность выделять ударный гласный в начале слова (например, какие звуки слышны в начале слов «Аня», «Оля», «утка»).

Начиная с 5-летнего возраста следует определять у заикающегося ребенка способность выделять звук на фоне слова (например, слышен ли в слове "са­ни" звук С).

Необходимо также, начиная с 6-летнего возраста, исследовать, у заикающихся детей способности:

- выделять звук из слова, например, какой звук слышен в начале слова "сани";

- дифференцировать звуки по противопоставле­ниям: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные - переднеязычные, сонорные Р-Л и др.;

- определять место звука в слове по отношению к другим звукам, например, какой звук слышен после звука М в слове "мак" или какой звук находится на третьем по счету месте в слове "каша";

- определять последовательность звука в слове, например, какой звук находится между звуками И, А в слове "лиса" или: "Назови соседей звука К в слове "рука" .

Следует исследовать у заикающихся детей в воз­расте от 5 до 7 лет способность определять количество звуков в словах, например, сколько звуков в словах "рак", "лапа", "кошка".

2. Исследование фонематического синтеза.

Надо определить у заикающихся детей, начиная с 5-летнего возраста, способность составлять сло­ва из последовательно данных звуков: «Послушай

звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось?»

3. Исследование фонематических представлений.

Начиная с 5-летнего возраста предлагаются для выполнения следующие задания:

- придумать слово на заданный звук;

- разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например, С-Ш, Ч-Ц, Р-Л и др.;

- из общего количества картинок отобрать толь­ко те, названия которых начинаются на определен­ный звук.

Исследование состояния
грамматического строя речи

Предложить заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания:

- составить рассказ по сюжетной картинке;

- преобразовать имена существительные из един­ственного числа во множественное с использова­нием предметных картинок (например, шар - ша­ры, топор - топоры, дом - дома, коза - козы, бел­ка - белки, лист - листья и т.п.).

У заикающихся детей 5-7 лет проверить спо­собность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др., а также способность словообразования (предложить ребенку образовать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного, например, нож - ножик, ложка - ложечка, кукла - куколка, дом - домик). Необходимо обратить внимание на способ­ность образования формы родительного падежа для имен существительных множественного числа; дать ребенку слова в именительном падеже и предло­жить изменить их, отвечая на вопрос "Много че­го?": сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро ... "В саду растет много чего? - Яблонь, вишен".

У заикающихся детей 6-7 лет исследовать спо­собность к образованию прилагательного от име­ни существительного: дерево - деревянный, кожа - кожаный и т.п. При затруднениях в выполнении задания можно дать инструкцию: " Стакан из сте­кла. Какой стакан? - Стеклянный". "Лопата из де­рева. Какая лопата? - Деревянная" и т.д.

Исследовать способность образования глаголов движения с помощью приставок, например: улетел, прилетел, перелетел, вылетел, взлетел, налетел.

Исследовать способность согласовывать числи­тельные "два" и "пять" с существительными: дом, жук, ведро, тар, рыбка.

Исследование состояния лексики

Для исследования лексики применяются специ­альные приемы: называние предметов; называние предметов по их описанию, нахождение общих на­званий, подбор определения к слову и т.д.

Предложить детям, начиная с 4-летнего возраста, назвать предметы или картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Пред­меты и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы.

Предложить назвать действия по предъявленно­му предмету, картинке: "Доктор что делает?" - ре­бенок должен ответить на вопрос, назвав действие. Может быть и другой вариант этого приема: ска­зать, кто как передвигается или в каком состоянии находится. Ребенку показывают, например, кар­тинку, и он называет изображенные на ней предме­ты с характерными дли них действиями: щука плавает, ласточка летает, кузнечик прыгает, змея пол­зает и т.п. сочетания предметов и их действий.



Детям 6-7 лет предложить более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, показать чашку, стакан, блюдце, тарелку и задать вопрос: "Как на­звать все эти предметы одним словом?" или "Как назвать одним словом клубнику, землянику, смо­родину, крыжовник?"

Исследование характера игровой деятельности

заикающихся детей

При исследовании характера игровой деятельно­сти следует обратить внимание на следующие мо­менты.

1. Характер возникновения игры (самостоятель­ный; по подсказке взрослого в начале или в конце игры, в ходе игры).

2. Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре-драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).

3. Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.

4. Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.

5. Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.

6. Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.

7. Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив, перешли к другой, затем к третьей и т.д.

8. Что мешает заикающимся детям осуществить свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.

9. Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно смыслу или же случайно.

10. Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.

11. Какие конфликты и из-за чего возникают в играх, как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние речи ребенка) или с помощью взрослых.

12. Каковы приемы руководства игрой:

а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи;

б) договоренность взросло с детьми, при которой взрослый участ­вует в игре на второстепенных ролях.

Исследование_взаимоотношений__детей_в__играх'>Исследование взаимоотношений детей в играх

В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх необходимо выяснить:

- умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли;

- степень участия в приготовлении игрового ме­ста;

- умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом товарища;


- взаимоотношения детей в играх: главенство - подчиненность, частичное главенство - подчинен­ность, отношения равенства.

Исследование общественного поведения детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх логопед выясня­ет:

- предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей игра­ют каждый в свою игру и действия их не смешива­ются) или в играх в коллективе;

- предпочитает ли ребенок игры на основе меха­нического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к товарищу по игре;

- играющие коллективы создаются как стойкие объединения, внутри которых дети переходят от од­ной игры к другой и играют в данном составе дли­тельное время, или они кратковременны, создают­ся для осуществления лишь данного игрового за­мысла.

Выяснение влияния правил игр на воспитание

у детей общественного поведения

Провести с группой заикающихся детей из 4-5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных). Учитывать следующее: ребенок сам выполняет правила игры; требует выполнения правил от других детей; устанавливает новые правила.

Логопед должен отметить также:

- общее отношение к правилам: непонимание самих правил или непонимание важности или не­обходимости их выполнения, негативное отношение, безразличие и т.д.

- характер взаимоотношений детей в игре: гла­венство — подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства;

- отношение ребенка к выигрышу и роль это­го отношения для характера выполнения правил игры; стремление к выигрышу является самоце­лью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнени­ем правил и соблюдение правил стимулирует бы­стрый выигрыш.

Определение степени игровой активности

заикающихся детей

Логопед проводит целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятель­ных творческих играх, в организуемых взрослыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

ГРУППА А - дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распре­делить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовле­нии игрового места, вносят предложения по сю­жету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их вы­полнения от участников игры.


ГРУППА Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготов­ки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играю­щим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

ГРУППА В - дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою де­ятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу испол­нения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

ГРУППА Г - дети способны играть, только при­нимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; пред­ложения по сюжету высказывают, действия с за­мыслом играющих согласовывают только по сове­ту более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

ГРУППА Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предло­жения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложен­ные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Исследование эмоционального состояния

заикающихся детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, органи­зованных с помощью взрослого или по замыслу са­мих детей, отмечаются следующие проявления:

- повышенная эмоциональная возбудимость ре­бенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватность выражения радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей, движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не до­водимые до конца, нескоординированные, синкинезии;

- сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети сбиваются с общего темпа игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ве­дущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слез­ливости, психомоторика заторможена.