Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Случай из практики
Интегративный подход в психотерапии, в частности интегра
ция принципов и методов гештальттерапии в систему личностно
ориентированной (реконструктивной) психотерапии, может быть проиллюстрирован примером работы с пациентом в течение трех сеансов групповой психотерапии с применением гештальтэкспе
риментов.
Первый сеанс
Терапевт. Кто готов вынести свою проблему на обсуждение?
У кого есть какието трудности, которые он хотел бы разрешить с помощью группы?
Сергей (участник группы). У меня сложные взаимоотношения с матерью, и я хотел бы разобраться в этом. Меня угнетает то, что она чрезмерно опекает меня, вмешивается в мои дела, ограничивает мою свободу. Это вызывает чувство раздражения, ссоры между нами.
Далее Сергей предлагается рассказать о себе и о своей жизни
то, что, с его точки зрения, является важным, существенным.
Сергей рассказал следующее. Ему 27 лет, он холост и живет с
мамой. Матери 53 года, у нее доминирующий характер, и она по
давляет его. Отец злоупотреблял алкоголем, родители развелись
по инициативе матери, когда мальчику было 9 лет. Отец живет в
другом городе, имеет другую семью. Первые четыре года после
развода мальчик с отцом не встречался. Вспоминает, что тоско
вал по отцу, хотелось, чтобы он вернулся; он говорил об этом ма
тери, но мать была настроена категорически против отца, упрека
ла в том, что он испортил ей жизнь, унижала его в глазах сына:
«Твой отец ничтожество», «Слабый человек», «Безвольный пьяни
ца» и т. п. В последующие годы Сергей встречался с отцом еже
годно, приезжал к нему погостить. Мать пыталась устроить свою
личную жизнь, но безуспешно. Одно время в семье наездами по
являлся «дядя Слава», но у него была своя семья.

Глава 6 234





После окончания медицинского института уехал по распреде
лению в другой город. Тосковал по матери, звонил по телефону
почти каждый день, часто приезжал к ней.
Рассказал о своей интимной жизни. Встречался с женщинами, но
до прочных отношений дело не доходило: или он уходил, или его ско
ро оставляли, поскольку он не решался сделать предложение. Часто
не доходило и до близких отношений. О мотивах своего нерешитель
ного поведения по отношению к женщинам говорит весьма путано,
пытается объяснить это наклонностью к платоническим отношениям,
к идеализации любви, а также социальной неподготовленностью к
вступлению в брак (отсутствие подходящих жилищных условий, низ
кая заработная плата и т. п.). Создается впечатление о том, что моти
вы недостаточно осознаются, прибегает к рационализации.
Рассказал, что отношения с матерью особенно напряжены в
последние годы. Мать раздражает его тем, что не спит ночами,
когда его нет дома, ждет его возвращения, постоянно спрашива
ет, где он проводит время, когда вернется домой, и т. п. Не чув
ствует себя свободным. В то же время мать не возражает против
того, чтобы он женился, воспринимает это как неизбежный факт.
На вопрос о том, предпринимал ли он попытку жениться, расска
зал, что, приезжая к матери, когда он работал по распределению в
другом городе, встречался с девушкой и через некоторое время
сделал ей предложение. Уклонился от ответа на вопрос, был ли в
нее влюблен: «Она мне нравилась». Первый же вопрос девушки о
том, где они будут жить, вызвал растерянность и недоумение, по
скольку считал естественным, что жить они будут у него с мамой.
Получил уклончивый ответ на свое предложение, девушка просила
дать ей месяц на размышление. В последующие за этим дни испы
тывал напряжение. Была неприятна необходимость прийти в ее дом
для представления родителям, опасался, что придется жить в чужом
доме, с чужой матерью. Мать девушки не понравилась, чувствовал
ее властность, стремление во всем настоять на своем, была непри
ятной мысль, что придется подчиняться ей. Мать завела разговор об
участке. Понял: они хотят, чтобы он жил у них. Особенно болезненно
воспринял реплику девушки: «Я понимаю нежные отношения сына и
матери и даже ценю их, но жить со свекровью я категорически отка
залась бы». Тяготился ситуацией ожидания. Решил форсировать со
бытия, чтобы освободиться от неприятных переживаний, торопился
«решить все раз и навсегда». Позвонил девушке и потребовал дать
ответ. Снова девушка уклонилась от прямого ответа. После этого
уехал на работу по месту распределения и больше не звонил.
Еще до этого сообщил матери о намерении жениться. Мать
восприняла это внешне спокойно. Почти не говорили на эту тему.
Когда через некоторое время мать осторожно спросила, как идут
дела, он ответил с небрежностью о том, что говорить больше не
о чем. Больше к этой теме не возвращались.


Интеграция гештальт
терапии




235
Терапевт. Сейчас у тебя есть возможность закрыть гештальт, за
кончить незавершенную ситуацию с девушкой. Вообрази, что она си
дит на стуле напротив тебя, и проведи с ней диалог. Когда будешь го
ворить от ее имени, то пересаживайся на ее стул, причем старайся перевоплотиться, стать ею, вчувствоваться в ее переживания, по
смотреть на мир ее глазами, с точки зрения ее потребностей, интере
сов. Попытайся осознать мотивы своего поступка, что двигало тобою изнутри, почему ты расстался с ней, какие внутренние преграды сто
яли, что помешало вам соединиться? Чтобы этот диалог состоялся,
надо быть предельно искренним и спонтанным. Итак, твоя девушка,
Оксана, сидит напротив...
Сергей. Привет!
Оксана. Привет!
Сергей. Ну как дела?
Оксана. Да ничего.
Сергей. Как успехи? (К терапевту: В тот период?)
Терапевт. Здесь и сейчас! Тебе надо завершить ту незакон
ченную ситуацию. Тогда ты не позвонил, и не было объяснений,
пусть это объяснение произойдет сейчас. Вы сейчас встретились и пытаетесь понять, что произошло, почему вы расстались.
Далее идет довольно формальный разговор на общие темы:
о родственниках, о работе и т. п. («из вежливости»).
Терапевт. (Прерывает) Давайте ближе к теме, так можно дол
го разговаривать. Спроси у Оксаны: «Ты не жалеешь, что так все получилось?»
Сергей. Ты не жалеешь, что так получилось?
Оксана. Жалею. Но ты же не позвонил. Ну кто же так замужто предлагает?
Сергей. Ну женился бы я на тебе, а потом... (Пауза, не знает,
что говорить)
Терапевт. Вот и скажи, а что было бы потом.
Сергей. Наверное, всетаки я устал бы, устал бы... (Снова дол
гая пауза)
Терапевт. (Со стороны Оксаны) От чего бы ты устал?
Сергей. Бороться бы устал. Бороться с твоим стремлением под
чинить себе. Постоянно волноваться за тебя. А может быть, даже и ревновал бы тебя. Я просто ревновал бы тебя к другим мужчинам...
А может быть, я просто боялся тебя потерять.
Оксана. Почему ты боялся?
Сергей. Ты же знаешь меня — я люблю сидеть дома, вообще я хочу быть дома... (Заминка, затем с мечтательной фальшивой ин
тонацией) Я хочу быть с тобой... Я хочу заняться работой, в конце концов.
Терапевт. Спроси у Оксаны: «Как ты думаешь, почему я так по
ступил?»


Глава 6 236





Сережа. (Повторяет вопрос)
Оксана. Да ты неумелый, не знаешь, как ухаживать за девушкой!
Тебя ждешь, ждешь. А ты все кудато едешь... (С досадой) А потом встречаешь холодное твое лицо.
Терапевт. Спроси у Оксаны: «И всетаки, что ты думаешь, по
чему я так поступил?»
Сережа. Почему я не женился на тебе?
Оксана. (Тихо) Не знаю... А может быть, ты испугался, а может быть, ты... (Долгая пауза) нерешительный... может быть, ты слу
шаешь своих друзей... не знаю... может быть, ты… (Тихим голо
сом, робко) слушаешь свою... маму. Я не знаю. (С готовностью)
Да в общем, расскажи мне сам! Ага! Ты не хочешь говорить, не хо
чешь... Ты просто не любишь меня, скорее всего. Ведь мужчина должен ухаживать, быть рыцарем, дарить цветы, а ты так редко мне их дарил... (Далее уходит в общие рассуждения от достигну
того осознания, «заговаривает»)
Терапевт. (Настаивает со стороны Сергея) Оксана, я всетаки хочу услышать от тебя, что ты обо мне думаешь, скажи искренно.
Сережа. (Решительно) Скажи, как есть на самом деле.
Оксана. Я думаю, что ты, как и все мужчины (Говорит без за
держек, с готовностью, как будто нашел объяснение) Все вы хоти
те чегото одного и не хотите понять...
Терапевт. (Прерывает) Сережа, я хочу, чтобы это было искрен
но. Что ты делаешь сейчас?
Сережа. Я передаю то, что она говорит.
Терапевт. Ты кокетничаешь сейчас!
Сережа. Так она всегда говорит!
Терапевт. (Настаивает с легкой досадой) Выясни, что она сей
час о тебе думает.
Сережа. (Со стороны Оксаны) (Меняет манеру, становится се
рьезным, задумчивым, после долгой паузы). Я думаю, ты слабый человек... (Обращается к терапевту) Это мои мысли, я не могу ска
зать, что она думает, я не могу знать! Это сплошь одно кокетство!
Терапевт. Представь себе, что настал момент истины, теперь не до кокетства. Вы дошли до такой черты, когда ложь становится просто нелепой и неприличной и надо говорить только правду!
Сережа. (Со стороны Оксаны) (Опустив голову, медленно, вну
шительно, с большой экспрессией.) Какая ты мразь... ты мразь...
Мне действительно тебя жаль... Я ведь тебя любила, а ты... (Пауза)
Сережа. Ты меня как мужчину не воспринимаешь вообще, ну не чувствовал я этого! Эти кратковременные встречи, наезды. Ты не думала обо мне... (К терапевту) Я хочу уйти! Мне нечего больше сказать!
Терапевт. (От Оксаны) Нет, я прежде хочу знать от тебя, что произошло!


Интеграция гештальт
терапии




237
Сережа. Я придумал какуюто волю, я начитался, я придумал какуюто силу... Да, да, были запреты, самоограничения, анализ.
А я... я тебя любил, любил и изменял.
Терапевт. (От Оксаны) Скажи, почему тебе лучше без меня?
Сережа. Мне не нужно ничем себя обременять, мне не нужно ни с кем бороться, ни о ком думать, я себя комфортнее чувствую.
Все! А вот скажи ты мне, за что тебя так любят в семье? Почему ты так себя вела? Ты человек малоинтересный, мне часто было скучно с тобой. Мое внимание ты привлекала какимито примитивными формами. Сплошным кокетством. Я ощутил, что ты многое взяла от своей мамы — ее директивность, догматизм. Ты часто говоришь
«мое мнение», не аргументируя... (Продолжает перечисление пре
тензий, анализируя характер Оксаны)
Терапевт. (Прерывает) Сережа, переведи на собственную лич
ность. Взаимные упреки оставим в стороне! Пусть это будут силь
ные слова. Даже если и объективно несправедливые, но чтобы они шли от сердца.
Сережа. (Громко, решительно) Я побоялся взять на себя ответ
ственность... иметь собственную семью! Постоянно сглаживать,
обыгрывать конфликты между тобой и мамой. Я всего этого боял
ся. Мне стало страшно, понимаешь, просто страшно, и я не захотел этого! (Долгая пауза) Я не могу больше ничего сказать. Все!
Терапевт. Что ты чувствуешь?
Сережа. В ногах тепло. В лице жар. Боль в спине. Ощущение ка
когото освобождения. Сильно устал. Мышечное расслабление. Все!
Второй сеанс
Сережа. Трудности прежде всего в том, что у меня неосознанная раздражительность к своей маме. Причем, когда я ее не вижу, то хочу увидеть ее, хочу помочь ей в чемто, чемто поделиться... Это все уходит, как только я прихожу домой. Хотя, если она улыбается, сме
ется, я всегда искренне разделяю ее радость. Проблема в том, что мы оба понимаем конфликтность наших отношений, но ни я, ни она не склонны пересмотреть... трезво отнестись к этому конфликту...
Терапевт. Сережа, у тебя есть конкретные претензии, обиды?
Сережа. Есть, есть.
Терапевт. Вообрази, что на этом стуле перед тобой сидит мама и молчит, она не будет тебе возражать, а ты выскажи ей так искрен
не, как только ты можешь, все свои претензии и обиды.
Сережа. Понимаешь, мне не нравится то, что ты постоянно практически во всем, в любых мелочах упрекаешь меня. Мне не нравится, что ты часто косвенно пытаешься навязать мне свою точку зрения по поводу решения какихто вопросов. Мне не нра
вится то, что ты не разделяешь моих привязанностей к людям, то есть к моим друзьям. Сейчас, безусловно, меньше, а в детстве…


Глава 6 238





Мне не нравится то, что ты не знаешь — но сейчас, слава богу, ус
воила — имена моих друзей. Мне не нравится твой прагматизм,
во всем ты пытаешься искать какуюто выгоду. Мне не нравится то, что ты высказываешь свою точку зрения по поводу женщин,
с которыми я встречаюсь. Мне не нравится, что ты во все лезешь и мешаешь мне принимать свои решения. Мне не нравится, что ты не пытаешься прислушаться ко мне, когда я хочу дать тебе трез
вый совет. Мне не нравится твоя нерешительность. Мне не нра
вятся твои конфликты на работе. Мне не нравится, что ты гово
ришь со мной о не волнующих меня вещах. Мне не нравится, что ты раньше читала, а сейчас забросила свою профессию. Мне не нравится твоя мелочность. Мне не нравится, что ты не скрывала от меня своего негативного отношения к отцу. Мне не нравится,
что ты постоянно воспитывала во мне какоето презрение к отцу.
Мне не нравится твое отношение к родственникам, хотя формаль
но все хорошо. Мне не нравится, что ты стремишься доминиро
вать, что ты часто повторяешь: «Мать есть мать, сын есть сын».
Мне не нравится, что ты не следишь за собой, мне не нравится твой бедный гардероб, ходишь в старой обуви. Для кого все это?
Мне не нравится, что ты призываешь меня к выполнению какойто нашей семейной программы, которая сплошь и рядом порочна.
Мне не нравится, что ты хочешь, чтобы я занимался сельским хо
зяйством, я хочу быть врачом, я еще не оставляю надежды быть врачом. Мне не нравится то, что ты даже сейчас можешь меня уни
зить. Мне не нравится, что любое мое жесткое поведение ты рас
цениваешь как грубость.
Терапевт. Ты предъявил маме много разных претензий. Назо
ви теперь самую главную.
Сережа. (С глубоким раздумьем, тихо) Изза тебя я не могу чувствовать себя самостоятельным человеком. Ни в чем!
Терапевт. (Обращает внимание на то, что пациент во время
монолога постоянно притирает ладони одну к другой) Что ты сей
час делаешь руками?
Сережа. Я тру пальцами ладонь. Я не знаю...
Терапевт. Попытайся усилить это движение рук и понять, что за этим стоит.
Сережа. (Усиливая движение рук) Я вижу ее взгляд. Я ощущаю материнский взгляд... Это, может быть, там глубоко отец... Я пере
даю отношения между нами, между мной и матерью. То она при
жмет меня к себе, то она меня унизит, накричит на меня, оскорбит.
У нее это часто бывает. С детства. Я ненавижу ее за это. За то, что она с самого начала воспитывала меня какогото особенного, по
стоянно во мне отмечала какието достоинства и сама тут же могла унизить меня. Все запрещала. (Далее обращаясь к матери) Ты за
прещала поздно приходить домой, встречаться... с девушками: