Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция гештальт
терапии




229
хологическим материалом. Психотерапевт обращает особое внимание на язык тела пациента, замечая «что» и «как» делает пациент для ук
лонения от конфронтации с актуальными переживаниями, чувствами,
потребностями. Блокирование осознания может выражаться в стес
ненном дыхании, в ощущении сдавленности в горле, различных мы
шечных сокращениях, мелких движениях пальцев рук. Замечая такие проявления, психотерапевт просит пациента преувеличивать некото
рые из них, например сильнее сжимать пальцы рук, усиливать посту
кивание ногой и т. п. В процессе выполнения этого задания у пациента возникает осознание вытесненного психологического содержания,
а также понимание того, как он избегает соприкосновения с болезнен
ными переживаниями. Для расширения осознания используется и спе
циальная процедура под названием «континуум осознания», во время которой пациент сосредоточивает внимание на поочередно возникаю
щих в потоке сознания мыслях, чувствах, переживаниях, ощущениях с последующей их вербализацией. Эта процедура позволяет пациенту лучше понять свои потребности, желания, углубиться в ту область своей психической жизни, которая скрыта от осознания. Психотера
певт помогает при этом пациенту преодолевать возникающее сопро
тивление, поощряет его к спонтанности, к более глубокому погруже
нию в область недостаточно осознаваемых переживаний. Расширение осознания — один из важнейших принципов гештальттерапии. О чем бы ни шла речь, какие бы технические процедуры не выполнял пациент,
психотерапевт постоянно возвращает его к своим чувствам, к осозна
нию того, «что» и «как» происходит в настоящий момент.
Среди различных методов гештальттерапии важная роль отводится игре «Диалог между фрагментами собственной личности». В контексте разработки интегративного подхода эта процедура приобретает особое значение, поскольку в ней заключены большие потенциальные возмож
ности для осознания внутриличностного конфликта. Согласно теории гештальттерапии, невротическая личность фрагментирована: больной неврозом отчуждает (проецирует) присущие его личности аспекты и присваивает (интроецирует) чуждые, не продиктованные собственны
ми потребностями, но предлагаемые социумом паттерны мышления,
чувств, поведения. Целью гештальттерапии является интеграция лич
ности, восстановление ее целостности, гармоничности, нарушенной в процессе социализации. Пациент должен принять себя таким, какой он есть, осознать, какие аспекты своего Я он отчуждает, что не принимает в себе, а что, напротив, присваивает из не принадлежащего ему по праву


Глава 6 230





или пассивно принимает под давлением социума. Интегрированная, или зрелая, личность — личность с высокой степенью осознания — выбирает
«срединный путь», путь примирения собственных осознанных потреб
ностей с требованиями общества, чем достигается гармония Я с окружа
ющим миром. «Диалог между фрагментами собственной личности» —
процедура, способствующая интеграции фрагментированной личности,
слиянию противоположностей. Наиболее универсальными, значимыми для человека противоположностями являются: мужественность—жен
ственность, агрессивность—пассивность, зависимость—автономность,
рациональность—эмоциональность. Процедура выполняется с помо
щью пустого стула, который располагают напротив пациента. Пациент поочередно меняет стулья, отождествляя себя с противоположными сто
ронами своей личности и проводя диалог между ними.
Если рассматривать эту процедуру с точки зрения психологии отно
шений и представлений о неврозе как конфликтогенном заболевании,
то по существу речь идет об осознании отношения к самому себе, осо
знании неадекватности самооценки, о столкновении противоречивых сторон отношения к себе, лежащих в основе интрапсихического конф
ликта. Интеграция личности в рассматриваемом контексте соответ
ствует моменту формирования адекватной самооценки, отказу, с одной стороны, от несоответствующих возможностям личности претензий, от нереалистических установок, чрезмерно высоких требований к себе или другим, а с другой стороны, принятию прежде отвергаемых потребнос
тей, тенденций, установок, повышению ценности собственных возмож
ностей, способностей, признанию уникальности своего Я.
Проработка внутриличностного конфликта с применением техники гештальт осуществляется следующим образом. В процессе обсуждения с пациентом его проблем, трудных жизненных ситуаций, коллизий, при анализе эмоционально значимых для него отношений (отношения к себе,
к значимым другим) пациента просят проиграть диалог между «желани
ем» и «возможностями», между «желанием» и «долгом». Чаще, однако,
диалог проводится между содержательными элементами конфликта. На
пример, мать, которая с помощью невротической симптоматики удержи
вает при себе взрослого сына, просят проиграть диалог между «удержи
вающей» и «отпускающей» матерью. Или мужчину, достигшего предела своей профессиональной компетентности и не справляющегося с возрас
тающими требованиями, можно попросить разыграть диалог между
«эрудированным» и «несведущим» или между «преуспевающим» и «за
урядным» и т. п.


Интеграция гештальт
терапии




231
Диалоги проигрываются и с воображаемыми значимыми другими
(родителями, супругами, детьми, начальниками и т. д.). Эта психотех
ника ярко воплощает теоретическое положение об идентичности внутриличностного и межличностного конфликта, концепцию инте
риоризации—экстериоризации. В процессе диалога пациент проеци
рует на значимого для него «собеседника» собственную проблемати
ку, связанную с внутриличностным конфликтом. Пациент осознает,
что источником трудных отношений с другими людьми является он сам, те противоречия, которые лежат в нем самом, а не какието внеш
ние, «объективные» причины.
Приемы гештальттерапии могут быть использованы в групповой лич
ностноориентированной (реконструктивной) психотерапии. В сеансах биографической ориентации можно использовать классическую модель групповой психотерапии Перлза, которая основана на диадном взаимо
действии врача и пациента на фоне группы. Психотерапевт направляет пациента, просит повторять значимые для пациента слова, направляет его монологи и диалоги, просит усиливать какието действия и т. п. Роль груп
пы сводится к отражению переживаний пациента и к внутренней работе,
связанной с отождествлением с пациентом и его проблемами.
При интеракционистской ориентации групповой психотерапии ди
адный контакт осуществляется не на фоне относительно пассивной группы, а органически включается в структуру группового занятия:
спонтанное взаимодействие у участников группы подводит к необхо
димости подключения в какойто момент терапевтической ситуации того или иного приема гештальттерапии. При таком варианте психо
терапевт выступает в роли эксперта, к помощи которого время от вре
мени прибегает группа для облегчения решения стоящих перед ней задач. Выполнив свою экспертную роль, психотерапевт снова уходит на задний план, предоставляя возможность группе спонтанно разви
ваться. Работая с членом группы один на один, психотерапевт исполь
зует такие же приемы, как и при индивидуальной психотерапии. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что в практике групповой патогене
тической психотерапии разделение сеансов на биографические и ин
теракционистские является достаточно условным: обычно в одном се
ансе сочетаются различные виды ориентаций.
В гештальттерапии разработаны специальные приемы, предназна
ченные для групповой ее формы. Они основаны на интеракциях меж
ду участниками группы и членом группы, находящимся в центре вни
мания (сидящим на «горячем стуле»). Наиболее известные из таких


Глава 6 232





приемов игр: «Хождение по кругу» («Рондо»), проективные игры, ре
версивная игра («Выявление противоположного»). Во время «Хожде
ния по кругу» пациент приближается к каждому участнику группы и обращается к нему с какимлибо значимым для него утверждением,
выражает свое чувство, свои опасения, сомнения, страхи, по предло
жению психотерапевта совершает какиелибо действия, направлен
ные на выражение своего отношения к участникам группы. В форме
«Рондо» часто разыгрывается незаконченное дело. При проективной игре пациента просят отождествиться с тем аспектом своей личности,
который он отчуждает, «примерить» ту черту, которую он проецирует на других, и с позиций человека, обладающего этой чертой в гротеск
ной форме, вступить во взаимодействие с каждым участником груп
пы, совершая «Рондо». При реверсивной игре пациент должен разыг
рать поведение, противоположное тому, которое он демонстрирует в группе и которое является для него защитным. Так, женщину, играю
щую в группе роль «душечки», просят перевоплотиться в агрессив
ную, высокомерную, задевающую других. Если в ходе игры пациенту удается полная идентификация, он начинает осознавать, что проигры
ваемая роль и черты личности являются его собственными, подлинны
ми. Таким образом интеллектуальное осознание возникает на высоте непосредственного переживания в ситуации «сейчас». Согласно кон
цепции гештальттерапии, связь с «тогда» возникает естественно и не требует специальных психотерапевтических усилий, ибо «сейчас» —
это актуализация прошлого опыта. Однако практика показывает, что не всегда возникает полноценный инсайт, полное осознание, — чаще это лишь «зарницы», кратковременные «проблески» осознания. Именно в связи с этим возникает необходимость сочетания патогенетического
(каузального) и гештальтистского (феноменологического) подходов.
Так, во время занятий групповой патогенетической психотерапией с использованием гештальтэкспериментов, после выполнения пациен
том одного из описанных приемов участники группы обмениваются мнениями, предоставляют обратную связь, интерпретируют получен
ный в процессе эксперимента материал. Групповая дискуссия способ
ствует «дозреванию» пациента, трансформации «проблесков» осозна
ния в «просветление». Если психотерапевт, работающий в чистой гештальттехнике, постоянно (и в этом его основная задача) возвра
щает пациента в ситуацию «сейчас», то при интегративном подходе мастерство психотерапевта состоит в умелом сочетании двух принци
пов — «сейчас» и «тогда».


Интеграция гештальт
терапии




233
Итак, личностноориентированная (реконструктивная) психотера
пия, основанная на принципе причинности, больше связана с анализом истории пациента, с воздействием на когнитивный аспект его отноше
ний; гештальттерапия, основанная на «сейчас», акцентирует «пережи
вание» актуальной ситуации и поэтому больше связана с воздействием на эмоциональный аспект отношений. Отсюда следует, что оптималь
ное психотерапевтическое воздействие должно основываться на соче
тании двух подходов: каузального (исторического) и функционального
(феноменологического).
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   38