Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интеграция гештальт
терапии




223
дением, описанный И. Симкиным (J. Simkin). Тревожная, доминирую
щая, манипулятивная женщина видит во сне, что она идет по извилис
той дорожке в лесу с высокими деревьями. Становясь одним из этих деревьев, она чувствует себя более спокойной и имеющей глубокие кор
ни. Возвращаясь в настоящую жизнь, она испытывает недостаток этих чувств и возможность их обретения. Когда она становится извилистой дорожкой, ее глаза наполняются слезами, так как она начинает интен
сивно переживать извилистость своей собственной жизни и, опять, воз
можность в какойто степени ее выпрямления.
Еще один пример, иллюстрирующий к тому же игру «Преувеличе
ние» (собственное наблюдение). Молодой замужней женщине снится,
как какойто мужчина выгуливает собаку. Когда пациентка отождеств
ляется с собакой, ее поведение меняется — она становится более вовле
ченной, экспрессивной и спонтанной. Произнося монолог: «Я собака, у меня есть хозяин...», — она вдруг задает вопрос, который для нее самой кажется неожиданным и значимым: «Зачем ты меня держишь?» Про
должая монолог, пациентка совершает стереотипное движение рукой в области шеи, напоминающее стряхивание. На вопрос терапевта о том,
что сейчас делает ее рука, недоуменно отвечает: «Не знаю». По предло
жению терапевта усиливает это движение и повторяет его много раз
(при этом лицо все больше и больше искажается страдальческой гри
масой) до тех пор, пока вдруг не останавливается и не восклицает: «Это ошейник! Я пытаюсь сбросить с себя ошейник!» Это открытие расце
нивается пациенткой как маленький проблеск осознания. На вопросы участников терапевтической группы, кого, по ее мнению, олицетворя
ет мужчина, она отвечает, что это, скорее всего, аллегорический образ,
за которым стоят и ее отец, и ее муж.
Некоторые терапевты развивают работу над сновидением настолько,
что она вовлекает помимо увидевшего сон и других членов терапевти
ческой группы. Работа над сновидением становится тогда внешне похо
жей на театральное представление, в котором участники группы играют различные «части» сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным чле
нам группы.
Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очеред
ных занятий не создают условий, необходимых для глубоких терапев
тических перемен. Они являются источником важных переживаний,
мобилизующих процесс изменения, однако они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому геш


Глава 6 224





тальттерапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета.
Домашняя работа пациента должна быть направлена на опреде
ленную область его конфликта. Терапевт может, например, предло
жить пациентам следующие действия: ежедневно хвалить себя перед какимто человеком; договориться о свидании с девушкой моложе себя; рассказать жене все, что было с ним в течение дня; записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с диссертацией, независимо от пользы такой информации и т. п.
Подобные предложения всегда связаны с направлением поисков па
циента, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронта
ция с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание.
Применение гештальт
%терапии
Гештальттерапия традиционно рассматривается как наиболее эф
фективный метод лечения «чрезмерно нормативных, социально ско
ванных, сдержанных индивидов» (то есть тревожных, фобических,
депрессивных пациентов и лиц, склонных к перфекционизму), огра
ниченное функционирование которых связано с наличием внутрен
них блоков (И. Шеферд) (I. Shepherd). Такие люди обычно получа
ют мало удовольствия от жизни.
Хотя Шеферд довольно точно очерчивает круг проблем, при кото
рых гешальттерапия наиболее эффективна, современная клиническая практика гештальттерапии включает лечение значительно более ши
рокого диапазона проблем.
Обсуждая вопрос о применении гештальттерапии, Шеферд отме
чает ограничения, которые относятся к любому терапевту, но в боль
шей степени касаются «мастерской» Перлза, а также терапевтов, не имеющих достаточного опыта работы с тяжелыми пациентами.
Работа с пациентами, страдающими психозами и другими серьез
ными нарушениями, является более трудной и требует «осторожно
сти, чувствительности и терпения». Таким пациентам нужна поддерж
ка терапевта и, пусть небольшая, вера в собственные способности исцеления перед тем, как они начнут интенсивно переживать пере
полняющие их боль, ярость и отчаяние, лежащие в основе психоло
гических процессов.

Интеграция гештальт
терапии




225
Работа с такими сложными пациентами требует опыта сбалансирован
ного использования поддержки и фрустрации, применения дополни
тельных средств (таких, как дневное лечение и фармакотерапия) и т. д.
Гештальттерапия с успехом применяется при лечении многих психосоматических расстройств, включая мигрень, язвенный колит,
спазмы шеи и спины. Гештальттерапевты успешно работают с суп
ружескими парами, с пациентами, имеющими трудности во взаимо
действии с авторитетными фигурами, работают с широким спектром интрапсихических конфликтов.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38

Формы применения.Гештальттерапия приобрела репутацию в основном группового метода лечения. Групповая гештальттерапия практикуется в трех формах.
1. Центрированный на пациенте вариант. Здесь имеет место работа терапевта в диаде с пациентом на фоне группы. Других членов группы просят воздерживаться от интеракций, пока работа не закончится. О па
циенте, с которым проводится работа, говорят, что он сидит на «горячем стуле» (изза интенсивности эмоций, которые он при этом испытывает).
Напротив «горячего стула» располагают «пустой стул». Пациенту часто предлагают провести диалог, например поговорить со значимым для него человеком, как если бы тот сидел на пустом стуле. Пациента просят развить диалог по своему собственному сценарию, меняясь с воображае
мым собеседником местами и произнося реплики от его имени. После окончания эксперимента другие участники группы делятся своими пе
реживаниями. Эта обратная связь служит источником группового взаи
модействия (интеракции). При этом становится очевидным, что другие члены группы идентифицируются с пациентом, занимающим «горячий стул», и проделывают большую самостоятельную работу над собствен
ными проблемами, осознавая незаконченные ситуации или фрагменти
рованные части своей личности. Это помогает и другим участникам рас
познавать свои неадаптивные позиции и стереотипы поведения.
2. Центрированный на группе вариант. Этот метод работы включает интеракции всех участников группы. Наблюдая за интеракциями паци
ентов, терапевт, исходя из контекста конкретной терапевтической ситу
ации, время от времени просит того или иного участника группы занять
«горячий стул» или «совершить круг» с целью выполнения какоголибо упражнения (гештальтэксперимента).
Имеются определенные ограничения того, что может быть расцене
но как ценное или значимое во взаимодействии участников группы.
Интеллектуализация, психологизация, советы считаются пустой тра

Глава 6 226





той времени и энергии. Всякие попытки втиснуть поведение индиви
да в теоретические рамки — анализировать и объяснять его на основе психологической теории — неуместны. В гештальттерапии «объясне
ния» расцениваются как «извинения» за избегание настоящего. Паци
ентов побуждают концентрироваться на том, что они переживают и как они действуют в ситуации «сейчас».
В группе создается атмосфера безопасности принятия риска в экспе
риментировании нового поведения. Позиция открытого самовыражения дает возможность участникам группы устанавливать аутентичные отно
шения друг с другом. Самовыражение пациентов всячески поощряется терапевтом. Попытки убеждать другого, навязывать свое мнение или точку зрения расцениваются как манипуляции, которые уводят от под
линных отношений. Игры и другие гештальтпроцедуры, предлагаемые терапевтом, предназначены для усиления осознания «здесь и сейчас», а также развития аутентических отношений между участниками группы.
3. «Мастерская» («Workshop»). Эта форма групповой деятельности ограничена временными рамками, иногда до одного дня. Мастерские,
устраиваемые в конце недели, могут длиться от 10 до 20 или более ча
сов. Продолжительные мастерские длятся от одной недели до несколь
ких месяцев. Типичная мастерская конца недели состоит из одного те
рапевта и 12–16 членов группы. Если мастерская длится более недели,
то в ней может участвовать 20 человек, но в таком случае обычно при
сутствует котерапевт.
Поскольку мастерская ограничена определенным сроком, а участ
никам предоставляется много времени, то обычно в этих группах от
мечается высокая мотивация «работать». Иногда устанавливается правило, согласно которому никто не может повторно быть в центре внимания группы, пока каждый из участников один раз не поработает со своими проблемами. Когда такого правила нет, то «нахальство» не
которых членов группы позволяет им несколько раз стяжать интен
сивное терапевтическое внимание к своей личности.
Специфической особенностью гештальттерапии является тот факт,
что возможность ее применения не ограничивается только работой с па
циентами и собственно лечением. Эта терапия становится также эффек
тивным методом воспитательной работы, помогающим здоровым людям в личностном росте и в реализации их потенциальных возможностей, по
этому в значительной мере гештальттерапия популярна вне клиничес
кой среды, ее методы и идеи включены в течение гуманистической психо
логии и «движения за актуализацию человеческого потенциала».


Интеграция гештальт
терапии




227
Методы гештальт
%терапии
в системе личностно
%ориентированной
(реконструктивной) психотерапии
Гештальттерапия — одна из основный ветвей гуманистической психологии — получает все более широкое признание благодаря не только своему мощному терапевтическому и воспитательному потен
циалу, но и способности интегрироваться с другими психотерапевти
че скими подходами. Феноменологический подход гештальттерапии,
подчеркивающий важность осознания пациентом настоящего посред
ством переживания текущих мыслей, чувств и телесных ощущений,
противопоставлялся Перлзом каузальному подходу, при котором уси
лия психотерапевта (и пациента) направляются на поиски причин болезненного расстройства. Однако ортодоксальная модель гештальт
терапии с ее нарочито пренебрежительным отношением к причинно
сти и интерпретациям постепенно сменяется более гибкой моделью,
допускающей интерпретирование. Становится очевидным, что силь
ная сторона гештальттерапии заключается не в противопоставле
нии ее функционального (феноменологического) подхода каузально
му (патогенетическому), не в противопоставлении непосредственного переживания (опыта) анализу, а в ее возможностях к интеграции двух подходов, к синтезу анализа и опыта. Принцип каузальной терапии
«тогда» дополняется главным принципом гештальттерапии «сейчас».
Интеграция этих принципов позволяет наиболее эффективно работать над проблемами пациента, восстанавливать связи актуального пове
дения, трудностей в социальном функционировании с прошлым жиз
ненным опытом. В психотерапии стран Запада приемы гештальттера
пии с успехом сочетаются с трансакционным анализом.
Приемы гештальттерапии можно использовать как в индивидуаль
ной, так и в групповой личностноориентированной (реконструктив
ной) психотерапии. Индивидуальная психотерапия, как мы видели,
ориентирована на историческое осознание, в центре ее внимания ока
зывается история жизни пациента, биографический материал. При этом психотерапевт и пациент в большей мере фокусированы на во
просах «там и тогда», заняты выяснением причин неблагополучия па
циента. Эмоциональная вовлеченность пациента может оказаться не
достаточно высокой, особенно если он склонен к образованию таких механизмов психологической защиты, как рационализация или ин


Глава 6 228





теллектуализация. Для постижения неосознаваемого психологиче
ского содержания (инсайта) необходимо глубокое эмоциональное
«проживание» конфликта, его эмоциональное отреагирование. В ре
зультате психологического воздействия, направленного на акцентиро
вание эмоционального аспекта отношений через конфронтацию паци
ента со значимыми для него переживаниями, происходит осознание прежде подавляемых или проецируемых чувств, желаний, потребно
стей, стремлений.
В отличие от каузального подхода, при котором пациент рассказывает о своих чувствах, переживаниях, гештальтистский подход выражается в непосредственном переживании в ситуации «сейчас». Пациент с помо
щью психотерапевта погружается в значимый для него психологический материал. При этом поощряется наиболее полное эмоциональное отреа
гирование. Рассмотрим наиболее известные приемы гештальттерапии с точки зрения возможности их интеграции в систему личностноориенти
рованной (реконструктивной) психотерапии.
Выраженным катартическим эффектом обладает гештальттехника под названием «незаконченное дело». Незаконченное дело — это лю
бая неудовлетворенная, часто неосознаваемая в полной мере потреб
ность человека. Наиболее актуальными незаконченными делами явля
ются неотреагированные эмоции, невысказанные чувства, различного рода претензии к эмоционально значимым лицам. Пациенту предлага
ется выразить свое чувство воображаемому лицу с использованием вербальных и невербальных средств общения. Случается, ситуация приобретает весьма драматичный характер, когда речь идет о близких людях, ушедших из жизни. Для более полного отреагирования пациен
ту предлагается по возможности ярче представить воображаемого че
ловека, его лицо, улыбку, голос. При этом пациент может совершать какиелибо манипуляции: например, коснуться руки воображаемого человека, погладить его волосы и т. п. Если при этом у пациента появ
ляются слезы, психотерапевт не утешает и тем более не призывает к сдержанности — напротив, поощряет слезы: «Пусть они прольются, эти очищающие слезы». В процессе такой работы проясняются отношения пациента к значимым другим людям, происходит осознание ранее не
осознаваемых аспектов отношений, становится очевидным противоре
чивый, амбивалентный характер отношений — эмоциональное очище
ние сопровождается интеллектуальным прояснением.
Часто используется прием «преувеличение». Он позволяет более полно соприкоснуться с подавляемыми эмоциями, вытесненным пси