Файл: 1. Что такое уровень владения языком Какие уровни выделяются Под уровнем владения языком понимается.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
языковых явлений с точки зрения обучения, исследования языка в контексте обучения. Эта наука определяет, каким образом языковые элементы должны быть преподаваемыми и как это должно происходить.
Таким образом, методика - это система методов и способов обучения, а лингводидактика - это область научных исследований, нацеленная на разработку методов преподавания иностранных языков.
11. Какие средства обучения по РКИ для преподавателя и для учащегося вы можете назвать?
Средства обучения одна из важнейших категорий методики обучения русскому языку как иностранному. В это понятие входит комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление 1) деятельностью преподавателя по обучению языку и 2) деятельность учащихся по овладению языком.
Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т. д.
К средствам обучения для учащихся относятся учебник, а также дополняющие его пособия: сборник упражнений, книга для чтения, справочник, словарь и др. Перечисленные средства могут входить в типовой учебный комплекс.
Учебник является основным средством обучения, руководством в работе обучающего и обучаемых. Он содержит образцы устной и письменной речи, языковой материал, организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, упражнения, словарь, иллюстративный материал.
Технические средства обучения включают аппаратуру и технические устройства, используемые для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений. Технические средства обучения принято подразделять на три группы: аудитивные (магнитофоны, радио, лингафонные средства), визуальные (проекторы, кодоскопы), аудиовизуальные (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры).
Наглядность. В учебниках широко используются художественно-изобразительная наглядность в виде рисунков,
репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы), а также различные способы шрифтового оформления слов. В учебниках для младших школьников предпочтение отдается интерпретациям в цвете.
Наглядные пособия – это реальные и специально созданные для целей обучения изображения предметов и явлений; они способствуют формированию у учащихся правильных представлений и понятий; используются на различных этапах обучения. Они делятся на предметные, схемно-графические (таблицы, диаграммы, графики и др.), изобразительные (сюжетные картинки, репродукции, пиктограммы и др.).
Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие средства обучения, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т.д.
12.Что такое «компетенция»? Какие есть виды компетенций? Почему наряду с термином «компетенция» в РКИ используется термин «компетентность»?
Компетенция — это набор знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для выполнения определенной работы или достижения определенных целей.
Виды компетенций:
Профессиональные компетенции - знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.
Социальные компетенции - навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с окружающими людьми
Личностные компетенции - навыки, необходимые для развития и улучшения личности, такие как лидерство, творческий подход, коммуникабельность и т.д.
Термин «компетентность» используется в РКИ для указания на качественный показатель, который выражает профессиональные, личностные и социальные качества человека и его способность к решению проблем. То есть, компетенции — это знания и навыки, а компетентность — это уровень владения знаниями и навыками человеком, его способность использовать их на практике.
13. Каковы приёмы ознакомления учащихся с социокультурным содержанием иноязычной речи
Существует множество приёмов, которые помогают учащимся ознакомиться с социокультурным содержанием иноязычной речи:
Чтение текстов на иностранном языке, в которых содержится информация о культуре, традициях, обычаях и истории страны присутствующего языка.
Изучение презентаций, фильмов, видеороликов на иностранном языке, посвященных социокультурному содержанию.
Проведение обсуждения и дискуссий на иностранном языке, на темы, связанные с социокультурным содержанием, например, дискуссии о музыке, искусстве, традициях и обычаях страны.
Изучение фразеологизмов и идиом, связанных с культурой страны присутствующего языка.
Просмотр и анализ новостей на иностранном языке, связанных с социокультурными событиями.
Посещение музеев, выставок и культурных мероприятий, связанных с культурой страны присутствующего языка.
Изучение культурных различий и нюансов при общении с представителями культуры страны присутствующего языка.
14. Что такое фоновая и безэквивалентная лексика? Как лучше организовать работу по ознакомлению учащихся с иноязычной лексикой на занятиях по РКИ?
Фоновая лексика – лексика, несущая информацию национального и культуроведческого характера и нуждающаяся в лингвострановедческом комментировании.
Безэквивалентная лексика – лексические единицы, не имеющие равнозначных соответствий в родном языке учащихся.
В русском языке, например, выделена безэквивалентная лексика по следующим темам:
✓ советизмы (слова, отражающие предметы и явления советской эпохи);
✓ историзмы;
✓ лексика фразеологических единиц;
✓ фольклорная лексика;
✓ библеизмы;
✓ слова нерусского происхождения и др.
При работе над фоновой, безэквивалентной и коннотативной лексикой, процедура, направленная на определение значения единицы языка, называется семантизацией.
В лингвострановедении важно семантизировать, как лексическое понятие, так и лексический фон языковых единиц.
Пример семантизации безэквивалентного слова «скоморох»:
Сначала определяем уровень понятийного содержания слова, т.е. лексическое понятие:
Скоморох – русский средневековый актер (это уровень понятийного содержания слова).
Уровень непонятийного содержания, т.е. лексический фон:
А) скоморохи относятся к 11 веку;
Б) распространение скоморохов произошло в 15 – 17 веках;
В) большие группы скоморохов переходили из города в город, из села в село и везде давали представления;
Г) скоморохи пели шуточные песни, показывали кукольные комедии;
Д) свои выступления они сопровождали игрой на музыкальных инструментах, они общались со зрителями непосредственно;
Е) скоморохи были участниками традиционных народных игр;
В русском языке слово «скоморох» приобрело и переносное значение: несерьезный человек, который своими действиями смешит окружающих – скоморошничает.
15. Каковы возможности и ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ?
Возможности цифровых инструментов в обучении РКИ включают в себя:
Доступность - благодаря интернету и мобильным приложениям, ученики могут учиться в любом месте и в любое время.
Интерактивность - цифровые инструменты могут предоставлять интерактивные задания, которые могут помочь ученикам понять и запомнить материал.
Удобство - онлайн-уроки и программы обучения могут быть организованы с участием студентов из разных стран, что позволяет им общаться друг с другом и обмениваться мнениями.
Наличие мультимедийного контента - цифровые инструменты могут предоставлять ученикам различный мультимедийный контент (аудио, видео, изображения), что помогает им лучше запомнить и понять материал.
Ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ:
Ошибка ввода - ученики могут совершать ошибки при вводе слов на иностранном языке, что может снижать качество обучения.
Не всегда возможность индивидуального подхода - онлайн-уроки и программы обучения не всегда могут полностью подстраиваться под уникальные потребности каждого ученика.
Отсутствие непосредственного контакта с учителем - онлайн-образование не позволяет ученикам лично общаться со своими учителями, что могло бы улучшить их понимание и усвоение материала.
Ограничение межличностных навыков - онлайн-обучение не всегда обеспечивает достаточный контакт между учениками, что может снижать развитие их межличностных навыков.
16. В чём заключаются общеобразовательная, развивающая и воспитательная цели обучения языку? Как эти цели могут быть реализованы на занятиях по РКИ?
Общеобразовательная цель обучения языку заключается в том, чтобы учащиеся получили базовые знания и навыки для коммуникации на языке в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Развивающая цель
направлена на развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся, а также на формирование у них культуры мышления. Воспитательная цель заключается в том, чтобы учащиеся стали толерантными и умели вести диалог с другими культурами.
Чтобы реализовать эти цели на занятиях по РКИ, следует использовать разнообразные методы обучения языку: игры, диалоги, чтение и анализ текстов, работу в группе и индивидуальную работу. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации и использованию полученных знаний в коммуникации и решении задач. Также следует учитывать интересы и потребности учащихся, создавать атмосферу взаимного доверия и уважения, способствующую разговорной практике на языке. Кроме того, нужно развивать у учащихся критическое мышление, чтобы они могли осознанно и правильно оценивать информацию, полученную на языке.
17. Каковы основные и дополнительные средства обучения по РКИ?
Основными средствами обучения по русскому языку как иностранному (РКИ) могут быть классические учебники, различные пособия и методические материалы, аудио- и видеоматериалы, интернет-ресурсы и программы для компьютеров и мобильных устройств.
Дополнительными средствами обучения могут быть групповые и индивидуальные занятия с преподавателем, языковые курсы и семинары, конференции и языковые клубы, просмотр фильмов и прослушивание музыки на русском языке, чтение книг и статей и непосредственное общение с носителями языка в реальной ситуации.
Важно учитывать, что эффективное обучение РКИ требует использования разнообразных средств и методов, нацеленных на развитие всех языковых навыков: чтения, письма, говорения и понимания на слух.
18. Согласны ли Вы с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по языку «учащихся надо вести от осознания ими языковых особенностей иноязычной речи к выработке соответствующих навыков, а не наоборот и не так, чтобы эти сведения вовсе не давать»? Обоснуйте свой ответ.
Да, я согласна с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по изучению языка необходимо переходить от осознания языковых особенностей к выработке навыков, а не наоборот. Понимание грамматики, лексики и правил произношения важно, но на практике необходимо уметь применять эти знания в речи. Поэтому на занятиях нужно больше времени уделять практическим упражнениям, общению на иностранном языке, а не только теоретическому материалу.
Таким образом, методика - это система методов и способов обучения, а лингводидактика - это область научных исследований, нацеленная на разработку методов преподавания иностранных языков.
11. Какие средства обучения по РКИ для преподавателя и для учащегося вы можете назвать?
Средства обучения одна из важнейших категорий методики обучения русскому языку как иностранному. В это понятие входит комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление 1) деятельностью преподавателя по обучению языку и 2) деятельность учащихся по овладению языком.
Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т. д.
К средствам обучения для учащихся относятся учебник, а также дополняющие его пособия: сборник упражнений, книга для чтения, справочник, словарь и др. Перечисленные средства могут входить в типовой учебный комплекс.
Учебник является основным средством обучения, руководством в работе обучающего и обучаемых. Он содержит образцы устной и письменной речи, языковой материал, организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, упражнения, словарь, иллюстративный материал.
Технические средства обучения включают аппаратуру и технические устройства, используемые для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений. Технические средства обучения принято подразделять на три группы: аудитивные (магнитофоны, радио, лингафонные средства), визуальные (проекторы, кодоскопы), аудиовизуальные (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры).
Наглядность. В учебниках широко используются художественно-изобразительная наглядность в виде рисунков,
репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы), а также различные способы шрифтового оформления слов. В учебниках для младших школьников предпочтение отдается интерпретациям в цвете.
Наглядные пособия – это реальные и специально созданные для целей обучения изображения предметов и явлений; они способствуют формированию у учащихся правильных представлений и понятий; используются на различных этапах обучения. Они делятся на предметные, схемно-графические (таблицы, диаграммы, графики и др.), изобразительные (сюжетные картинки, репродукции, пиктограммы и др.).
Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие средства обучения, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т.д.
12.Что такое «компетенция»? Какие есть виды компетенций? Почему наряду с термином «компетенция» в РКИ используется термин «компетентность»?
Компетенция — это набор знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для выполнения определенной работы или достижения определенных целей.
Виды компетенций:
Профессиональные компетенции - знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.
Социальные компетенции - навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с окружающими людьми
Личностные компетенции - навыки, необходимые для развития и улучшения личности, такие как лидерство, творческий подход, коммуникабельность и т.д.
Термин «компетентность» используется в РКИ для указания на качественный показатель, который выражает профессиональные, личностные и социальные качества человека и его способность к решению проблем. То есть, компетенции — это знания и навыки, а компетентность — это уровень владения знаниями и навыками человеком, его способность использовать их на практике.
13. Каковы приёмы ознакомления учащихся с социокультурным содержанием иноязычной речи
Существует множество приёмов, которые помогают учащимся ознакомиться с социокультурным содержанием иноязычной речи:
Чтение текстов на иностранном языке, в которых содержится информация о культуре, традициях, обычаях и истории страны присутствующего языка.
Изучение презентаций, фильмов, видеороликов на иностранном языке, посвященных социокультурному содержанию.
Проведение обсуждения и дискуссий на иностранном языке, на темы, связанные с социокультурным содержанием, например, дискуссии о музыке, искусстве, традициях и обычаях страны.
Изучение фразеологизмов и идиом, связанных с культурой страны присутствующего языка.
Просмотр и анализ новостей на иностранном языке, связанных с социокультурными событиями.
Посещение музеев, выставок и культурных мероприятий, связанных с культурой страны присутствующего языка.
Изучение культурных различий и нюансов при общении с представителями культуры страны присутствующего языка.
14. Что такое фоновая и безэквивалентная лексика? Как лучше организовать работу по ознакомлению учащихся с иноязычной лексикой на занятиях по РКИ?
Фоновая лексика – лексика, несущая информацию национального и культуроведческого характера и нуждающаяся в лингвострановедческом комментировании.
Безэквивалентная лексика – лексические единицы, не имеющие равнозначных соответствий в родном языке учащихся.
В русском языке, например, выделена безэквивалентная лексика по следующим темам:
✓ советизмы (слова, отражающие предметы и явления советской эпохи);
✓ историзмы;
✓ лексика фразеологических единиц;
✓ фольклорная лексика;
✓ библеизмы;
✓ слова нерусского происхождения и др.
При работе над фоновой, безэквивалентной и коннотативной лексикой, процедура, направленная на определение значения единицы языка, называется семантизацией.
В лингвострановедении важно семантизировать, как лексическое понятие, так и лексический фон языковых единиц.
Пример семантизации безэквивалентного слова «скоморох»:
Сначала определяем уровень понятийного содержания слова, т.е. лексическое понятие:
Скоморох – русский средневековый актер (это уровень понятийного содержания слова).
Уровень непонятийного содержания, т.е. лексический фон:
А) скоморохи относятся к 11 веку;
Б) распространение скоморохов произошло в 15 – 17 веках;
В) большие группы скоморохов переходили из города в город, из села в село и везде давали представления;
Г) скоморохи пели шуточные песни, показывали кукольные комедии;
Д) свои выступления они сопровождали игрой на музыкальных инструментах, они общались со зрителями непосредственно;
Е) скоморохи были участниками традиционных народных игр;
В русском языке слово «скоморох» приобрело и переносное значение: несерьезный человек, который своими действиями смешит окружающих – скоморошничает.
15. Каковы возможности и ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ?
Возможности цифровых инструментов в обучении РКИ включают в себя:
Доступность - благодаря интернету и мобильным приложениям, ученики могут учиться в любом месте и в любое время.
Интерактивность - цифровые инструменты могут предоставлять интерактивные задания, которые могут помочь ученикам понять и запомнить материал.
Удобство - онлайн-уроки и программы обучения могут быть организованы с участием студентов из разных стран, что позволяет им общаться друг с другом и обмениваться мнениями.
Наличие мультимедийного контента - цифровые инструменты могут предоставлять ученикам различный мультимедийный контент (аудио, видео, изображения), что помогает им лучше запомнить и понять материал.
Ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ:
Ошибка ввода - ученики могут совершать ошибки при вводе слов на иностранном языке, что может снижать качество обучения.
Не всегда возможность индивидуального подхода - онлайн-уроки и программы обучения не всегда могут полностью подстраиваться под уникальные потребности каждого ученика.
Отсутствие непосредственного контакта с учителем - онлайн-образование не позволяет ученикам лично общаться со своими учителями, что могло бы улучшить их понимание и усвоение материала.
Ограничение межличностных навыков - онлайн-обучение не всегда обеспечивает достаточный контакт между учениками, что может снижать развитие их межличностных навыков.
16. В чём заключаются общеобразовательная, развивающая и воспитательная цели обучения языку? Как эти цели могут быть реализованы на занятиях по РКИ?
Общеобразовательная цель обучения языку заключается в том, чтобы учащиеся получили базовые знания и навыки для коммуникации на языке в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Развивающая цель
направлена на развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся, а также на формирование у них культуры мышления. Воспитательная цель заключается в том, чтобы учащиеся стали толерантными и умели вести диалог с другими культурами.
Чтобы реализовать эти цели на занятиях по РКИ, следует использовать разнообразные методы обучения языку: игры, диалоги, чтение и анализ текстов, работу в группе и индивидуальную работу. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации и использованию полученных знаний в коммуникации и решении задач. Также следует учитывать интересы и потребности учащихся, создавать атмосферу взаимного доверия и уважения, способствующую разговорной практике на языке. Кроме того, нужно развивать у учащихся критическое мышление, чтобы они могли осознанно и правильно оценивать информацию, полученную на языке.
17. Каковы основные и дополнительные средства обучения по РКИ?
Основными средствами обучения по русскому языку как иностранному (РКИ) могут быть классические учебники, различные пособия и методические материалы, аудио- и видеоматериалы, интернет-ресурсы и программы для компьютеров и мобильных устройств.
Дополнительными средствами обучения могут быть групповые и индивидуальные занятия с преподавателем, языковые курсы и семинары, конференции и языковые клубы, просмотр фильмов и прослушивание музыки на русском языке, чтение книг и статей и непосредственное общение с носителями языка в реальной ситуации.
Важно учитывать, что эффективное обучение РКИ требует использования разнообразных средств и методов, нацеленных на развитие всех языковых навыков: чтения, письма, говорения и понимания на слух.
18. Согласны ли Вы с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по языку «учащихся надо вести от осознания ими языковых особенностей иноязычной речи к выработке соответствующих навыков, а не наоборот и не так, чтобы эти сведения вовсе не давать»? Обоснуйте свой ответ.
Да, я согласна с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по изучению языка необходимо переходить от осознания языковых особенностей к выработке навыков, а не наоборот. Понимание грамматики, лексики и правил произношения важно, но на практике необходимо уметь применять эти знания в речи. Поэтому на занятиях нужно больше времени уделять практическим упражнениям, общению на иностранном языке, а не только теоретическому материалу.