Файл: 1. Что такое уровень владения языком Какие уровни выделяются Под уровнем владения языком понимается.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
языковых явлений с точки зрения обучения, исследования языка в контексте обучения. Эта наука определяет, каким образом языковые элементы должны быть преподаваемыми и как это должно происходить.

Таким образом, методика - это система методов и способов обучения, а лингводидактика - это область научных исследований, нацеленная на разработку методов преподавания иностранных языков.

11. Какие средства обучения по РКИ для преподавателя и для учащегося вы можете назвать?

Средства обучения одна из важнейших категорий методики обучения русскому языку как иностранному. В это понятие входит комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление 1) деятельностью преподавателя по обучению языку и 2) деятельность учащихся по овладению языком.

Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т. д.

К средствам обучения для учащихся относятся учебник, а также дополняющие его пособия: сборник упражнений, книга для чтения, справочник, словарь и др. Перечисленные средства могут входить в типовой учебный комплекс.

Учебник является основным средством обучения, руководством в работе обучающего и обучаемых. Он содержит образцы устной и письменной речи, языковой материал, организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, упражнения, словарь, иллюстративный материал.

Технические средства обучения включают аппаратуру и технические устройства, используемые для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений. Технические средства обучения принято подразделять на три группы: аудитивные (магнитофоны, радио, лингафонные средства), визуальные (проекторы, кодоскопы), аудиовизуальные (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры).

Наглядность. В учебниках широко используются художественно-изобразительная наглядность в виде рисунков,
репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы), а также различные способы шрифтового оформления слов. В учебниках для младших школьников предпочтение отдается интерпретациям в цвете.

Наглядные пособия – это реальные и специально созданные для целей обучения изображения предметов и явлений; они способствуют формированию у учащихся правильных представлений и понятий; используются на различных этапах обучения. Они делятся на предметные, схемно-графические (таблицы, диаграммы, графики и др.), изобразительные (сюжетные картинки, репродукции, пиктограммы и др.).

Средства обучения, представляя собой определенным образом организованную систему, включают следующие средства обучения, необходимые преподавателю: книги для преподавателя, инструктивные материалы, программы, методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы и т.д.

12.Что такое «компетенция»? Какие есть виды компетенций? Почему наряду с термином «компетенция» в РКИ используется термин «компетентность»?

Компетенция — это набор знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для выполнения определенной работы или достижения определенных целей.

Виды компетенций:

Профессиональные компетенции - знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.

Социальные компетенции - навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с окружающими людьми

Личностные компетенции - навыки, необходимые для развития и улучшения личности, такие как лидерство, творческий подход, коммуникабельность и т.д.

Термин «компетентность» используется в РКИ для указания на качественный показатель, который выражает профессиональные, личностные и социальные качества человека и его способность к решению проблем. То есть, компетенции — это знания и навыки, а компетентность — это уровень владения знаниями и навыками человеком, его способность использовать их на практике.

13. Каковы приёмы ознакомления учащихся с социокультурным содержанием иноязычной речи



Существует множество приёмов, которые помогают учащимся ознакомиться с социокультурным содержанием иноязычной речи:

Чтение текстов на иностранном языке, в которых содержится информация о культуре, традициях, обычаях и истории страны присутствующего языка.

Изучение презентаций, фильмов, видеороликов на иностранном языке, посвященных социокультурному содержанию.

Проведение обсуждения и дискуссий на иностранном языке, на темы, связанные с социокультурным содержанием, например, дискуссии о музыке, искусстве, традициях и обычаях страны.

Изучение фразеологизмов и идиом, связанных с культурой страны присутствующего языка.

Просмотр и анализ новостей на иностранном языке, связанных с социокультурными событиями.

Посещение музеев, выставок и культурных мероприятий, связанных с культурой страны присутствующего языка.

Изучение культурных различий и нюансов при общении с представителями культуры страны присутствующего языка.

14. Что такое фоновая и безэквивалентная лексика? Как лучше организовать работу по ознакомлению учащихся с иноязычной лексикой на занятиях по РКИ?

Фоновая лексика – лексика, несущая информацию национального и культуроведческого характера и нуждающаяся в лингвострановедческом комментировании.

Безэквивалентная лексика – лексические единицы, не имеющие равнозначных соответствий в родном языке учащихся.

В русском языке, например, выделена безэквивалентная лексика по следующим темам:

✓ советизмы (слова, отражающие предметы и явления советской эпохи);

✓ историзмы;

✓ лексика фразеологических единиц;

✓ фольклорная лексика;

✓ библеизмы;

✓ слова нерусского происхождения и др.

При работе над фоновой, безэквивалентной и коннотативной лексикой, процедура, направленная на определение значения единицы языка, называется семантизацией.

В лингвострановедении важно семантизировать, как лексическое понятие, так и лексический фон языковых единиц.

Пример семантизации безэквивалентного слова «скоморох»:

Сначала определяем уровень понятийного содержания слова, т.е. лексическое понятие:

Скоморох – русский средневековый актер (это уровень понятийного содержания слова).

Уровень непонятийного содержания, т.е. лексический фон:

А) скоморохи относятся к 11 веку;

Б) распространение скоморохов произошло в 15 – 17 веках;


В) большие группы скоморохов переходили из города в город, из села в село и везде давали представления;

Г) скоморохи пели шуточные песни, показывали кукольные комедии;

Д) свои выступления они сопровождали игрой на музыкальных инструментах, они общались со зрителями непосредственно;

Е) скоморохи были участниками традиционных народных игр;

В русском языке слово «скоморох» приобрело и переносное значение: несерьезный человек, который своими действиями смешит окружающих – скоморошничает.

15. Каковы возможности и ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ?

Возможности цифровых инструментов в обучении РКИ включают в себя:

Доступность - благодаря интернету и мобильным приложениям, ученики могут учиться в любом месте и в любое время.

Интерактивность - цифровые инструменты могут предоставлять интерактивные задания, которые могут помочь ученикам понять и запомнить материал.

Удобство - онлайн-уроки и программы обучения могут быть организованы с участием студентов из разных стран, что позволяет им общаться друг с другом и обмениваться мнениями.

Наличие мультимедийного контента - цифровые инструменты могут предоставлять ученикам различный мультимедийный контент (аудио, видео, изображения), что помогает им лучше запомнить и понять материал.

Ограничения цифровых инструментов в обучении РКИ:

Ошибка ввода - ученики могут совершать ошибки при вводе слов на иностранном языке, что может снижать качество обучения.

Не всегда возможность индивидуального подхода - онлайн-уроки и программы обучения не всегда могут полностью подстраиваться под уникальные потребности каждого ученика.

Отсутствие непосредственного контакта с учителем - онлайн-образование не позволяет ученикам лично общаться со своими учителями, что могло бы улучшить их понимание и усвоение материала.

Ограничение межличностных навыков - онлайн-обучение не всегда обеспечивает достаточный контакт между учениками, что может снижать развитие их межличностных навыков.

16. В чём заключаются общеобразовательная, развивающая и воспитательная цели обучения языку? Как эти цели могут быть реализованы на занятиях по РКИ?

Общеобразовательная цель обучения языку заключается в том, чтобы учащиеся получили базовые знания и навыки для коммуникации на языке в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Развивающая цель
направлена на развитие когнитивных и коммуникативных способностей учащихся, а также на формирование у них культуры мышления. Воспитательная цель заключается в том, чтобы учащиеся стали толерантными и умели вести диалог с другими культурами.

Чтобы реализовать эти цели на занятиях по РКИ, следует использовать разнообразные методы обучения языку: игры, диалоги, чтение и анализ текстов, работу в группе и индивидуальную работу. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации и использованию полученных знаний в коммуникации и решении задач. Также следует учитывать интересы и потребности учащихся, создавать атмосферу взаимного доверия и уважения, способствующую разговорной практике на языке. Кроме того, нужно развивать у учащихся критическое мышление, чтобы они могли осознанно и правильно оценивать информацию, полученную на языке.

17. Каковы основные и дополнительные средства обучения по РКИ?

Основными средствами обучения по русскому языку как иностранному (РКИ) могут быть классические учебники, различные пособия и методические материалы, аудио- и видеоматериалы, интернет-ресурсы и программы для компьютеров и мобильных устройств.

Дополнительными средствами обучения могут быть групповые и индивидуальные занятия с преподавателем, языковые курсы и семинары, конференции и языковые клубы, просмотр фильмов и прослушивание музыки на русском языке, чтение книг и статей и непосредственное общение с носителями языка в реальной ситуации.

Важно учитывать, что эффективное обучение РКИ требует использования разнообразных средств и методов, нацеленных на развитие всех языковых навыков: чтения, письма, говорения и понимания на слух.

18. Согласны ли Вы с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по языку «учащихся надо вести от осознания ими языковых особенностей иноязычной речи к выработке соответствующих навыков, а не наоборот и не так, чтобы эти сведения вовсе не давать»? Обоснуйте свой ответ.

Да, я согласна с утверждением Б.В. Беляева о том, что на занятиях по изучению языка необходимо переходить от осознания языковых особенностей к выработке навыков, а не наоборот. Понимание грамматики, лексики и правил произношения важно, но на практике необходимо уметь применять эти знания в речи. Поэтому на занятиях нужно больше времени уделять практическим упражнениям, общению на иностранном языке, а не только теоретическому материалу.