Файл: 1. Что такое уровень владения языком Какие уровни выделяются Под уровнем владения языком понимается.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19. Почему принцип коммуникативной рассматривается в качестве одного из ведущих принципов обучения РКИ?

В современной методике обучения русскому языку как иностранному уже давно утвердился принцип коммуникативности. Коммуникативный подход как новая система взглядов на обучение РКИ начал формироваться еще в 70-е годы. В этот период происходит изменение лингвистической парадигмы, а именно: постепенный переход от изучения структуры языка к изучению языковой способности, смещение акцента с языка как такового на действия с ним. Практический опыт преподавания РКИ с этой позиции, его методическое осмысление способствовали утверждению коммуникативности в качестве ведущего принципа отечественной методики. Согласно этому принципу, процесс обучения должен быть максимально приближен к реальному процессу общения. «Коммуникативность - центральная установка в обучающей деятельности, согласно которой весь учебный материал и каждое учебное занятие... нацелены на выработку у школьников и студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в естественном общении на русском языке» . Таким образом, целью обучения становится овладение русским языком как средством общения, а путем к достижению поставленной цели -коммуникативная направленность самого учебного процесса.

Принцип коммуникативной направленности, являющийся ведущим в обучении речи, включает целый ряд характерных признаков. Среди важнейших следует отметить:

- мотивированность, т.е. наличие потребности (мотива) для осуществления, реализации речевого действия;

- целенаправленность (осмысленность осуществляемых речевых действий);

- личностный смысл, возникающий при осознании мотива и цели общения;

- индивидуальность отношений;

- речемыслительная активность, появление которой напрямую связано с речемыслительными задачами;

- взаимодействие (обучение в сотрудничестве возникает при решении ситуаций);

- контактность, складывающаяся из 3 компонентов: эмоционального, смыслового и предметного;

- ситуативность, т.е. соотнесённость с ситуацией общения;

- информативность (наличие актуальной информации, вызывающей интерес у учащихся);

- новизна (применительно к содержанию текстов, приёмов обучения и т.д.);

- эвристичность, предполагающая проявление таких качеств, как активность, находчивость и проч.;


- функциональность, выраженная в лозунге: «Используя, запоминай!»;

- проблемность при отборе материала и при постановке заданий (Щукин 2003:167-169). Принцип коммуникативности в современной методике определяет: 1) содержание обучения, т.е. отбор и организацию языкового материала, тем и ситуаций общения, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции;

2) организацию обучения (использование приёмов и способов, обеспечивающих моделирование ситуаций реального общения);

3) органическое соединение языка и культуры в процессе общения.


20. Что такое тестирование, и какие виды тестов используются по РКИ?

Контроль и оценка уровня владения РКИ являются важнейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

В результате контроля преподаватель:

1) на основе анализа и интерпретации данных контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов обучения;

2) анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методические ошибки;

3) правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно распределяет учебное время;

4) получает сведения о результатах работы группы обучаемых в целом и каждого обучаемого отдельно, которые могут служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения.

Для обучаемого значение контроля заключается в том, что контроль:

1) стимулирует учебную деятельность;

2) повышает мотивацию обучения;

3) позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.

Одной из форм контроля, позволяющей измерить уровень обученности, получить достоверные, надежные данные и обеспечить объективную оценку, является педагогическое тестирование.

Тестирование – метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий. В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получили название «теста», что в переводе означает испытание, исследование, проверка.

Тест определяется как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедших предварительное апробирование с целью определения его показателей качества». Он позволяет выявить у тестируемого степень его лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой) компетенций. Этот комплекс заданий существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету.


Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего.

Тест состоит из двух частей – информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий. Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов. Тестовое задание содержит основу в виде утвердительного предложения (полного или неполного), вопроса или небольшого текста. Тестовое задание может сопровождаться набором ответов, называемых также выборочными ответами или альтернативами. Среди ответов содержится один правильный ответ (key/correct option) и несколько неправильных (destractors). Все варианты выбора должны быть приблизительно одной величины и относиться к одному уровню языковой трудности. Тесты со многими заданиями называются комплексными тестами или тестовыми батареями.

Лингводидактический тест - подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, с помощью которых определяется уровень языковой или коммуникативной компетенции учащихся;

- лингводидактическое тестирование - форма контроля знаний и речевых навыков и умений с помощью аппаратно-программных средств тестирования и заложенных в них тестов. Тестирование проводится по программе, включающей группу заданий, которые входят в тест:

— задания, подготовленные в соответствии с определенными требованиями;

— задания, прошедшие предварительную апробацию с целью выявления показателей качества;

— задания, позволяющие определить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции;

— задания, результаты которых поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям.

Данное определение охватывает важнейшие характеристики лингводидактического теста: цель и объект контроля, системообразующие признаки теста, способ интерпретации результатов.


Существуют различные виды тестов по иностранному языку. Выделяют следующие подгруппы тестов:

1. По цели применения:

— констатирующие тесты;

— диагностирующие тесты;

— прогностические тесты.

2. По виду осуществляемого контроля:

— тесты текущего контроля;

— тесты рубежного контроля (семестра);

— тесты итогового контроля (конец учебного года);

— тесты заключительного контроля (окончание курса обучения).

3. По статусу контролирующей программы:

— стандартизированные тесты;

— нестандартизированные тесты.

4. По объекту контроля:

— тесты, измеряющие усвоение языкового материала (навыки);

— тесты, измеряющие сформированность речевых умений.

5. По характеру контролируемой деятельности:

— тесты лингвистической компетенции;

— тесты коммуникативной компетенции.

6. По направленности тестовых заданий:

— дискретные тесты;

— глобальные тесты.

7. По соотнесению с нормами или критериями:

— тесты, ориентированные на нормы;

— тесты, ориентированные на критерии.

21. Какие типы словарей на занятиях по РКИ рекомендуется использовать? Назовите достоинства и недостатки некоторых из них.

На занятиях по РКИ можно использовать как бумажные, так и электронные словари. Среди типов словарей, которые рекомендуется использовать, можно выделить следующие:

1. Универсальные словари – словари, которые содержат наиболее употребительные слова и словосочетания, фразы и грамматические конструкции. Они предназначены для общего использования и содержат основную лексику. Универсальные словари, такие как "Ожегов. Словарь русского языка", отличаются высокой правильностью и точностью в определении значений слов, но они не всегда охватывают все слова, которые могут встретиться в конкретной ситуации общения.

2. Тематические словари – словари, которые содержат слова и фразы, объединенные общей темой. Эти словари помогают учиться новой лексике, например, технической, медицинской, юридической и т.д. Они могут быть полезны при изучении специализированных текстов. Однако, такие словари не содержат всю необходимую информацию о слове.

3. Электронные словари — это словари, предназначенные для использования на компьютере или мобильном устройстве. Они обычно содержат больший объем информации