Файл: Кафедра Сестринского дела Направление подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
средств комплексного лечения детского церебрального паралича лечебная гимнастика требует активного участия больного в процессе лечения, начиная с сосредоточения его внимания при выполнении пассивных движений, вплоть до самостоятельного выполнения сложных движении действий и проявления инициативы.
Комплекс лечебной гимнастики при ДЦП включает в себя общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, а также упражнения на координацию, растягивание и различные игры.
Повторяемость выполнения упражнений должна быть уменьшена, а период отдыха – увеличен. Между выполнениями упражнений, в паузах, следует включать массаж (куда входит разминание, потряхивание, поглаживание спазмированных мышц, особенно мест прикрепления). В неделю следует проводить 3-4 занятия по 2 раза в день [2, с. 6].
Лечебная гимнастика в первые недели ее проведения должна задействовать нужные мышцы, что будет способствовать правильному распределению тонуса мышц. Также в задачи лечебной гимнастики входит коррекция неправильной постановки шеи и конечностей. В целях предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка необходимо положить на живот, при этом на область таза надо положить мешочек с песком. Таким образом, производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, а также рефлекс ползания и т.д. [15, с. 30].
В занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях – стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы.
При выполнении физических упражнений в ЦНС поступают сигналы от мышц, сухожилий, связок, суставов, а также других органов и систем,

31
обеспечивающих двигательный акт, что приводит к созданию новых очагов возбуждения, вытесняющих патологические (болезненные) рефлексы, а также способствует выработке новых компенсаторных движений и механизмов. Физические упражнения в АФК активируют деятельность всех функций организма, улучшая все уровни регуляции и саморегуляции органов, оказывая общетонизирующее, компенсаторное действие и ускоряя восстановление тонуса сосудов [5, с. 91].
Занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Логопедического массаж состоит из массажа лицевых и артикуляционных мышц, способствует нормализации тонуса мышц и стимуляции двигательных ощущений. Как правило, в конце первого месяца жизни ребенка происходит нарастание тонуса его артикуляционных мышц.
В артикуляционной гимнастике используются пассивные упражнения, включающие в себя растягивание губ, собирание их в трубочку, опускание нижней губы.
Сеансы императивно-корригирующей гимнастики позволяют корректировать проявления спастических дисбалансов.
Часть реабилитационных задач посвящены коррекции и формированию позвоночника – основной вертикали тела ребенка, создавая условия для правильной физиологической трофики сосудов и других основных жидкостей, а также паттернов дыхания. В процессе вертикализации тела устанавливается работа диафрагмы и нарушенный, вследствие отсутствия основной вертикали тела, газообмен, необходимый для пропорционального оттока венозной крови из головного мозга [1, с. 281].
Лечебный массаж – очень важный метод воздействия в комплексном лечении церебрального паралича. Лечебные эффекты массажа – снятие гипертонуса мышц, укрепление гипотоничной мускулатуры, улучшение кровообращения и суставно-мышечного чувства, общая поддержка организма, снижение рефлекторной возбудимости мышц, отправление к


32
мозгу сигналов с симметричных участков тела пациента для нормализации их восприятия [22, с. 37].
На занятиях с нейропсихологом проводится сенсорно-моторная коррекция двигательной активности ребенка. В течение занятий ребенок учится самостоятельно управлять произвольными движениями своего тела, производить ряд последовательных действий для достижения поставленной задачи. Нейропсихолог работает, как правило, совместно с логопедом или последовательно, чередуя занятия. Но, в целом, задача – обеспечить возможность обучения ребенка.
Развитием и совершенствованием функций мелкой моторики, которые тесно связаны с речевым центром занимается эрготерапевт, в арсенале которого есть масса мелких тренажерных стендов и предметных приспособлений, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, а также наиболее востребованные при этом заболевании элементы педагогики и психологии, необходимые для максимального развития умений и навыков ребенка и его комуникативности [16, с. 73].
При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с
ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм
«Адели», перераспределяющий нагрузку; тренажер
«Гросса», развивающий моторику; «Велотон», стимулирующий мышцы; костюм
«Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и т.д.
[9, с. 169].
Выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП.
Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных

33
подходов и методик. Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка с ДЦП приносит лучшие результаты до трех лет.
В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени.
1.6 Особенности ухода за детьми с ДЦП
Уход за ребенком с ДЦП требует от родителей особенного терпения и сил. Кроме назначенного врачами лечения должен быть специальный уход за детьми с этой болезнью. Помимо ежедневных гигиенических процедур, ребенку необходима специальная зарядка и массаж, комплекс упражнений, разработанный специально для каждого ребенка индивидуально, направленный на укрепление или наоборот расслабление групп мышц.
Впервые месяцы жизни ребенка больного ДЦП он должен спать не менее двадцати часов, в возрасте от двух месяцев до полугода дети спят по
18 часов, с полугода до трех лет по 15 часов. При отягощающих формах болезни длительность сна увеличивается. Ребенка надо укладывать спать спокойно, не торопясь, не возбуждая его резкими движениями и неприятными процедурами. Улучшить сон ребенка с ДЦП помогает нормализация его позы[30, с. 71].
Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится родителям, так как прибавка в весе уже не позволяет быстро и оперативно проводить те или иные процедуры. В уходе за такими детьми являются хорошими помощниками служат вертикализаторы
(технические средства


34
реабилитации). Они не только дают возможность изменить горизонтальное положение на вертикальное, позволяя мягко пройти не только адаптацию, но и реабилитацию, так как благодаря этому оборудованию, в щадящем режиме, тренируются мышцы ног и спины. Вертикализаторы делятся на мобильные, которые дают возможность пациенту передвигаться вертикально, и статичные, которые фиксируются на одном месте без возможности передвижения.
Купание детей с ДЦП представляет собой сложную задачу для родителей, так как помимо купания, еще необходимо следить за безопасностью ребенка. Так как во время купания у детей с церебральным параличом возможно повышение мышечного тонуса, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Существуют приспособления, которые удерживают ребенка в полулежащем положении или стабилизируют позу сидя. Существуют специальные кресла-стулья, у которых регулируются угол наклона, конечности и голова фиксируются специальными мягкими ремешками для безопасности проведения процедур и избежания непроизвольного сокращения мышц. В таком кресле ребенок чувствует себя комфортно, а родители могут не переживать о его безопасности во время купания. Используя такое приспособление, время, затраченное на купание, сокращается четыре раза [21, с. 123].
Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулировать двигательную активность, помогать распознавать части тела — развивать его. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т.д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.
Прогулку для детей с
ДЦП необходимо правильно организовывать. Дети со спастичными мышцами не способны передвигаться самостоятельно, и их приходится часто переносить. При переноске ребенка надо быть предельно внимательным. Необходимо

35
тщательно избегать тонизирующего рефлекса. В первую очередь,
Необходимо уделить внимание положению головы ребенка. Прежде чем поднять больного, лежащего на спине, надо осуществить наклон головы и корпуса вперед и сгибание в бедрах. Делается это так: взрослый садится на колени перед ребенком или за ним и, одновременно контролируя положение плеч и ног ребенка, переводит его в сидячее положение и только затем поднимает.
Нельзя обращаться с ребенком, вышедшим из младенческого возраста, как с младенцем, излишне часто носить его. Это приносит больше вреда, чем пользы, и не способствует выработке движений корпуса.
Затруднено изменение направления взгляда, т.к. дети не видят, что происходит вокруг них [30, с. 76].
Детям с таким заболеванием требуется не только специализированная медицинская помощь, но и педагогическая и психологическая. Родители совместно с педагогами и врачами создают комплекс совместных процедур. Родителям необходимо совместно с психологами воспитывать и развивать у ребенка целостность, активность. Он должен понимать, что у него свои обязанности, и должен с ними справляться. Оберегая его от физических травм, родители должны вести себя с ним как с нормальным умственно развитым человеком.
Выводы к первой главе
Детский церебральный паралич
– собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
У детей, страдающих ДЦП, выделяются многообразные, но типичные феноменологические особенности развития: нарушения крупной и мелкой


36
моторики; нарушения речевых функций; нарушения сенсорно- перцептивных функций; нарушения психических функций; эмоциональная возбудимость, частые перепады настроения; повышенная тревожность, склонность к страхам.
Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Комплексная реабилитация детей с
ДЦП дает результаты лучше, если начинается в раннем возрасте.
Лечебная гимнастика и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Детям с церебральным параличом адаптивная физическая культура поможет снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах, обучиться равновесию.
Перед больным ДЦП ребенком на протяжении всей жизни встает масса разнообразных проблем и препятствий. Тем не менее, многим детям удается получить образование, стать самостоятельным человеком и полноценным членом общества, и самореализоваться. От родителей это требует огромных душевных, материальных и временных ресурсов.
Победить последствия ДЦП можно, и чем раньше начато лечение, тем больше шансов достичь успеха.

37
1   2   3   4   5

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
УХОДА ЗА ДЕТЬМИ С ДЦП
2.1 Характеристика Федерального центра травматологии, ортопедии и
эндопротезирования Минздрава России (г. Барнаул)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования
(далее Центр) в г. Барнауле – один из 3 центров ортопедического профиля, которые построены в рамках приоритетного национального проекта
«Здоровье».
Центр представляет собой комплекс зданий: четырехэтажный корпус стационара, соединенный с двухэтажным лечебно-диагностическим корпусом.
Структура центра представлена лечебно-диагностическими подразделениями, оснащенными современным оборудованием, которое позволяет проводить обследование и лечение с использованием мировых достижений медицинской науки и практики:
- консультативная поликлиника для взрослых и детей на 140 посещений в смену;
- три взрослых травматолого-ортопедических отделения на 150 мест;
- детское травматолого-ортопедическое отделение с возможностью совместного пребывания матери и ребенка на 15 мест;
- анестезиолого-реанимационное отделение на 12 мест;
- операционный блок с пятью операционными залами и палатой пробуждения на 5 мест;
- клинико-диагностическая лаборатория;
- отделение лучевой диагностики;
- отделение восстановительного лечения;
- дневной стационар на 12 мест.

38
Консультативная поликлиника для взрослых и детей на 140 посещений в смену. В консультативной поликлинике проводится прием специалистов: травматолога- ортопеда взрослого и детского, нейрохирурга, невролога, терапевта, педиатра, уролога, гинеколога, в случае необходимости, в поликлинике проводятся обследования: эндоскопические и функциональные.
Проведение эндоскопических исследований входит в обязательный перечень обследования травматологических больных, готовящихся к оперативному лечению проводится в кабинете эндоскопии. Кабинет эндоскопии оснащен современными видеоэндоскопами «EVIS EXERA II» японской фирмы «OLYMPUS».
В Центре проводится полный комплекс медицинского обследования перед госпитализацией пациентов в стационар. Функциональная диагностика представлена широким спектром современных методик, которые позволяют определить состояние различных органов и выявить функциональные нарушения организма. Различные инструментальные методики позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой системы, нервной системы пациента в соответствии с мировыми стандартами.
Кабинет функциональной диагностики оснащен современным оборудованием: новейшими многоканальными электрокардиографами, комплексом для проведения нагрузочных проб, аппаратами для проведения суточного мониторирования артериального давления и
ЭКГ, электроэнцефалографом, электронейромиографом.
Клинико-диагностическая лаборатория оснащена современным оборудованием, позволяющим выполнять необходимые для пациентов исследования.
Автоматизация гематологических, биохимических, иммунологических исследований и исследований гемостаза уменьшает срок выполнения анализа и повышает точность результата. В лаборатории также могут быть выполнены цитологические, и бактериологические