Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Теоретическая часть
1. Нераспространенные и распространенные предложения.
2. Морфологизованные неморфологизованные второстепенные члены.
3. Структурно-семантическая классификация второстепенных членов в русской синтаксической традиции:
а) определение, его значение и морфологическое выражение; определения согласованные и несогласованные;
б) приложение;
в) способы выражения дополнений; виды дополнений и их значение; дополнение в действительных и страдательных оборотах;
г) инфинитив в роли определения и дополнения.
II. Практическая часть
Задание 1.
Внимательно прочитайте текст. Пронумеруйте предложения. Из каждого предложения выпишите отдельно определения, дополнения, в скобках укажите слова, к которым они относятся. Определите, чем выражены второстепенные члены.
Какие второстепенные члены выражены не одной словоформой? Что представляют собой эти конструкции? Как наличие таких конструкций влияет на строение текста?
Есть ли словоформы, которые совмещают значения разных второстепенных членов? Назовите их.
Как обилие и разнообразие второстепенных членов характеризует текст?
Как многоярусные соты, дымился и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сидениями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники – мех серебристый и черный – делали женские лица загадочными и красивыми.
М. Булгаков. Белая гвардия.
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 697-704.
2. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-ов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 3 Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. – С. 112-123.
Дополнительная
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991. – §§ 33-39.
4. Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 343-349.
Занятие № 12
(практическое)
Распространенное предложение в традиционном синтаксисе и в современной синтаксической науке
(продолжение)
I. Теоретическая часть
1. Способы выражения обстоятельств. Виды обстоятельств по значению. Инфинитив в роли обстоятельства.
2. Второстепенные члены предложения с двунаправленными связями и совмещенными значениями.
3. Детерминанты и ситуанты (Н.Ю. Шведова, О.Б.Сиротинина).
4. Сильные стороны традиционного учения о членах предложения и его критика в науке.
5. Решение вопроса о способах распространения простого предложения в Русской грамматике – 80. Присловные и детерминантные распространители в структуре предложения.
II. Практическая часть
Задание 1.
Выделите в предложениях обстоятельства. Охарактеризуйте их по схеме:
1) синтаксическая функция второстепенного члена (определение, дополнение, обстоятельство, синкретичный член);
2) выражаемое значение;
3) формальная характеристика:
а) слово какой части речи поясняет;
б) способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен;
в) способ синтаксической связи с поясняемым словом (согласование, управление, примыкание);
г) средство связи.
1) Час битый ехал с Покровки. 2) Я отказался по неумению. 3) В случае нападения запирайте ворота. 4) На другой день утром приехал Казбич. 5) В Петербурге, вопреки его собственным ожиданиям, ему повезло. 6) Глаза его блестели тихим блеском. 7) На другой день Пьер приехал проститься. 8) Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. 9) В слезах она рассказала о своем горе. 10) Врач застал больного в бреду. 11) В задумчивости старуха покачала головой.
Задание 2.
Укажите в предложениях детерминанты и охарактеризуйте их по схеме:
1) синтаксическая функция (дополнение, обстоятельство, синкретичный член);
2) выражаемое значение;
3) формальная характеристика:
а) способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен;
б) синтаксическая связь с предложением.
1) Ему захватило дух от гнева.
2) В антракте, в театре я вышел в буфет. 3) С улицы к реке через сад ходят изредка прохожие. 4) Для большого писателя мало знать родной язык. 5) Туристу без палатки не поход.
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 697-704.
2. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-ов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 3 Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1987. – С. 123-127.
3. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. – С. 149-150.
4. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 65-69.
5. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С. 66-72.
Дополнительная
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991. – §§ 40-41.
4. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта. – 6-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 349-353.
Занятие № 13
(лабораторное)
Тема: | Формальная устроенность предложений с двукомпонентной структурной схемой. |
Цель: | Выработка навыка определения структурной схемы двусоставного предложения; закрепление навыка структурно-семантического анализа главных и второстепенных членов предложения. |
Литература:
1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 633-638; 688-704; 716-743.
2. Грамматика современного русского языка. М., 1970. §§ 1422-1438; 1289-1297; 1301-1311.
3. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С. 79-82.
4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., Высшая школа, 1977. С. 83-90; 99-104.
5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. С. 74-87.
6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978 и далее. § 32.
7. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. §§ 11-15.
8. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл. / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М., Дрофа, 2002. §§ 168-179.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое структурная схема предложения? Основные типы структурных схем двусоставного предложения.
2. Что такое члены предложения? Каковы причины выделения членов предложения при структурно-семантической классификации?
3. Какие члены предложения называются главными? Определение подлежащего и сказуемого, их типов, особенностей их морфологического выражения?
4. Как трактуется связь сказуемого с подлежащим в школьной и научной грамматиках?
5. Какие члены предложения называются второстепенными? Каковы особенности значения и морфологического выражения определений, дополнений и обстоятельств? Какие виды определений, дополнений и обстоятельств выделяются в современном русском языке?
6. Что такое детерминанты? Как соотносится понятие детерминантов с традиционной классификацией второстепенных членов предложения?Задания
1. Выписать 4 предложения: 3 – с координируемыми главными членами (спрягаемо-глагольный и именной тип) и 1 – с некоординируемыми главными членами. Записать их структурные схемы.
2. Сделать разбор 1, 2, 15 предложений по членам.
Материал для анализа
Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка. М., 1989. Упр. 105.
Занятие № 14
(практическое)
Конструкция простого предложения: синтагматический аспект.
I. Теоретическая часть
1. Структурная схема как выражение формальной устроенности предложения.
2. Различные подходы к пониманию структурной схемы предложения:
а) структурная схема как предикативный минимум;
б) структурная схема как номинативный минимум.
3. Система минимальных структурных схем русского предложения: свободные, фразеологизированные; однокомпонентные, двухкомпонентные: структурные схемы с координируемыми (формально-уподобленными) главными членами, структурные схемы с формально-неуподобленными главными членами.
II. Практическая часть
Задание 1.
Запишите минимальные структурные схемы следующих предложений:
1) Окна запотели. 2) На дворе луна. 3) Ты стоишь без цели у окна. 4) День был жаркий, светлый, лучезарный. 5) Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях – коренное свойство человеческого ума. 6) Возвращаться опасно. 7) Лес – в зимнем уборе. 8) Стоять под стрелой крана – рисковать жизнью.
9) Ходить по газонам запрещается.
Задание 2.
Проанализируйте формальную устроенность каждого из простых предложений в тексте трижды: с позиций традиционного синтаксиса (для справок см.: [1, с. 689-714], Русской грамматики (для справок см.: [2, §§ 1908-1914]) и учебника под ред. В.А. Белошапковой.
Якутия подпишет с Россией на равных правах федеративный договор. Теперь у ее правительства больше прав распоряжаться своими собственными ресурсами. Это надо делать не откладывая. Тем более, что впереди рыночная экономика. Об этом заявлено на пресс-конференции в Якутске.
(Из газет)
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 716-743.
2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. – §§ 1908-1914.
Дополнительная
3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. С. 124-138, 185-196.
4. Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. М., 1979. – С. 24-35.
5. Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974. – С. 21-32.
6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. – С. 183-282, 314-385, 396-403.
7. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. М., 1941.- § 12, 27, 34, 36, 48-49, 53, 57, 76-77, 125, 127, 157-159.
Занятие № 15
(практическое)
Конструкция простого предложения: парадигматический аспект
I. Теоретическая часть
1 Понятие парадигмы в конструктивном синтаксисе. Парадигма простого предложения как совокупность его темпорально-модальных форм.
2. Форма предложения. Типы форм: исходная, неисходная; вариативная, невариативная. Парадигмы полные и неполные.
3. Парадигма предложения как системные (трансформационные) отношения между разными структурными схемами (синонимическая парадигма). Система форм русского предложения.
4. Понятие реализации структурной схемы предложения. Правила образования реализаций и их типы.
II. Практическая часть
Задание 1. Определите темпорально-модальные формы конструкций простых предложений, отметьте особенности их употребления.
- Ты меня не останавливай. Чего он может сказать? Хоть бы в армию его поскорее забрали, что ли. Там выучат. Там быстро научат, как уважать людей и уважать мать (А. Ананьев).