Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – 796-810.

2. Русская грамматика. М., 1980. – Т. 2. – §§ 2133-2137.

3. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. – С. 110-123.

4. Прияткина А.Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения. М., 1990. – С. 139-144; 152-163.

Дополнительная

5. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. – С. 300-319 (или: Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. М., 1979. – С. 103-112).

6. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение. М., 1976. – Гл. 1, 3, 5, 7.

7. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения; Язык и стиль // Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

8. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.- С. 84-173.

Занятие № 21

(лабораторное)

Тема: Непосредственно-коммуникативная организация

предложения и текст.
Цель: Наблюдение над функционированием высказывания.
Литература
1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., Высшая школа , 1999, с. 499-509.

2. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982, с. 300-319.

Или: Она же. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. М., Наука, 1979, с. 113-133.

3. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М., Русский язык, 1979, с. 33-35, 57-66, 95-282.

4. Горшков И.М. Дискуссионные вопросы организации текста в чехословацкой лингвистике // Синтаксис текста. М., 1981, с. 21-25.
Вопросы для самопроверки

1. Актуализационные и квалификативные смыслы высказывания. Социальный аспект модусного смысла. Роль названных смыслов в текстообразовании. Роль средств их выражения.

2. Актуальный аспект высказывания: актуальное членение и средства его оформления. Роль актуального членения и его оформления в текстообразовании.

3. Какова связь между модусными и актуальными аспектами смысла высказывания в плане текстообразования?
Задания
Подберите связный текст, состоящий из 5-6 предложений (простых и сложных).
1. Определите типы высказываний в зависимости от выражаемого ими субъективно-модального качества.

2. Определите, имеют высказывания линейное или ступенчатое актуальное членение. Проведите актуальное членение высказывания, установите средства.

Занятие № 22 (практическое)

Тема: Предложения, осложненные однородными членами.

I. Теоретическая часть

1. Способы осложнения формальной и семантической структуры предложения.

2. Понимание однородности в синтаксисе. Определение однородных членов предложения.

3. Вопрос об однородности главных членов- предложения.

4. Однородные второстепенные члены предложения, их структурное и семантическое своеобразие. Разграничение однородных и неоднородных согласованных определений.

5. Открытые и закрытые ряды однородных членов предложения. Синтаксические отношения, выражаемые соединительными, разделительными, противителъными и градационными союзами.

6. Обобщающие слова при: однородных членах предложения. Вопрос о синтаксической роли обобщающих слов.
II. Практическая часть

1. Сделать полный, синтаксический анализ следующего предложения: Все кругом зеленые деревья светлые дома уютного города волнистые

горы празднично полной чашей раскинулось под лучами благосклонного солнца.

Расставить необходимые знаки препинания. Подчеркнутые слова

проанализировать как члены предложения.

2. Выписать из любого художественного текста два предложения с разными рядами (открытым и закрытым) однородных членов.

Литература:

1. РГ - 80,стр. 166-173,

2. Бабайцева В.В., Максимов Д. Ю. Современный русский язык. ч.З. М., 1981, стр. 142-152.

3. Валгина Н.С. Синтаксис. §§64,68,70,72.

4. Современный русский язык, под ред. НА. Леканта, стр. 332-338.

Практическое занятие №23

Тема: Предложения, осложненные полупредикативными конструкциями

(обособленными членами).

I. Теоретическая часть.

1. Понятие об обособлении. Смысловая и функциональная осложненность членовпредложения при обособлении. Средства обособления.

2. Полупредикативные отношения, возникающие при обособлении. Соотношение предикативного, непредикативного («атрибутивно-предикативного» Шахматов) признаков в рамках предложения. Возможность трансформации одного вида признака в другой.

3. Общие и частные условия обособления определений, приложений, обстоятельств.

4. Вопрос об обособлении «дополнений».

5. Чем отличаются обособленные уточняющие и присоединительные конструкции от собственно обособленных членов предложения?
II. Практическая часть.

1. Проанализируйте условия обособлениявторостепенных членовпредложения. В каждом случае укажите общие условия обособления и, если они представлены не полно, дополнительные и частные (морфологические особенности главного или зависимого слова, соседство обособленных членов, диктантное расположение, наличие поясняющих слов при определенном члене, число обособляемых одиночных членов, дополнительные оттенки значения обособленных членов и т.п.).



/. Трамвай летел позванивая к самому морю. 2. Окруженный мальчиками шахтер подошел к нам. 3. В ласковый день бабьего лета Артамонов- усталый и сердитый вышел в сад, 4. Легкий быстрый на ногу очень веселый он был на два года моложе Татьяны. 5. Над нами кружилось облако комаров но закрытые сетками наши головы были неуязвимы. 6. За кормою вся в пене быстро мчится река. 7. Отсутствие приятельниц и подруг меня сперва поразило; но поразмыслив я сообразил, что Сусанна с се нравом воспитанием с ее воспоминаниями не могла иметь подруг в той среде, где она жила.

Расставить необходимые знаки препинания. Сделать синтаксический анализ подчеркнутого предложения.
Литература:

1.РГ-80, стр. 180-190.

2.Бабайцева ВВ., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. ч.З. M., 1981, стр. 152-163.

З. Валгина Н.С. Синтаксис. §§ 75-81 / 4. Русский язык. Учебник для 7-8 кл., 1985, §31-33.

Занятие № 24 (практическое)

Тема: Предложения, осложнённые обособленными членами

(2 занятие)
I. Теоретическая часть.

1. Общие и частные условия обособления определений и приложений (повторение).

2. Общие и частные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастными и субстантивными оборотами.

3. Предложения с уточняющими обособленными членами*

а) Отличительные признаки уточняющих, пояснительных, присоединительных и выделительных обособлений. В чем их отличие от .собственно обособленных членов предложения*

б) Вопрос об обособлении "дополнении” (школьная грамматика)

4. Обособление сравнительных оборотов.

5. Как решается вопрос об обособленных членах в Академич. грамматиках (70 и 80).
II. Практическая часть.

3. Расставьте знаки препинания. Сделайте полный синтаксический анализ предложения (включающий разбор по членам)

Недалеко от берега между древних фундаментов позднейших оград с татарскими памятниками и сожженных кустарников начиналась узкая всего аршина два мостовая сложенная из больших камней как римские дороги.
Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык, ч Ш, М. 1981, с.158-163. или Валгина Н.С. Синтаксис § 75-81

2. Современный русский литературный язык под. ред. П.А.Леканта, с. 339-392.

3. Русский язык. Учебник ..для 7-8 кл. 1985, § 32,33.

5. Русская грамматика. 1982, с. 180-190.

6. Грамматика совр. рус. языка. Наука, 1970 (АГ-70) с. 643-647.

Занятие №25 (практическое)

Тема: Предложения, осложненные обращениями, вводными


и вставными конструкциями
1. Теоретическая часть.

1. Обращение и его функции в речи.

2. Морфологическое выражение обращений.

3. Отличие обращений от других, сходных с ними по Форме синтаксических конструкций (приложений, вокативных предложений, номинативных предложений)

и др.).

4. Понятие о вводных конструкциях как особом средстве формирования и выражения субъективно-модальных значений.

5. Грамматические и семантические признаки вводных слов, словосочетаний, предложений.

6. Разряды вводных конструкций по значению.

7. Морфологическое выражение вводных конструкций.

8. Вопрос о вставных конструкциях, их отличие от вводных.

9. Вопрос о грамматической связи между обращениями, вводными конструкциями и членами предложения (см. А.Г. Руднев. Синтаксис русского языка, 1963, с.201-207. 210-212).

10. Как решается вопрос об обращениях, вводных конструкциях в ГР-70 и РГ-80?

11. Пунктуация при обращениях, вводных и вставных конструкциях.
II. Практическая часть.

П.А. Лекант. Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка, М., 1989, упр. 180 (1,2,?,5,6), 187 (4-й текст).
Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык, ч. Ill, M., 1981, с.163-173; или: Современный русский язык, ч. II. Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. М., 1964,. §§ 327-330; или: Р.С. Залгина. Синтаксис русского языка, 1978, §§ 82-87.

2. РГ-80, с. 163-166,214-237;,или Грамматика современного русского языка, "Наука",1970 /ГР-70/, § 1399, §.1405, § 1406, § 1470.

3. Русский язык. Учебник для 7-8 кл.,1985, §§ 29,30.

Занятие № 26 (лабораторное)
Тема: Осложненное предложение.
Цель: Закрепить и углубить навыки структурно-семантического анализа предложений, осложненных сочиненными рядами слов, обособленными членами, субъективно-модальными значениями.
Литература:
1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 714-716.

2. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С.166-168; 180-190.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. С. 139-166.

4. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. §§ 26-33.

5. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл. / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М., Дрофа, 2002. §§ 186-199.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. С. 146-153.

7. Валгина Н.С. Трудные случаи пунктуации. М., 1983. С. 102-109; 111-119; 120-142.


8. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. Гл. XXII.
Вопросы для самопроверки
1. Как понимается однородность в синтаксисе? Как определяются однородные члены.

2. Как решается вопрос об однородности главных членов предложения?

3. Однородные второстепенные члены предложения. Каково структурное и семантическое своеобразие однородных согласованных определений, их отличие от неоднородных определений?

4. Каковы признаки открытых и закрытых рядов однородных членов? Какие семантические отношения выражаются соединительными, разделительными, противительными, градационными союзами? Какие отношения могут выражаться в бессоюзно-открытых и закрытых рядах?

5. Как решается вопрос о синтаксической функции обобщающих слов при однородных членах.

6. Обособленные члены предложения: их виды; условия обособления.

7. Почему обособленное определение можно считать промежуточным звеном при преобразовании атрибутивного признака в предикативный?

8. В чем заключается принципиальная разница между конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями, и обстоятельствами, выраженными косвенными падежами имен существительных?

9. В чем состоит различие между собственно обособленными членами и конструкциями уточняющего и поясняющего типа?

10. Каковы особенности семантики, грамматического выражения и функционирования водных слов, словосочетаний и предложений?

11. Отличие вводных конструкций от частей сложного предложения.

12. Вставные конструкции, особенности их значения, грамматического выражения, функционирования в предложении.

13. Чем вставные конструкции отличаются от вводных?

14. Обращения, их значения, способы морфологического выражения, функционирование в предложении.

15. Отличие обращений от других синтаксических конструкций, выраженных формами именительного падежа (номинативных предложений, именительного представления, приложений и др.).

16. Как решается вопрос о грамматической связи вводных и вставных конструкций и обращений с членами предложения?
Задания к лабораторной работе.
Задание 1: Подготовьте ответ на вопрос, кратко изложите его.
Вариант 1.

Сравните изложение теории однородных членов предложения в школьном и вузовском учебниках.

Вариант 2.

Какое отражение в вузовском и школьном учебниках нашла теория обособления А.М.Пешковского?

Вариант 3.

Сравните полупредикативные обособленные члены с уточняющими обособленными членами.