Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант 4.

Проанализируйте интонацию предложений с однородными и обособленными членами.

Вариант 5.

Сравните материал о вводных и вставных конструкциях в вузовском и школьном учебниках.
Задание 2: Найдите в предложениях ряды однородных членов, объясните, почему они являются однородными, расставьте недостающие знаки препинания.

Задание 3: Найдите обособленные члены, определите, какую функцию они выполняют в предложении (добавочного сообщения или уточнения), укажите условия обособления и способ морфологического выражения обособленных членов.

Задание 4: Определите синтаксическую функцию подчеркнутых слов, расставьте недостающие знаки препинания, кратко объясните их.

Задание 5: Какое объяснение недостающих знаков препинания в предложении является правильным? Укажите цифру соответствующего правильного ответа.

Занятие №27 (практическое)

Тема: Семантика ССП и способы ее выражения,
1. Теоретическая часть.

1. Какими средствами выражаются смысловые отношения в ССП? Всегда ли семантика отношения в ССП определяется семантикой союзов?

2. Чем обусловлено образование сложных союзов с опорным а, и, но?За счет чего идет пополнение союзов?

3. Структурно-семантические разновидности предложений с соединительными, разделительными и противительными союзами.

4. ССП с присоединительными союза ли.

5. Типы многочленных сложносочинённых предложений.

6.Знаки препинания в ССП.
2. Практическая часть.

Расставьте недостающие знаки пре пинания. Сделайте полный синтаксический разбор ССП по схеме:

1)У Сережи к счастью оказались акварельные краски и он конечно захотел написать Варварино.

2)Туман лежал белой колыхающейся бесконечной гладью у его ног

но над ним сияло голубое небо и качались душистые зеленые ветви а золотые лучи солнца звенели с ликующим торжеством победы.
Литература:

1 .Бабайцева В.В., Максимов Л Ю. Соврем, русский язык. ч. III. §75-79 2.Валгина Н.С. Синтаксис, с.300-305

З.Чиркина И.П. Совр. русский язык в таблицах и схемах, с. 63-67, 69-70; Схема разбора ССП - там же с. 141.
Занятие № 27 (лабораторное)

Тема: Структурно-семантическая организация сложного предложения.

Цель: выработать навыки анализа видов синтаксической связи и средств связи частей сложных предложений разных структурно-семантических типов.

Литература:
1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 510-526.

2. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С.461-467.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. С. 175-188.
Вопросы для самопроверки.

  1. Чем сложные предложения отличаются от простых?

  2. Каковы принципы выделения структурно-семантических типов сложных предложений?

  3. Как создаётся единство и цельность сложных предложений?

  4. Интонация как средство связи и выражения смысловых отношений между частями СП.

  5. Союзы как средство соединения частей и выражения синтаксических отношений в СП.

  6. Строевая роль союзных слов в СП. Чем отличаются союзные слова от союзов?

  7. Указательные слова (корреляты) как признак несамостоятельности главной части.

  8. Особенности синтаксического строения частей СП, свидетельствующие об их взаимосвязанности: а) структурный параллелизм; б) структурная неполнота одной из частей СП.

  9. Видовременная соотносительность форм глаголов-сказуемых как средство связи частей предложения.

  10. Синтаксическая роль порядка частей СП.

  11. Лексико-морфологические показатели взаимосвязанности частей СП.


Задания к лабораторной работе

Из данного текста выписать три сложных предложения разных структурно-семантических типов, определить вид связи, выражаемые синтаксические отношения и средства связи предикативных частей, заполнив таблицу. Доказать, что это предложения сложные. Указать сходство и различие между простым и сложным предложениями.


п/п

Сложное предложение

Структурно-семантический тип СП, синтаксические отношения

Средства связи предикативных частей

Вид связи
















1. Выписать четыре сложных предложения с союзными словами; подчеркнуть грамматическую основу предикативных частей; разобрать по членам предложения предикативную часть, содержащую союзное слово; союзное слово выписать, указать его морфологическое выражение. Указать, в чем отличие союзных слов от союзов.

2. Выписать три сложных предложения с указательными словами, определить структурно-семантический тип СП, разобрать по членам предложения предикативную часть, содержащую указательное слово; указательное слово выписать, указать его морфологическое выражение.



Лабораторная работа №28
Тема: Особенности структуры и семантики сложносочиненных предложений.

Цель: Проверить навыки структурно-семантического анализа ССП. Повторить синтаксический разбор простого предложения.
Литература:

    1. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981, с. 526-533.

    2. В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык, ч.3, М., 1981, с. 187-196.

    3. РГ-80, с. 615-634.

Вопросы для самопроверки:

        1. Какие предложения называются сложносочиненными?

        2. Отличие ССП от простых предложений с однородными членами.

        3. Какие средства связи частей и выражения смысловых отношений используются в ССП?

        4. Структурные типы ССП: ССП открытой структуры и ССП закрытой структуры.

        5. Признаки ССП открытой структуры, структурно-семантические разряды и семантические разновидности их. Какие союзы используются в ССП открытой структуры?

        6. Признаки ССП закрытой структуры, структурно-семантические разряды и семантические разновидности их. Какие союзы используются в ССП закрытой структуры?

        7. Пунктуация в ССП.

Задания к лабораторной работе

1. Из данного текста а) выпишите все ССП, на 1-2 примерах докажите, что это ССП; б) выделите предикативные части выписанных ССП, подчеркните их грамматическую основу, укажите тип сказуемого; в) укажите средства связи частей трех ССП; г) определите структурно-семантический разряд всех ССП.

2. С каждым из данных примеров составьте сначала предложения с однородными членами, затем – ССП с союзами и, а, но; определите структурно-семантический разряд всех ССП.

3. Образуйте ССП, используя необходимые по смыслу разделительные союзы. Употребите в качестве подлежащих данные существительные. определите структурно-семантический разряд ССП.4. Дайте полный синтаксический разбор подчеркнутых предложений, характеризуя каждую предикативную часть как простое предложение.

Занятие № 29 (практическое)

ТЕМА: Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными и изъяснительными.
1. Теоретическая часть

I.Своеобразие нерасчлененных предложений в сравнении с расчлененными:

а) в особенностях связи придаточной части с главной;

б) в средствах связи;

в) в особенностях построения главной части;

г) в степени спаянности частей;


д) в принципах внутреннего деления на подтипы;

е) в характере отношений частей.

2.Структурно-семантические особенности СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

а) соотнесенность частей; б) средства связи; в) отношения; г) структурно-семантические разновидности; д) структурные схемы; е) порядок следования частей.

3. Сравнительно-объектные ССП
2. Практическая часть.

I. Расставьте знаки препинания, назовите значение придаточных частей. Определите, каким членом предложения являются союзные слова.

Замечали ли вы какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке.

У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается неоднократно которые знает в деталях о которых может напомнить в ,подходящей обстановке окружающим и этим-то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливаете раздражение друг против друга), то посме­шить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-либо еще.

(Д.Лихачев.)

2. Четвертую предикативную часть в предложении "У человека..." разобрать как простое предложение и по членам.

3. Составьте предложения по схемам. Определите значение придаточной части.

1) [ук. сл. + сущ.] , (который ...); 4) [...сущ.] , (союзн. сл. что...)

2) [... сущ.] , (где... ) 5) [...сущ.] , (союз что...)

3) [... тот], (кто...) 6) [гл1г. + указ.с.) , (союз что...)
Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. § 81 -89. или

2. Валгина Н.С. Синтаксис. § 102-108. или

3. Современный русский лит. язык. Под ред. П.А. Леканта, с 359-368.

4. Школьный учебник для 7-8 кл. (по теме)

5. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах, табл.47,48,49.

Занятие № 30 (практическое)

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия,

меры и степени.
1. Теоретическая часть.

1) Охарактеризуйте данные предложения по следующим признакам: а) соотнесенность главной и придаточной частей

б) средства связи

в) отношения

г) структурно-семантические разновидности

д) порядок следования частей.

2) В чем принципиальные различия между предложениями меры, степени и образа действия с союзным и относительным подчинением? Чем обусловлена многозначность СПП с союзным подчинением?

3) Как рассматриваются данные предложения в других классификациях?

(Л.Ю.Максимов, РГ-8О).
2. Практическая часть.

Расставьте знаки препинания, составьте схему и сделаете синтаксический разбор сложного предложения. Вторую предикативную часть разбери­те как простое предложение.


Даша остановилась глядя как вода тонкойпеленой выползает на песок и отходит оставляя ручейки и этоприкосновение воды к земле было такое радостное и вечное чтоДаша присела и опусти­ла туда руки. (А.Н.Толстой).

Составьте предложения по следующим схемам:

[... + глаг. ], (союзн.сл. как ...)

[... + кр. прилаг.], (союзн.сл. как...)

[...ТАКОЙ + полн. прил.] , (союз что...)

[. такой + полн. прил. + сущ.] , (как будто...)

ЛИТЕРАТУРА

1.Русский язык, уч-к для 7-8 кл., 1985 с. 196-199.

2.Валгина Н.С. Синтаксис. § 112.

З. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. совр. русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М., 1941. §§Q0,91.

4.Русская грамматика. т.2, §§ 2821-2828.

5.Чиркина И.П. Совр. русский язык в таблицах и схемах. 4.V, с.94-95, табл. №50.

Занятие № 31 (практическое)

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия,

цели, сравнения.
1. Теоретическая часть.

1.Перечислите признаки расчлененных СПП.

2.Охарактеризуйте данные предложения по:

а) соотнесенности частей

б) структурно-семантическим разновидностям

в) средствам связи

д) порядку следования частей,

е) отношениям

3. Чем отличается структура СПП с придаточными следствия, цели, срав­нения от сложных предложений с придаточными степени, образа дейст­вия, где значение следствия, цели, сравнения является вторым? Как это отражается в схеме?

4.Чем отличаются придаточные сравнения от сравнительных оборотов?
2. Практическая часть.

1 .Сделайте полный синтаксический анализ предложения.

В продолжение всего лета он два-три в неделю приезжал к нам и я привыкла к нему так что когда он долго не приезжал мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила что он дурно поступил оставляя меня. (Л. Тол­стой)

Первую предикативную часть разобрать по членам.

2. Расставьте знаки препинания, объясните. Назовите значения придаточных частей. Составьте схемы предложений.

1) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза, (Лерм.)

2) Иней лежал на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами. (Пауст.)

3)Воздух только изредка дрожал как дрожит вода возмущенная падением ветки. (Тург.)

4) Щенок скулит так жалобно как будто плачет ребенок. (Ант.)

5) Мои романтические догадки оказались беднее чем правда жизни и войны.