Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани


Допустить к защите

Председатель ПЦК

_________________А.С. Евтушенко

(подпись)

_______________________ 20__ г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Работу выполнила ______________________________________А. М. Зленко

(подпись)

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Руководитель

преподаватель________________________________________Т. Н. Курочкина

(подпись)

Нормоконтролер

преподаватель________________________________________А. С. Евтушенко

(подпись)

Краснодар

2 020

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………...

3

1

Теоретические основы изучения формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста……………….


6




1.1

Особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста……………………………...……..


6




1.2

Роль игровой деятельности при формировании дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста………


14




1.3

Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….....


19

2

Описание опытно-экспериментальной работы по организации и проведению игровой деятельности при формировании дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста……………….



24




2.1

Первичная диагностика сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………...


24




2.2

Проведение работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………...


28




2.3

Проведение сравнительной диагностики сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста после проведенной работы………………………………..



35

Заключение……………………………………………………………………...

39

Список использованных источников………………………………………….

41

Приложение

А

Карта наблюдения…………………………………………

49

Приложение

Б

Картотека по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………….



58






ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение детей производится в игре, так как она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Таким образом, проблема формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности приобретает актуальное значение. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В настоящее время над обществом висит угроза нравственного вырождения человечества. В настоящей жизни все более важными становятся материальные, а не духовно-нравственные ценности, из-за этого люди вступают в конфликтные отношения между собой, не пытаются понять друг друга, разучились бескорыстно помогать, становятся более отчужденными, эгоистичными, замкнутыми. Развитие ребенка в группе близких по возрасту детей является дополнительной возможностью для морального развития ребенка, получения им более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия и естественного, языкового и интеллектуального развития.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности [14]. Именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие. Формирование дружбы – своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения – также происходит в дошкольном возрасте.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений в среднем дошкольном возрасте исследовалась в трудах В. П. Залогиной, Т. А. Марковой, А .В. Булатовой, З. В. Лиштван и других отечественных педагогов и психологов. В этих исследованиях раскрывается гуманистическая направленность данных отношений, выделяются критерии, свидетельствующие о наличие дружеских взаимоотношений.



В исследованиях Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой А. А. Аржановой и других ученых, придается большое значение игре, руководству взрослого, различной совместной деятельности при формировании дружеских взаимоотношений.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра – средство воспитания. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.

Объект исследования: процесс формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить эффективность организации игровой деятельности по формированию дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) описать особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;

2) определить роль игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста;

3) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста;

4) провести первичную диагностику сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;

5) организовать и провести работу, направленную на формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;

6) проанализировать результаты проделанной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. теоретические (анализ, синтез, обобщение);

  2. эмпирические (методы наблюдения за играми детей, сравнение);

  3. приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Гипотеза исследования: формирование дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста возможно при следующих условиях:


– постоянное уточнение и расширение знаний дошкольников о нормах взаимоотношений со сверстниками в процессе игровой деятельности;

– обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных игровых ситуаций;

– развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе игровой деятельности;

– осуществление подбора игр в согласии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

Структура работы включает в себя введение, две главы, список использованных источников и приложения.

Практическая значимость: заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс игровых мероприятий, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью формирования дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста.

База исследования: Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 56 поселка Полтавский Красноармейского района.

1 Теоретические основы изучения формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста



1.1 Особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
С момента рождения жизнь ребенка вплетается в сложную систему социальных связей. Такое вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постепенно, формируя особую сферу – сферу социального опыта. В период дошкольного возраста в жизнь ребенка входят другие дети. Между ними складывается совсем непростая картина взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все это остро переживается ребенком и несет массу разнообразных эмоций. Данная эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений гораздо выше, нежели в сфере взаимодействия со взрослыми. Порой родители не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, к сожалению, не придают особого значения детской дружбе, ссорам и обидам.

Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад, у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С этого момента его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками [2].

По мнению Т. А. Марковой дружеские взаимоотношения – это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению [26].

И. Кон не даёт четкого определения понятия, однако при этом выделяет его специфические характеристики. По его мнению, одним из важнейших признаков дружеских взаимоотношений является свобода выбора друга, добровольная взаимозависимость, возникающая в отношениях друзей в отсутствии социального давления [27].