Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Допустить к защите
Председатель ПЦК
_________________А.С. Евтушенко
(подпись)
_______________________ 20__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работу выполнила ______________________________________А. М. Зленко
(подпись)
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Руководитель
преподаватель________________________________________Т. Н. Курочкина
(подпись)
Нормоконтролер
преподаватель________________________________________А. С. Евтушенко
(подпись)
Краснодар
2 020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... | 3 | |||||
1 | Теоретические основы изучения формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………………. | 6 | ||||
| 1.1 | Особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста……………………………...…….. | 6 | |||
| 1.2 | Роль игровой деятельности при формировании дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста……… | 14 | |||
| 1.3 | Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста……………………………………………..... | 19 | |||
2 | Описание опытно-экспериментальной работы по организации и проведению игровой деятельности при формировании дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………………. | 24 | ||||
| 2.1 | Первичная диагностика сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………... | 24 | |||
| 2.2 | Проведение работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста………... | 28 | |||
| 2.3 | Проведение сравнительной диагностики сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста после проведенной работы……………………………….. | 35 | |||
Заключение……………………………………………………………………... | 39 | |||||
Список использованных источников…………………………………………. | 41 | |||||
Приложение | А | Карта наблюдения………………………………………… | 49 | |||
Приложение | Б | Картотека по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………. | 58 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение детей производится в игре, так как она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Таким образом, проблема формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности приобретает актуальное значение. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время над обществом висит угроза нравственного вырождения человечества. В настоящей жизни все более важными становятся материальные, а не духовно-нравственные ценности, из-за этого люди вступают в конфликтные отношения между собой, не пытаются понять друг друга, разучились бескорыстно помогать, становятся более отчужденными, эгоистичными, замкнутыми. Развитие ребенка в группе близких по возрасту детей является дополнительной возможностью для морального развития ребенка, получения им более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия и естественного, языкового и интеллектуального развития.
Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности [14]. Именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства: взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и многие другие. Формирование дружбы – своеобразного морального опыта ребенка, содействующего развитию позитивных чувств, формированию устойчивых форм поведения – также происходит в дошкольном возрасте.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений в среднем дошкольном возрасте исследовалась в трудах В. П. Залогиной, Т. А. Марковой, А .В. Булатовой, З. В. Лиштван и других отечественных педагогов и психологов. В этих исследованиях раскрывается гуманистическая направленность данных отношений, выделяются критерии, свидетельствующие о наличие дружеских взаимоотношений.
В исследованиях Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой А. А. Аржановой и других ученых, придается большое значение игре, руководству взрослого, различной совместной деятельности при формировании дружеских взаимоотношений.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра – средство воспитания. Руководя игрой, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувство, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей, тем самым развивая у них дружеские отношения, привязанность друг к другу.
Объект исследования: процесс формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить эффективность организации игровой деятельности по формированию дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) описать особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;
2) определить роль игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста;
3) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста;
4) провести первичную диагностику сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;
5) организовать и провести работу, направленную на формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста;
6) проанализировать результаты проделанной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-
теоретические (анализ, синтез, обобщение); -
эмпирические (методы наблюдения за играми детей, сравнение); -
приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Гипотеза исследования: формирование дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста возможно при следующих условиях:
– постоянное уточнение и расширение знаний дошкольников о нормах взаимоотношений со сверстниками в процессе игровой деятельности;
– обогащение способов общения и поведения детей путем создания специальных игровых ситуаций;
– развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе игровой деятельности;
– осуществление подбора игр в согласии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы включает в себя введение, две главы, список использованных источников и приложения.
Практическая значимость: заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс игровых мероприятий, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью формирования дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 56 поселка Полтавский Красноармейского района.
1 Теоретические основы изучения формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
С момента рождения жизнь ребенка вплетается в сложную систему социальных связей. Такое вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постепенно, формируя особую сферу – сферу социального опыта. В период дошкольного возраста в жизнь ребенка входят другие дети. Между ними складывается совсем непростая картина взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все это остро переживается ребенком и несет массу разнообразных эмоций. Данная эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений гораздо выше, нежели в сфере взаимодействия со взрослыми. Порой родители не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, к сожалению, не придают особого значения детской дружбе, ссорам и обидам.
Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами. Изучение взаимоотношений в детских коллективах имеет особое значение, так как социально-психологические проблемы детей школьного возраста и взрослых уходят корнями в дошкольное детство. Именно в этом возрасте находятся истоки формирования личности человека. Кроме того, когда ребенок приходит в детский сад, у него меняется «социальная ситуация» его психического развития. С этого момента его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать в отрыве от взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь, на основе опыта общения закладываются основы нравственных качеств личности и первые коллективные взаимоотношения ребенка со сверстниками [2].
По мнению Т. А. Марковой дружеские взаимоотношения – это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению [26].
И. Кон не даёт четкого определения понятия, однако при этом выделяет его специфические характеристики. По его мнению, одним из важнейших признаков дружеских взаимоотношений является свобода выбора друга, добровольная взаимозависимость, возникающая в отношениях друзей в отсутствии социального давления [27].