Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е. О. Смирнова считает, что эксклюзивное содержание дружеских взаимоотношений конкретизируется в личностном, субъектном отношении к другу предполагающем сопричастность, принимающее и безоценочное отношение [28].
А. А. Алексеев считает, что дружеские взаимоотношения отличаются высокой эмоциональной значимостью для человека. Как правило, говорят о положительной эмоциональной насыщенности этих отношений, дружбу рассматривают как источник эмоциональной поддержки, сопереживания. Вместе с тем он отмечает, что эмоциональные связи между друзьями не всегда позитивны, и их интенсивность может оставлять осадок амбивалентных и негативных чувств.
Таким образом, на основании изученной литературы под дружескими взаимоотношениями мы понимаем многообразную и относительно устойчивую систему избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между людьми.
Исследования отечественных психологов Я. Л. Коломинского, Л. С. Славиной и других, проведенные на детях школьного возраста, показали, что благополучные взаимоотношения со сверстниками создают чувство принадлежности ребенка к группе, общности с ней, что очень важно для его общего эмоционального самочувствия, уверенности в себе, для формирования адекватной самооценки. Если таких взаимоотношений нет, то ребенок чувствует себя в группе сверстников не уютно, тяжело переживает свою отверженность.
Неблагополучные отношения порождают у него состояние напряженности и тревоги. Это состояние требует выхода, и ребенок находит его либо в агрессии по отношению к сверстникам, либо в подавленности и чувстве неполноценности. У ребенка формируется отрицательное отношение к людям: неприязнь, враждебность, агрессивность и отрицательные черты личности [11].
Л. В. Артемова, занимаясь вопросом организации взаимовлияния детей в игре, рассматривала условия оптимального взаимодействия активных и пассивных сверстников. Она показала, что степень взаимовлияния детей друг на друга зависит от положения ребенка в группе сверстников [3].
Важным направлением в научных исследованиях было изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и ее влияние на взаимоотношения детей. Т. А. Репина, А. А. Рояк в своих работах большое внимание уделяли изучению особенностей взаимоотношений детей в условиях игровой деятельности [18, 19].
Разработку вопроса о различиях, проявляющихся у детей во взаимоотношениях с окружающими сверстниками можно проследить в работах А. И. Аржановой, Р. И. Ибраимовой, в которых можно увидеть связь между содержанием общения детей между собой и формированием у них нравственных чувств, а также влияние степени развития у детей организаторских умений в игре и труде на их общение [1, с. 55].
В исследованиях Л. В. Артемовой анализируется структура взаимоотношений детей, изучаются связи и зависимости, складывающиеся между ними в ежедневном общении [3].
В среднем дошкольном возрасте дети уже имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. У детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга, хотя данные объяснения у детей носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты.
Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменить положение «непопулярного» ребенка можно с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, улучшая «микроклимат» вокруг него, а также включение его в деятельность, где он сможет показать себя с лучшей стороны. Положительные взаимоотношения возникают также тогда, когда дети выполняют задания не для себя лично, а для других людей [20].
Процесс развития личности, формирование черт характера находится, как известно, в прямой зависимости от существующих взаимоотношений. По мере того как симпатии и антипатии детей в отношении сверстника приобретают устойчивость, они оказывают все большее влияние на отдельные черты его личности и в конечном итоге определяют их (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) [17, с. 13].
Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит, как и общение со взрослыми ряд этапов. Воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельность детей в группе [15]. Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Оно осуществляется на первых этапах в форме эмоционально-практического общения (два – четыре года жизни ребенка). Третий и четвертый год жизни ребенка – время существования самой простой формы коммуникативного взаимодействия между детьми. Содержание потребности в общении со сверстником выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах. Процесс заключает в себе и главную цель их практической деятельности, к совместному участию в процессе, к соучастию, а результат легко трансформируется по ходу дела и часто вообще исчезает из виду.
Особенности этой формы общения со сверстниками способствуют развертыванию инициативы детей, так как в контактах они чувствуют себя свободными и действуют на равных; благоприятствуют резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных – за счет включения самых ярких, крайних экспрессий. Общение этого рода серьезно помогает становлению самосознания и формированию основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности [15, с. 44].
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре – пять лет). Ситуативно-деловое общение – наиболее типично для дошкольного детства. Примерно в четыре года у детей, посещающих дневные группы детского сада, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером. Роль общения со сверстниками у детей старше четырех лет заметно возрастает среди всех других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры. Эпоха ее расцвета – четыре – шесть лет. Сюжет приобретает четкость, в нем выделяются законченные эпизоды, тесно связанные между собой, определяются роли и т.д.
Но самое главное: с четырех лет сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной. Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла.
При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели. Такие контакты обозначают термином «сотрудничество». Переход от соучастия к сотрудничеству – заметный прогресс, в сфере коммуникативной деятельности ребенка со сверстниками [21].
В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению приобретает в это время максимальную яркость, и выступает в форме специфического феномена, названного М. И. Лисиной феноменом «невидимого зеркала» [15]. В сверстнике в это время дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки.
Отставание в развитии общения с товарищами в рамках ситуативно-делового общения оказывает уже заметное неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность, что связано с невозможностью осуществить игру (ведущую деятельность этого возраста).
Не все дети хорошо чувствуют себя в группе детского сада. Сверстники по-разному относятся друг к другу: с одними они играют, с удовольствием отдают особо понравившиеся игрушки, других активно избегают, а третьих просто не замечают. Можно увидеть таких детей, которые сами уходят от товарищей и предпочитают играть в одиночестве [24].
Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива, и дети, открыто конфликтующие с товарищами. Одни малообщительные дети первоначально стремятся к общению со сверстниками, но позже уходят от него. Другие с момента перехода в группу не испытывают потребности в общении с детьми и предпочитают играть в одиночестве.
Сопоставление различных случаев малообщительного поведения позволило обобщить их и выделить три подгруппы малообщительных детей: к первой относятся дети, которые первоначально стремятся к общению, а позже уходят от него.
Дети второй подгруппы сначала стремятся к общению, но потом все-таки уходят от него, несмотря на доброжелательное отношение сверстников.
К третьей подгруппе причисляются те, кто с момента прихода в группу (возраст детей четыре – пять лет) не стремятся к общению со сверстниками, хотя последние относятся к ним доброжелательно [22].
Среди открыто конфликтующих детей выделяются две подгруппы.
К первой подгруппе относятся те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники, тем не менее, не принимают в игру. Ко второй – причислены ребята, установившие контакты со своими товарищами (это стремление взаимно), но их игровое общение сопровождается частыми конфликтами [22].
А. А. Аржанова провела психологическое изучение чувства дружбы у детей дошкольного возраста. В исследовании автор отмечает особенности дружбы детей данного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми.
А. В. Булатова считает, что с одной стороны, в дружбе проявляются нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков позитивного поведения, углублению нравственных чувств.
Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает, как считает автор, потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллективах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых.
В исследовании В. П. Черкова отмечается, что появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется дошкольниками, «оборудуется» необходимым материалом. В работе подчеркивается роль сознательности в формировании дружеских взаимоотношений, имеющих коллективную направленность взаимоотношений в процессе деятельности.
Психологи относят чувства дружбы, товарищества к чувствам высшего порядка. Эти чувства представляют собой продукт развития человека как общественного существа и, как писал А. Г. Ковалев, «определены общественными отношениями, сложившимися нравственными традициями, определенной моральной атмосферой жизни, формируются в процессе сознания и выполнения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и трудовой деятельности».
У детей пяти лет проявления чувств становятся более яркими и относительно устойчивыми. Им доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. У детей намечается понимание дружбы как особой формы взаимоотношений. Большое значение в этом возрасте имеют нравственные качества сверстников, дети начинают оценивать друг друга по поступкам, особо ценится умение играть в коллективе. Дети ценят и берегут дружбу, готовы защищать свои отношения, ревниво следят за своим сообществом.
Дружба в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности: с одной стороны, это крайняя эмоциональность и искренность переживаний, а с другой – недостаточная осознанность мотивов дружбы. Чаще всего дружба возникает в результате внешних обстоятельств: внешний вид ребенка, наличие у него интересных игрушек, проживание в одном доме и тому подобное. Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготение друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам [2].