Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ беседы с детьми показал, что большинство детей давали не полные ответы, были неуверенны, сомневались, наибольшие затруднения вызвали вопросы, которые требовали дать характеристику понятиям «дружба», «дружить» и «Что самое главное в дружбе?», дети отвечали: «Дружить значит не драться», «Любить друг друга», «Быть счастливыми», «Не жадничать», дети не могли ответить, каким должен быть настоящий друг, опирались только на внешние признаки, например: «Он мне нравится», «Она красивая», «Мы живем в одном доме», «Он хороший». Вызвал и затруднение вопрос «Как помириться с поссорившимся друзьям?».

В закреплении родителям было предложено задать детям дополнительные вопросы «Что такое дружба?» и «Что значит дружить?». Вот какие ответы они дали:

– «Когда два человека играют вместе»;

– «Когда делятся чем-нибудь»;

– «Не дерутся, не ссорятся»;

– «Защищают друг друга»;

– «Помогают, не обижают друг друга»;

– «Когда один для другого сделает что-нибудь хорошее и не ждет ничего взамен»;

– «Дарят подарки друг другу».

Дальше в своей работе мы решили сделать анализ рисунков. (Приложение Б).

Ребятам было предложено нарисовать ответ на вопрос «Как вы думаете, что такое дружба?». Во время рисования родители не вмешивались в процесс рисования: не предлагали что-то или кого-то нарисовать, не задавали вопросы и не комментировали детский рисунок.

На вопрос «Что такое дружба?» большинство детей нарисовали людей. Это и дети, и их друзья, и семья. Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются – это означает сплоченность и дружбу. А удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.

Чуть меньше изобразили в своих рисунках дом. Старый и темный дом может свидетельствовать об одиночестве и, возможно, малыш нуждается в поддержке взрослых, а светлый и красивый о душевном спокойствии.

Также на вопрос «Что такое дружба?» ребята рисовали сердечки, цветочки, солнышки. Это говорит об их позитивном отношении к дружбе, как к чему-то доброму, светлому, теплому.

Некоторые дети изобразили радугу. Это говорит об их психологическом и эмоциональном комфорте. А еще радуга в рисунках может означать – о чем мечтают дети!

Природу рисовали те детки, которые хотели уйти от ответа на вопрос, видимо их что-то тревожит во взаимоотношениях и они не хотели это раскрывать. 


Ну и единицы нарисовали абстрактные картинки, как ответ на вопрос «Что такое дружба?». А это может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.
2.3 Анализ результатов проделанной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Для выявления эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

Анализ проводился по следующим критериям:

– проявление эмпатических реакций на поведение сверстника: проявляет интерес к эмоциональному поведению других, пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого, предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку), проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит);

– уровень владения нормами и правилами: приветствует детей, когда приходит в группу, спрашивает разрешение, когда хочет взять чью-то игрушку, извиняется в случае ошибки (толкнул, наступил на ногу);

– инициативность: сам предлагает детям какую-то игру, делится личными игрушками и играет вместе, принимает приглашение на совместные игры.

Обработка данных и анализ результатов происходили таким образом:

– Проявление эмпатических реакций поведения:

от 0 до 4 баллов: не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого;

от 5 до 9 баллов: ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, стремится получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому;

от 10 до 12 баллов: проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить товарища.

– Уровень владения нормами и правилами социального взаимодействия:

от 0 до 4 баллов: ребенок не знает и не владеет нормами;

от 5 до 6 баллов: соблюдает правила лишь по настроению или указанию взрослого;

от 7 до 9 баллов: ребенок согласно возрасту, хорошо знаком с нормами и правилами.

– Инициативность:

от 0 до 4 баллов: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;



от 5 до 6 баллов: ребенок крайне редко проявляет активность, предпочитает следовать за другими детьми;

от 7 до 8 баллов: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

Анализируя полученные результаты формирующего эксперимента после проведенной нами работы, мы сравнивали показатели констатирующего этапа и контрольного. Результаты показали, что после игровой деятельности у детей произошли существенные изменения, и наметилась положительная траектория для дальнейшего развития.

Таблица 2 – Уровень сформированности дружеских взаимоотношений на контрольном этапе работы

Имя

Показатели

Итоги

Проявление эмпатических реакций на поведение сверстника

Уровень владения нормами и правилами социального взаимодействия

Инициативность

Аня

5 (С)

7 (В)

6 (С)

(С)

Даша

5 (С)

5 (С)

5 (С)

(С)

Миша

10 (В)

8 (В)

7 (В)

(В)

Коля

5 (С)

6(С)

5 (С)

(С)

Алеша

6 (С)

5 (С)

6 (С)

(С)

Илья

4 (Н)

5 (С)

6 (С)

(С)

Павел

10 (В)

8 (В)

7 (В)

(В)

Марианна

8 (С)

5 (С)

6 (С)

(С)

Кира

10 (В)

8 (В)

7 (В)

(В)

Ирина

11 (В)

7 (В)

8 (В)

(В)


Приведенные выше показания представим в виде диаграммы.


Рисунок 2 – Анализ результатов проделанной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста


Подводя итоги, можно сказать, что благодаря проделанной работе с воспитателями, детьми и их родителями, которая была направлена на формирование дружеских взаимоотношений, которую мы проводили через разные виды игр, беседы, чтение стихотворений и рассказов, уровень сформированности средних дошкольников значительно вырос.

Детей с высоким уровнем стало 60 %, со средним уровнем 40 %, а детей с низким уровнем совсем не стало.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог теоретическому анализу проблемы исследования, следует отметить следующее. С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без взаимодействия в общении не может сформироваться его психика. В ходе общения ребенок узнает мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимосвязей со взрослыми и своими сверстниками.

Характерной чертой современных детей является то, что большая их часть не умеет общаться, им трудно договориться друг с другом. Проблемы, которые ощущает ребенок в совместном общении, в особенности при организации коллективной игровой деятельности, сказываются на его нравственном и умственном развитии, поскольку опыт общения и совместная деятельность – это тот фундамент, на котором строится его будущее личностное развития.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию у детей среднего дошкольного возраста дружески взаимоотношений в процессе игровой деятельности таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал.

С одной стороны – это опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны – это опыт общения в коллективе сверстников. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса, (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

На формирующем этапе экспериментального исследования целенаправленно нами были разработаны игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Контрольный этап эксперимента показал, что в группе выросло количество средних дошкольников с высоким уровнем, увеличилось количество детей со средним уровнем и с низким уровнем детей не стало.

Проведя данную экспериментальную программу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что дружеские взаимоотношения дошкольников развиваются позитивными, если у ребенка есть возможность взаимодействия со сверстником в разных видах совместной игровой деятельности и у детей есть представление о разных способах реагирования в конфликтных ситуациях.


Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Педагогические функции детской игры [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Волошина, К. Е. Панасенко, М. В. Садовски и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». – Белгород : Белгород : БелГУ, 2018. – 93 с. : табл.; 21 см. – ISBN 978-5-9571-2507-5.

  2. Пономарева, Т. А. Игровая технология в формировании коммуникативных умений у дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Пономарева, Л. Б. Сабитова ; Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта РФ, «Уральский государственный университет физической культуры». – Стерлитамак : СИФУ, 2018. – 116 с. : ил., табл.; 21 см. – ISBN 978-5-9909561-7-9.

  3. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский педагогический гос. ун-т». – Москва : МПГУ : Прометей, 2015. – 135, [2] с. : табл.; 20 см. – ISBN 978-5-7042-2401-3.

  4. Авдулова, Т. П. Социальная психология детства [Текст] : диагностический практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва : МПГУ, 2018. – 100 с. : табл.; 20 см. – ISBN 978-5-4263-0561-8.

  5. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования [Текст] : материалы VIII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, г. Барнаул, 27–28 апреля 2017 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ»). – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 199 с. – ISBN 978-5-88210-904-1.

  6. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения : речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей : для работы с детьми 3-7 лет / АГАрушанова. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2018. – 126 с. : табл.; 21 см. – («Библиотека воспитателя»). – ISBN 978-5-86775-098-5.

  7. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл : Academia, 2017 – 526 с. : ил., портр., табл.; 21 см. – (Психология для студента). – ISBN 978-5-89357-221-6.

  8. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 206 с. : ил.; 23 см. – ISBN 5-09-003256-4.

  9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 398 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-91180-846-4.

  10. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский ; ред.-сост. Т. К. Мелешко-Брушлинская и В. В. Знаков. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. – 621 с.; 22 см. – (Выдающиеся ученые Института психологии РАН / Российская акад. наук, Ин-т психологии). – ISBN 5-9270-0091-6.

  11. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошк. образоват. учреждений / ССБычкова. – М. : Аркти, 2015. – 95 с. : ил.; 21 см. – (Развитие и воспитание дошкольника). – ISBN 5-89415-271-2.

  12. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. Э. Власенко. – Москва : Айрис пресс, 2015. – 159 с.; 24 см. – (Культура здоровья с детства). – ISBN 978-5-8112-4290-0.

  13. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07290-7. – URL: https://urait.ru/bcode/437740 (дата обращения: 15.04.2020).

  14. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 253 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07084-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/420808 (дата обращения: 26.03.2020).

  15. Ермолаева, М. В. Психология развития : методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., стер. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2018. – 372 с. : ил., табл.; 21 см. – ISBN 978-5-9770-0230-1.

  16. Жуков М. Тематические подвижные игры для дошкольников [Текст] : методическое пособие / Марина Борисова. – Москва : Обруч, 2015 – 159 с.; 21 см. – ISBN 978-5-904810-37-5.

  17. Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя [Текст] / О. Н. Капшук. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 221 с.; 21 см. – (Серия «Школа развития»). – ISBN 978-5-222-17789-1.

  18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0313 – «Дошк. Образование» / С.АКозлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 414 с.; 22 см. – (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование). – ISBN 5-7695-2599-1.

  19. Кошелева, Ю. П. Проблемы организации игровой деятельности : учебное пособие для студентов IV курса отделения «Психология» (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»), обучающихся по дисциплине «Организация игровой деятельности». – Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. – 93 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88983-816-7.

  20. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / АДКошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева ; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – Москва : Academia, 2015 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 166 с. : табл.; 21 см. – (Высшее образование). – ISBN 5-7695-1058-7

  21. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации [Текст] : учебное пособие / О. В. Крежевских. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 220 с. : ил. – ISBN 978-5-4475-7452-9.

  22. Леонова, И. В. Развитие коммуникативных навыков и речи у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Леонова ; АНО «Наш солнечный мир», Направление «Развитие коммуникации и речи». – Москва : 2016. – 34 с.; 21 см. – ISBN 978-5-9900021-7-3.

  23. Мириманова, М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : [для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование»] / М. С. Мириманова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 248 с. : ил. – (Профессиональное образование. Профессиональный модуль. Организация различных видов деятельности и общения детей). – ISBN 978-5-4468-8447-6.

  24. Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) : приказ от 17 октября 2013 года № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 25.03.2020).

  25. Педагогика современности : научные статьи / учредитель и издатель: Научно-исследовательский институт педагогики и психологии. – Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2015 – 29 см. 2017, № 1. – 2017. – 132 c.

  26. Психическое развитие воспитанников детского дома / М. И. Лисина, ИВДубровинаАГРузская и др. – Под ред. ИВ. Дубровиной, АГ. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1990. – 264 с. : ил.; 22 см. – (ОПН. Образование. Пед. науки. Пед. психология). – ISBN 5-7155-0242-X.

  27. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебно-методический комплекс по дисциплине : практикум / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» ; сост. Н. В. Манаенкова. – Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2019. – 86 с. : табл. – ISBN 978-5-7810-1874-1.

  28. Ситникова, О. В. Подготовка педагогов к развитию умений и навыков у дошкольников средствами игры [Текст] : монография / О. В. Ситникова. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – 248 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-4458-6110-2.

  29. Современные проблемы общей и специальной педагогики / ред. Т. В. Коротовских. – Сургут : РИО СурГПУ. Часть 2 : Специальное образование на современном этапе: теория и практика : материалы Всерос. заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / ред. Т. В. Коротовских. – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 273 С.

  30. Учимся общаться [Текст] : игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 2-7 лет : автор-составитель О. Н. Арсеневская. – Волгоград : Учитель, [2017?]. – 161 с.; 21 см. – (В помощь педагогу ДОО) (ФГОС ДО). – ISBN 978-5-7057-5052-8

  31. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д : Феникс, 2015 (ЗАО Книга). – 255 с. : ил., табл.; 21 см. – (Школа развития). – ISBN 5-222-07148-0.

  32. Эльконин, Д. Б. Современные проблемы психологии детской игры [Текст] : (Краткое содержание доклада) / ДБ. Элькони. – Москва : 1963. – 14 л.; 29 см. – (Доклады участников Симпозиума по проблемам игры/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дошкольного воспитания).

  33. Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года) : приказ от 17 октября 2013 года № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 25.03.2020).

  34. От рождения до школы : основная образовательная программа дошкольного образования / рук. авторского коллектива: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 349, 3 с. : ил., табл.; 24 см. – (Соответствует ФГОС) (Библиотека программы От рождения до школы). – ISBN 978-5-4315-1015-1.

  35. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 132 с. - ISBN 978-5-9765-1966-4. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=345789 (дата обращения: 03.02.2020).

  36. Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребенка. В чьих руках окажется это волшебное средство? : научно-методическое пособие / Г.И.Репринцева – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020 – 319 с. – (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/textbook_5be1867ff18618.22571253. – ISBN 978-5-16-106715-4. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=356238 (дата обращения: 03.03.2020).

  37. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений : учебное пособие / Е.П. Ильин. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 592 с. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-496-01604-9. –Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=346944 (дата обращения: 07.01.2020).

  38. Диагностические методики речевого развития дошкольников : учебно-методическое пособие / сост. Л. В. Градусова, Н. И. Левшина. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2015. – 68 с. – ISBN 978-5-9765-2277-0. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=356826 (дата обращения: 23.02.2020).

  39. Османова, Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет) / Г. А. Османова, Л. А. Позднякова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 88 с. – (Мастер-класс логопеда). – ISBN 978-5-9925-0832-1. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344952 (дата обращения: 14.02.2020).

  40. Русина, Е. И. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с дошкольниками в процессе познавательной деятельности : монография / Е. И. Русина ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. пед. ун-т им. Н. И. Ульянова. – Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2018. – 126 с., л. цв. ил. : табл.; 20 см. – ISBN 978-5-86045-289-3.

  41. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Психология», 030301 "Психология" и направлению подготовки 030300 «Психология» ФГОС ВПО / ЕОСмирнова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 191 с.; 21 см. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 978-5-4315-0077-0.

  42. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками : (Для детей от 3 до 6 лет) / ЛМ. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – 2. изд., доп. и перераб. – СПб. : Детство-пресс, 2015. – 380 с. : ил., табл.; 21 см. – ISBN 5-89814-016-6.

  43. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду [Текст] : игровые ситуации, игры, этюды : учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. – 217 с.; 21 см. – (Методический комплект программы «Детство»). – ISBN 978-5-89814-842-3.

  44. Пазухина, И. А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет : пособие-конспект для практ. работников ДОУ / авт.-сост. И. А. Пазухина. – СПб. : Детство-Пресс, 2015 (ГПП Печ. Двор). – 94 с., ил., табл.; 23 см. – ISBN 5-89814-325-4.