Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 5 до 9 баллов: ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, стремится получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому;
от 10 до 12 баллов: проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить товарища.
– Уровень владения нормами и правилами социального взаимодействия:
от 0 до 4 баллов: ребенок не знает и не владеет нормами;
от 5 до 6 баллов: соблюдает правила лишь по настроению или указанию взрослого;
от 7 до 9 баллов: ребенок согласно возрасту, хорошо знаком с нормами и правилами.
– Инициативность:
от 0 до 4 баллов: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
от 5 до 6 баллов: ребенок крайне редко проявляет активность предпочитает следовать за другими детьми;
от 7 до 8 баллов: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.
Таблица 1 – Уровень сформированности дружеских взаимоотношений на констатирующем этапе работы
Имя | Показатели | Итоги | |||
Проявление эмпатических реакций на поведение сверстника | Уровень владения нормами и правилами социального взаимодействия | Инициативность | |||
Аня | 2 (Н) | 1 (Н) | 3 (Н) | (Н) | |
Даша | 5 (С) | 5 (С) | 5 (С) | (С) | |
Миша | 6 (С) | 6 (С) | 5 (С) | (С) | |
Коля | 2 (Н) | 1(Н) | 4 (Н) | (Н) | |
Алеша | 4 (Н) | 4 (Н) | 3 (Н) | (Н) | |
Илья | 4 (Н) | 5 (С) | 6 (С) | (С) | |
Павел | 7 (С) | 6 (С) | 5 (С) | (С) | |
Марианна | 8 (С) | 5 (С) | 6 (С) | (С) | |
Кира | 10 (В) | 8 (В) | 7 (В) | (В) | |
Ира | 11 (В) | 7 (В) | 8 (В) | (В) |
Приведенные выше показания представим в виде диаграммы.
Рисунок 1− Первичная диагностика сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
В соответствии с рисунком 1 отметим, что у большинства детей исследуемой группы отмечен средний уровень, а также присутствуют дети с низким уровнем сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что с детьми данной группы требуется провести определенную работу, направленную на формирование дружеских взаимоотношений, так как не все дети легко идут на контакт с окружающими, могут сочувствовать сверстнику, вживаться в роль, быть послушным и вежливым.
Недостаточность сформированности дружеских взаимоотношений на констатирующем этапе указывает на необходимость дальнейшей работы по их формированию.
Опираясь на полученные результаты мы, сделали вывод о целесообразности формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного с помощью игровой деятельности.
2.2 Содержание игровой деятельности, направленной на формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Умение взаимодействовать с членами общества является одним из наиболее важных критериев правильного и гармоничного развития личности ребенка. Освоение человеческой культуры невозможно без общения с другими людьми.
Ребенку с проблемами развития данного умения сложно понять происходящие вокруг события, чувства людей и в целом существовать в обществе. В первую очередь он будет испытывать трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками. Ребенок же с высоко развитыми коммуникативными способностями, наоборот, легко адаптируется к любой социальной среде, легко заводит друзей, что определяет практическую значимость формирования и развития навыков общения с раннего детства.
Результаты диагностического обследования детей средней группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 56 выявили средний и низкий уровень развития навыков социального взаимодействия. На основании чего нами была разработана и предложена для работы с детьми программа по формированию навыков социального взаимодействия. Первый этап работы проводили с детьми систематически на производственной практике.
Цель нашей работы состояла в следующем: формирование навыков социального взаимодействия у детей среднего дошкольного возраста с целью развития и укрепления дружеских взаимоотношений.
Мы поставили перед собой следующий ряд задач:
-
развивать внимание и интерес к сверстнику; -
воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику; -
сформировать умение входить в контакт и вступать в диалог; -
сформировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
Начали свою работу с помощью утреннего ритуала «Привет с колокольчиком» для того, чтобы создать положительный настрой на весь день (мы тебя видим, мы тебе рады).
Вечерний ритуал «Прощай». Он проводится с целью легкого расставания, хорошего настроя на следующий день (мы будем тебя ждать).
Разделили нашу работу на несколько блоков.
1 блок:
Цель: формирование у ребенка умения входить в контакт и вступать в диалог.
Задачи:
-
совершенствование координации речи и движений, чувство ритма, имитационных движений; -
развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, и переживаниями.
Виды деятельности: игровая, двигательная. Время проведения: дневная прогулка.
Оборудование: картонный диск. Игры:
-
«Краски» -
«Черное и белое» -
«Гуси-лебеди» -
«Раки».
2 блок:
Цель: формирование у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера.
Задачи:
-
обучение умению распределять роли и функции; -
учиться согласовывать свои действия с партнером. Виды деятельности: игровая, двигательная.
Время проведения: дневная прогулка. Оборудование: ноутбук с музыкой.
Игры:
-
«Невод» -
«Воробушки и автомобиль» -
«Нос к носу» -
«Пузырь».
Занятия проводились с применением подвижных игр, которые были направлены на появление у ребенка интереса к взаимодействию со сверстниками и формированием у него доброжелательного отношения к ним.
Предложение поиграть всем вместе детям понравилось. Объяснение правил первой игры прошло быстро и, по словам детей, они все поняли. Однако, как только началась игра, у некоторых ребят появились трудности.
К примеру, еще не все могли различать правую и левую руку, на просьбу пожать друг другу руки, некоторые дети начинали обниматься и прыгать, тем самым нарушая правила игры. Двоим детям игра казалась слишком скучной и они отказывались играть. Вторая игра, «Птицелов», ребятам понравилась гораздо больше. Все хотели быть ведущими.
Потом мы предложили детям другие две игры. Одна из них была более спокойная, вторая же более подвижная. Во время первой игры дети снова нарушали правила, выкрикивали не в свою очередь, чем путали ведущего и нарушали ход игры.
При проведении второй игры ребята специально нарушали правила, чтобы стать ведущими. Некоторые ребята не захотели принимать участие в играх. Они стояли и наблюдали за всем происходящим со стороны.
Последующие игры проходили более организовано и слаженно. Перед игрой все правила были подробно и детально разобраны. Мы объяснили детям о необходимости соблюдения установленных в игре правил, если они хотят достичь результата и победить.
Большая часть детей старались выполнять необходимые условия игр. И эти же дети делали замечания тем, кто нарушал правила. На последнем занятии данного блока детям предложили самим выбрать игры, которые понравились больше всего и их провести.
Данный блок игр был разработан для формирования самостоятельности и саморегуляции. Каждый ребенок сам отвечал за свои игровые действия. Степень активности участия также зависела только от самого ребенка. Более активные дети призывали к действию остальных, тем самым включая их во взаимодействие с группой.
Потом мы продолжили свою работу по формированию умения ребенка вхождения в контакт с ровесником.
Большое внимание в этот период уделялось развитию умения вступать в разговор, обмениваться своими чувствами и переживаниями. Игры в данном блоке были все партнерские, и детям необходимо было согласовывать свои действия с другим игроком.
Также в своей работе применяли такие игры, как «Мишутка», «Рябинки» в течения дня. Для развития дружеских взаимоотношений между детьми нами применялись дидактические игры: «Поиски добрых слов», «Лото», «Домино», «Профессии», а так же игры по развитию эмоциональной сферы.
Для театрализованных игр подбирали различные куклы – бибабо, плоскостные изображения кукол, деревья, куклы – ложковые, которые помогают детям разыгрывать ситуативные игра – истории.
Следующим этапом в дальнейшем помимо работы с детьми мы запланировали работу с привлечением родителей дошкольников. Важным условием результативности является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного образовательного учреждения заложены следующие принципы:
− единый подход к процессу воспитания ребёнка;
− взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
− уважение и доброжелательность друг к другу.
При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
− повышение педагогической культуры родителей;
− приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
− изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
− установления взаимосвязи детского сада и семьи.
Работа с родителями реализовывалась через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные, целью которых было обогатить родителей педагогическими знаниями, индивидуальные беседы с родителями, тематические консультации, использование мультимедийных презентаций (фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов), дистанционные формы работы с семьей (вкладка на сайте, электронная почта).
Наша цель была поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
Формами работы с родителями стали: мероприятия, проведенные совместно с детьми, проведение бесед с родителями.
Работа строилась таким образом, чтобы заинтересовать родителей темой совместной работы.
Родителям был предложен совместный просмотр мультфильмов с детьми, в которых идет речь о дружбе, о взаимопониманиях.
С целью выявить особенности представлений о дружбе детей среднего дошкольного возраста была проведена беседа. Беседа проводилась по аудиозаписи.
Детям предлагалось ответить на 8 вопросов:
-
Как ты понимаешь слово «дружить»? -
У тебя есть друг? Какой он? -
Знаешь ли ты, что главное в дружбе? -
Тебя можно назвать хорошим другом? Почему? Каким надо быть, чтобы тебя выбрали в друзья? -
Что чувствует человек, если с ним никто не дружит? -
Что надо сделать, чтобы друг появился? -
Друзья могут ссориться? И почему? -
Как помириться поссорившимся друзьям.