Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в основе взаимоотношений детей могут быть самые разные качества. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы [9].
Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоционально-положительную направленность на сверстника.
Таким образом, можно сделать вывод, что за период дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения во взаимоотношениях с детьми.
Следует также обозначить, что отношения у детей не всегда выражают себя во внешних действиях и считаются стороной сознания ребенка. К среднему дошкольному возрасту, ребенок начинает принимать себя и другого как целостную личность, не сводимую к отдельным качествам, вследствие чего становится возможным формирование личностного отношения со сверстником.
1.2 Роль игровой деятельности при формировании дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста
Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения друг к другу является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В дошкольных образовательных учреждениях создаются все условия для реализации этой задачи. Игра по концепции Л. С. Выготского является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно, в играх возникает потребность в объединении и общении друг с другом, непременным условием которого является соблюдение определенных общепринятых норм поведения.
Богатые возможности для воспитания гуманного и доброжелательного отношения к окружающим взрослым и сверстникам создает игровая деятельность дошкольников. В ней отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
«В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему – то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя», потому именно игровой деятельности посвящены труды многих педагогов и психологов.
Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является и дошкольном возрасте ведущей. Таким образом, вместе с возникновением игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом интенсивного формирования дружеских взаимоотношений во время игры.
Игровая деятельность – это эмоционально привлекательная форма созидательной самореализации ребенка, выражающаяся в личном проживании ролей, которые обеспечивают путь скопления знаний об окружающей реальности и норм социального взаимодействия. В силу многообразия предметного содержания игровая деятельность дает возможность детям среднего дошкольного возраста приобрести неограниченный спектр познаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Вследствие эмоциональной привлекательности игровая деятельность образует мотивационную сферу личности, формирует индивидуально-творческие таланты, навыки социального поведения и совместной работы.
Обогащение социального и нравственного опыта ребенка среднего дошкольного возраста, путем организации специальной игровой деятельности, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфическую деятельность и детскую наивность, приобретает новый смысл, перерастая в сочувствие к другим людям, а также в переживания чужих печалей и радостей как своих собственных [26].
Именно в игровой форме деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования:
– ориентация на окружающих людей,
– умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, то есть с общественной точки зрения,
– развиваются личностные механизмы поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
В игровой деятельности формируется система взаимоотношений (стремление сделать что-то полезное для других людей). Общественные по содержанию мотивы деятельности приобретают большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. Первые дружеские связи возникают и протекают именно в игровой деятельности.
Главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы – общий интерес к игре. В обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее, самостоятельнее, инициативнее. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребенка определенных поступков, выявление личных свойств и качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со сверстниками, – это первая школа воспитания общественного поведения. Личные качества ребенка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры [7].
Советский педагог В. А. Сухомлинский считал, что игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности, она как огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [46]. В период дошкольного детства игра является буквально образом жизни детей, который ориентирован на жизненно важные потребности развития. С помощью игры ребенок имеет возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению взаимодействовать со сверстниками, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры и правилами, то есть проходит социализацию к окружающему миру. Игровая деятельность влияет на
формирование всех психических процессов произвольности, воображения, образного мышления и определяет дальнейший путь психического развития ребенка [42].
Психологи считают, что детские игры возникли стихийно, но закономерно как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Согласно Д. Б. Эльконину [45], возникновение игры связанно с появлением сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С еѐ помощью происходит моделирование ребенком отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение какой-то из роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение [45].
Именно в этом возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в процесс социального взаимодействия. Оно осуществляется не только через семью, но и через сверстников. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения может происходить и через игру. Сверстники в группе детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности [40].
Для детей 4 – 5 лет характерна высокая двигательная активность. Поэтому большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу, имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково.
Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для развития как физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, а самое главное способствуют установлению контакта между детьми, а значит, формирует дружеское взаимодействие. Во время игры ребенку нужно решать, как действовать, чтобы достигнуть той или иной цели. Неожиданность и быстрота смены условий деятельности и заставляет его искать самостоятельно пути решения этих задач. Это способствует развитию самостоятельности, умения общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельности. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками, и межличностных отношений [16].
Детям интересно проигрывать определенные ситуации, где они могут попробовать себя в разных ролях. Можно сказать, что подвижная игра с сюжетом – это та игра, которая всегда предполагает партнера, что является одной из важных форм взаимодействия в данном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возможных конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми [45].
Наиболее сложным видом игр являются командные. Основным в таких играх являются правила. Они регулируют все действие играющих: характер взаимодействия детей, их поступки и выполнения действий. Все поведение детей подчиняется правилам игры, они, являясь обязательными для всех участников, требуют наличие умения соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения в обществе [24].
В игре развивается воображение и творчество. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Главную роль в формировании и проведении игры занимает педагог, являясь неким центром притяжения.
1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Пятый год жизни детей, является периодом, при котором, происходит развитие интеллектуальных и нравственно-волевых сфер развития личности. При этом именно в пятилетнем возрасте, происходит появление новых качеств личности, а также новых потребностей. Происходит расширение знаний, связанных с предметами и явлениями, которые ранее были неизвестны ребенку.
Кроме того, происходит проявление заинтересованности в тех связях, которые существуют сегодня среди предметов и явлений. То, каким образом произойдет процесс проникновения ребенка в данную связь, определяет его дальнейшее развитие.
Именно в пятилетнем возрасте происходят существенные изменения в психическом состоянии детей. Дети ощущают себя самыми взрослыми среди остальных детей и понимают скорый переход из детского сада в условия школы.