Файл: Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие дошкольников пятого года жизни, может быть полноценным, только в том случае, когда, обеспечивается рациональное и грамотно выстроенное общение со старшими и сверстниками.

Основополагающим признаком развития старших дошкольников в возрасте пяти – шести лет, является наличие оценочного отношения к себе и другим людям. При этом поведение дошкольника, связано с его собственным мнением о себе, и о том, каким бы ему хотелось быть.

При положительном восприятии дошкольником своей личности, понимание своего собственного «Я», значительно влияет на то, насколько деятельность будет успешна, а также самосознание влияет на взаимодействие со сверстниками. При гармоничном развитии самосознания, старший дошкольник умеет грамотно выстраивать отношения со сверстниками и избегать конфликтов. Кроме того, благодаря знаниям своих возможностей, происходит понимание ценности людей, которые окружают ребенка.

Мышление дошкольников пятого года жизни, имеет некоторые отличительные особенности, к которым относят:

– навык решения мыслительных задач, при помощи представлений их условий;

– речь позволяет развить навык рассуждения, а также обеспечивает понимание причин явлений;

– наличие у детей вопросов, демонстрирует развитие любознательности;

– отмечается проявление возрастания планомерности мыслительных навыков;

– отмечается развитие ума, самостоятельности, гибкости и пытливости.

Для дошкольников пятого года жизни, характерно проявление заботы о близких людях, а также организация таких поступков, которые предпринимаются с целью ограждения родных от излишних беспокойств и огорчений.

Дети в возрасте пяти – шести лет, могут сдержать слезы, смех, бурное выражение чувств. При этом происходит развитие у ребенка навыков, выражений, переживаний, используя мимику, жесты интонации, позы.

К наиболее активно используемым дошкольников занятий, относят – лепку, рисование, сборку конструктора. Кроме того, данный возраст, связан с формированием элементов труда, выраженное тем, что ребенок понимает, что он делает нужное дело, и помогает другим при организации труда. Именно в старшем дошкольном возрасте, начиная с пяти лет, дошкольники активно используют навыки самообслуживания и активно участвуют во взрослых делах [15].


К важному типу деятельности детей пятого года жизни, относят учебную деятельность. При этом основная особенность учебной деятельности, связана с тем, что при организации учебной деятельности, происходит приобретение новых знаний и умений.

Для возраста пяти лет, характерно развитие фантазии. При этом максимально ярко воображение ребенка. Основной тип игровой деятельности для дошкольников, это сюжетно-ролевые игры, при которых на ребенка возлагается функция взрослого, происходит выполнение социальных и общественных функций взрослого человека.

Так, например, старший дошкольник, может при организации игры, сначала отобрать все необходимые в процессе предметы, и затем их использовать, при этом, не отвлекаясь на поиск необходимых для игры вещей.

Кроме сюжетно-ролевых игр, дети в пятилетнем возрасте, активно используют игры с правилами, такие как: прятки, догонялки. Данные игры, позволяют развиваться формированию таких качеств, которые необходимы ребенку в процессе учебной деятельности.

В возрасте пяти лет, отмечается наличие у ребенка навыка ставить какую-либо цель, которая касается его самого и его собственного поведения. От того, насколько будет развит данный навык, зависит успешность будущего школьного обучения, и психического развития ребенка уже во взрослом возрасте.

Анализируемый дошкольный возраст также является периодом активного познания окружающего мира, дети интересуются и увлекаются всем происходящим вокруг. Возраст четырех – пяти лет, является периодом развития познавательных вопросов. Именно данный период, называется периодом «Хочу все знать!» [9].

Процесс перехода к старшему рубежу дошкольного возраста, связан с крайне интенсивными процессами развития словесного типа памяти. Детям, удается запомнить весь словесный материал, что крайне важно в процессе школьного обучения, именно поэтому развитие словесного навыка крайне важно для дошкольников.

Восприятие и понимание происходящих вокруг ребенка процессов, напрямую зависит от того, на каком уровне, находится развитие таких навыком мышления, как: анализ, сравнение, обобщение, классификация. При должном уровне развития данных качеств, возможно более глубокое и полное понимание сведений об окружающем мире.

Для пятого года жизни, характерно развитие у ребенка понятийных и логических мышлений. Ребенок активно интересуется не только тем, что он видит, но и тем, что окружает его. Именно в данном возрасте, дети начинают активно интересоваться причинами и следствием связанными с предметами, кроме того, появляется заинтересованность к технологиям изготовления предметов.



Дети пятого года жизни, способны полностью отрываться от того что видят, определять причины явлений, анализировать и делать выводы по конкретным проблемам. При этом огромное значение в развитии познавательного процесса, отводится тому, насколько ребенок сам, участвует в разнообразных видах деятельности.

Пятый год жизни дошкольников, является таким периодом, в котором, происходят значительные перемены в психическом развитии детей. В связи с активными процессами освоения ребенком в данном возрасте широкого круга деятельности, в которую входит трудовая, игровая, продуктивная, бытовая, и многие другие, происходит нагрузка на умственную деятельность. Однако, при правильном распределении программы освоения разнообразной деятельности овладение моделированием в виде центральной умственной способности, а также формирование произвольного поведения.

На пятом году жизни у детей, имеется полностью сформированный механизм понимания того, как происходит сопоставление воспринимаемой действительности. Дети начинают самостоятельно понимать сущность всех процессов, и происходит снижение их внушаемости.

Исследования, проводимые психологами, показали, что в пятилетнем возрасте, дети могут отстаивать свое мнение, позиции, понимать правильно смешные или нелепые ситуации. При возникновении кризисных и сложных ситуаций, старшие дошкольники относятся к себе самокритично и гораздо требовательней, чем дети младшего дошкольного возраста.

Принято считать, что именно возраст пяти – шести лет, является базовым, в котором закладывается будущее моральное развитие детей. Данный период, является таким временем, в котором формируется моральный облик ребенка, и именно то, каким образом он будет сформирован, отражается в течение всей жизни ребенка.

Таким образом, отмечается, что для детей пятилетнего возраста, характерны отличия от детей средней группы в увеличении физических и психических способностей.

Именно в анализируемом возрасте происходит окончательное формирование всех аспектов личности детей, к которым относят – нравственную, эмоциональную и волевую сторону. Наиболее активно происходит формирование навыков самообслуживания, организация труда в природе.

Основной вид деятельности в пятилетнем возрасте, это сюжетно-ролевые игры, а в дальнейшем игры с правилами. В процессе игр, детям удается не только проводить действия с предметами и объектами, но и учиться взаимодействию с другими людьми. К основным изменениям в деятельности дошкольников пятого года жизни, относят развитие таких психических процессов, как навык целенаправленного управления своим собственным поведением, а также таким психическими процессами, как – восприятие, внимание, память.


Таким образом, можно сделать вывод, что пятый год жизни, является базовым и наиболее удобным для формирования дружеских взаимоотношений.

2 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1 Первичная диагностика сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста
Работа на констатирующем этапе проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 56.

В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста, в количестве 10 детей. Из них 5 девочек и 5 мальчиков.

Целью данного этапа было определение исходного уровня сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения диагностики нами была разработана карта наблюдения на основании работ Лисиной М. И., Басовой М. Я., Фуряевой Т. В. [53], Кошелевой А. Д. Было решено применить данный метод в своей работе.

Выбор данного метода обусловлен тем, что по нашему мнению он является незаменимым при первичной диагностике сформированности дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

На первом этапе исследования были выделены критерии, с помощью которых можно определить уровень сформированности дружеских взаимоотношений у детей:

– проявление эмпатических реакций на поведение сверстника: проявляет интерес к эмоциональному поведению других, пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого, предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку), проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит);

– уровень владения нормами и правилами: приветствует детей, когда приходит в группу, спрашивает разрешение, когда хочет взять чью-то игрушку, извиняется в случае ошибки (толкнул, наступил на ногу);

– инициативность: сам предлагает детям какую-то игру, делится личными игрушками и играет вместе, принимает приглашение на совместные игры.

Обработка данных и анализ результатов происходили таким образом

– Проявление эмпатических реакций поведения:

от 0 до 4 баллов: не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого;