Файл: тактика тушения пожаров на объекте с массовым пребыванием людей (на примере мбдоу сош 12 города славянсканакубани).doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 3811
Скачиваний: 123
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ С МАССОВЫМ
1.1 Анализ пожарной безопасности общеобразовательного учреждения МБДОУ СОШ №12
2.1 Оперативно-тактическая характеристика общеобразовательного учреждения МБДОУ СОШ № 12
2.2 Тактика тушения пожаров на объекте с массовым пребыванием людей
пожарного подразделения определяют максимально возможный объем работы при выполнении боевой задачи за конкретный период времени. Важнейший фактор – взаимодействие между всеми звеньями и руководством. Для правильного построения пожарной тактики необходима четкая структура и прочные взаимосвязи. Поэтому организация действий в подразделении, карауле подобна военной, где есть приказы и жесткая иерархия.
Второй параметр, от которого зависят эти возможности – оснащение вооружением и характеристики пожарного автомобиля. Количество пожарных для решения одной боевой задачи также входит в этот список, как и их тактическая подготовка. Замыкает его особенности объекта, которые влияют на тушение возгораний, устранение задымлений и спасание людей.
Общие действия при тушении пожара сводятся к нескольким этапам:
На этапе разведки выясняют оперативно-тактические характеристики возгорания. Они помогают правильно разместить оборудование, спрогнозировать развитие пожара, определить пути для перемещений боевого состава, узнать местонахождение и количество людей.
Сообщения о пожаре принимает диспетчер, заносит данные в соответствующие документы и передает сведения дальше. Быстрота обработки напрямую влияет на тактические возможности пожарного подразделения.
Спасательные работы проводят при вероятной угрозе жизни, здоровью и других опасных факторах пожара. Для этого используется специальное оборудование для высотных работ, средства индивидуальной защиты. Работы выполняются в оговоренных случаях.
Развертывание сил и средств – подготовка, установка и подключение к источникам воды пожарно-технического вооружения. Конечный этап – подача огнетушащего вещества в магистральные линии трубопроводов.
Устранение горения – работы по ликвидации пожара и
его последствий (задымление, повышение температуры окружающей среды). Этот этап включает также действия по предотвращению повторного воспламенения, тления, взрывов. При ликвидации пожара продолжают проводить разведку, аварийно- спасательные работы, если есть необходимость.
Сбор и возвращение к месту постоянного пребывания – проверка личного состава, боевого вооружения и работа с гидрантами, люками и стационарными пожарными кранами. Перед выездом с места тушения автоцистерны заполняют водой. Во время возвращения пожарные должны находиться на связи с дежурным диспетчером.
Особенности различных объектов приводят к дополнительным действиям пожарных при решении боевой задачи. В нормативной документации Министерства чрезвычайных ситуаций выделены особенные случаи тушения пожаров при различных неблагоприятных условиях и повышенной опасности для людей и пожарных.
В них описаны действия пожарных с учетом важных характеристик различных объектов. Например, при нехватке воды необходимо использовать другие доступные огнетушащие вещества, а при высокой вероятности взрыва установить форму и вид специального сигнала для оповещения людей, и бойцов об опасности.
Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны предусматривает ответственность должностных лиц и описывает иерархию в подразделениях на любых стадиях работы на пожаре. В общих сведениях описаны действия по определению основного направления, распределению сил относительно него.
Исходя из сложившейся обстановки для проведения спасательных работ на данный объект привлекается следующая техника[17]:
- АЛ-30 (131);
- АД-90 (66);
- АКП-50 (6540).
Практика тушения пожаров показывает, что с точки зрения технико- экономических и тактических показателей наиболее эффективными огнетушащими веществами в помещениях являются вода и пена.
Для подачи воды или пены, как правило, используются основные пожарные автомобили (автоцистерны, автонасосы).
Тушение пожаров в химических и физических кабинетах, лабораториях, подсобных помещениях и кладовых целесообразно осуществлять воздушно- механической пеной средней кратности.
Для тушения пожаров в помещениях могут быть использованы стволы РСК- 50, PC-50, РС-70 и лафетные.
Стволы РСК-50 и РС-50 целесообразно применять в помещениях при их высоте до 6 м (например, в этажах здания). Это объясняется тем, что относительно небольшие размеры помещений ограничивают маневренность действий струй.
В помещениях высотой более 6 м (например, в актовом или спортивном зале) целесообразно применять стволы РС-70 и лафетные стволы. В помещениях высотой более 6 м не рекомендуется применять стволы РС-50, РСК-50 потому, что в этих помещениях площадь пожара может быть весьма значительной, а целесообразнее использовать более мощные стволы, имеющие большую длину струи[18].
При осуществлении защитных действий в процессе тушения пожаров в помещениях используются, как правило, стволы РС-50.
Независимо от применяемых типов стволов пожарные должны подавать воду на горящие поверхности с использованием максимальной площади орошения струёй.
Ни в коей мере нельзя допускать работу ствольщиков по «дыму», т.к. это приводит к излишнему проливу воды нанесению значительного материального ущерба.
Действия подразделений по осуществлению необходимых условий локализации будут усложняться наличием дыма в помещениях. Более того, задымление при тушении пожара, является основным препятствием проникновения ствольщиков к зоне горения.
Применять дымососы на нагнетание рекомендуется в помещениях с высотой до 6 м.
Для отсоса продуктов горения дымосос лучше всего устанавливать в вытяжном отверстии. При этом необходимо уменьшать площадь приточных отверстий.
На нагнетание свежего воздуха дымососы используются в исключительных случаях.
Возникновение пожара на данном объекте возможно прогнозировать в помещении столярной мастерской на первом этаже и в помещении библиотеки на втором этаже.
При прогнозировании развития пожара в здании в целом нужно учитывать, что основными путями распространения огня в здании могут быть наружные и внутренние поверхности сгораемых конструкций (стены, перегородки, перекрытия); проемы и различные отверстия в конструктивных элементах; лестничные клетки, вентиляционные каналы. Последние два вида путей являются и основными путями распространения дыма при пожаре в здании.
Вариант № 1.
Пожар возник на первом этаже здания, в помещении столярной мастерской размером 7х8 м. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс), коридор (Приложение 5).
Пути возможного распространения пожара:
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей; при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания.
Места возможного обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит.
Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют.
Площадь помещения – 56 м2.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с).
Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин.
Вариант № 2.
Пожар возник на втором этаже здания (Приложение 6), в помещении библиотеки размером 6х8 м. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс, комната), коридор.
Пути возможного распространения пожара:
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей; при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания.
Места возможного
обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит.
Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют.
Площадь помещения – 48 м.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин.
Предполагаемая численность лиц, находящихся (работающих, находящихся) в объекте, сведения о местах нахождения и физическом состоянии людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения) [15].
Общее количество людей, которые могут находиться в здании более 300 человек.
Количество учащихся в наибольшую смену – 760 человек. Количество персонала (включая преподавателей) – 90 человек. Основными местами сосредоточения людей в здании являются: 1 этаж – столовая, кабинеты (классы), столярная мастерская;
2 этаж – библиотека, кабинеты (классы), санузлы; 3 этаж – кабинеты (классы), санузлы, комнаты;
Сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания первой помощи пострадавшим.
Эвакуация возможна с этажей здания по двум лестничным клеткам, через один центральный выход и шесть запасных.
Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.
Расчет необходимого количества сил и средств:
Вариант № 1
1) Исходные данные:
Вследствие короткого замыкания электропроводки токарного станка пожар возник в помещении столярной мастерской, расположенной на первом этаже здания.
Размеры помещения: 7х8х3 м. Площадь помещения: 56 м2.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ: 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения: 1,0 м/мин.
Время обнаружения пожара (АПС имеется): 5 мин. Расстояние до ПСЧ-39: 3 км.
2) Определяем время свободного развития пожара по формуле:
ТСВ ТДС ТСБ Т
Второй параметр, от которого зависят эти возможности – оснащение вооружением и характеристики пожарного автомобиля. Количество пожарных для решения одной боевой задачи также входит в этот список, как и их тактическая подготовка. Замыкает его особенности объекта, которые влияют на тушение возгораний, устранение задымлений и спасание людей.
Общие действия при тушении пожара сводятся к нескольким этапам:
-
прием сообщений; -
выезд; -
разведывательные работы; -
спасание людей, материальных ценностей; -
развертывание сил и средств; -
устранение горения; -
специальные работы; -
сбор сил и средств, возвращение.
На этапе разведки выясняют оперативно-тактические характеристики возгорания. Они помогают правильно разместить оборудование, спрогнозировать развитие пожара, определить пути для перемещений боевого состава, узнать местонахождение и количество людей.
Сообщения о пожаре принимает диспетчер, заносит данные в соответствующие документы и передает сведения дальше. Быстрота обработки напрямую влияет на тактические возможности пожарного подразделения.
Спасательные работы проводят при вероятной угрозе жизни, здоровью и других опасных факторах пожара. Для этого используется специальное оборудование для высотных работ, средства индивидуальной защиты. Работы выполняются в оговоренных случаях.
Развертывание сил и средств – подготовка, установка и подключение к источникам воды пожарно-технического вооружения. Конечный этап – подача огнетушащего вещества в магистральные линии трубопроводов.
Устранение горения – работы по ликвидации пожара и
его последствий (задымление, повышение температуры окружающей среды). Этот этап включает также действия по предотвращению повторного воспламенения, тления, взрывов. При ликвидации пожара продолжают проводить разведку, аварийно- спасательные работы, если есть необходимость.
Сбор и возвращение к месту постоянного пребывания – проверка личного состава, боевого вооружения и работа с гидрантами, люками и стационарными пожарными кранами. Перед выездом с места тушения автоцистерны заполняют водой. Во время возвращения пожарные должны находиться на связи с дежурным диспетчером.
Особенности различных объектов приводят к дополнительным действиям пожарных при решении боевой задачи. В нормативной документации Министерства чрезвычайных ситуаций выделены особенные случаи тушения пожаров при различных неблагоприятных условиях и повышенной опасности для людей и пожарных.
В них описаны действия пожарных с учетом важных характеристик различных объектов. Например, при нехватке воды необходимо использовать другие доступные огнетушащие вещества, а при высокой вероятности взрыва установить форму и вид специального сигнала для оповещения людей, и бойцов об опасности.
Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны предусматривает ответственность должностных лиц и описывает иерархию в подразделениях на любых стадиях работы на пожаре. В общих сведениях описаны действия по определению основного направления, распределению сил относительно него.
Исходя из сложившейся обстановки для проведения спасательных работ на данный объект привлекается следующая техника[17]:
- АЛ-30 (131);
- АД-90 (66);
- АКП-50 (6540).
Практика тушения пожаров показывает, что с точки зрения технико- экономических и тактических показателей наиболее эффективными огнетушащими веществами в помещениях являются вода и пена.
Для подачи воды или пены, как правило, используются основные пожарные автомобили (автоцистерны, автонасосы).
Тушение пожаров в химических и физических кабинетах, лабораториях, подсобных помещениях и кладовых целесообразно осуществлять воздушно- механической пеной средней кратности.
Для тушения пожаров в помещениях могут быть использованы стволы РСК- 50, PC-50, РС-70 и лафетные.
Стволы РСК-50 и РС-50 целесообразно применять в помещениях при их высоте до 6 м (например, в этажах здания). Это объясняется тем, что относительно небольшие размеры помещений ограничивают маневренность действий струй.
В помещениях высотой более 6 м (например, в актовом или спортивном зале) целесообразно применять стволы РС-70 и лафетные стволы. В помещениях высотой более 6 м не рекомендуется применять стволы РС-50, РСК-50 потому, что в этих помещениях площадь пожара может быть весьма значительной, а целесообразнее использовать более мощные стволы, имеющие большую длину струи[18].
При осуществлении защитных действий в процессе тушения пожаров в помещениях используются, как правило, стволы РС-50.
Независимо от применяемых типов стволов пожарные должны подавать воду на горящие поверхности с использованием максимальной площади орошения струёй.
Ни в коей мере нельзя допускать работу ствольщиков по «дыму», т.к. это приводит к излишнему проливу воды нанесению значительного материального ущерба.
Действия подразделений по осуществлению необходимых условий локализации будут усложняться наличием дыма в помещениях. Более того, задымление при тушении пожара, является основным препятствием проникновения ствольщиков к зоне горения.
Применять дымососы на нагнетание рекомендуется в помещениях с высотой до 6 м.
Для отсоса продуктов горения дымосос лучше всего устанавливать в вытяжном отверстии. При этом необходимо уменьшать площадь приточных отверстий.
На нагнетание свежего воздуха дымососы используются в исключительных случаях.
2.3 Решающее направление оперативно- тактических действий при тушении объектов с массовым пребыванием людей
Возникновение пожара на данном объекте возможно прогнозировать в помещении столярной мастерской на первом этаже и в помещении библиотеки на втором этаже.
При прогнозировании развития пожара в здании в целом нужно учитывать, что основными путями распространения огня в здании могут быть наружные и внутренние поверхности сгораемых конструкций (стены, перегородки, перекрытия); проемы и различные отверстия в конструктивных элементах; лестничные клетки, вентиляционные каналы. Последние два вида путей являются и основными путями распространения дыма при пожаре в здании.
Вариант № 1.
Пожар возник на первом этаже здания, в помещении столярной мастерской размером 7х8 м. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс), коридор (Приложение 5).
Пути возможного распространения пожара:
-
по вентиляционным коммуникациям; -
по коридорам; -
через щели или отверстия в местах соединения стен и перекрытий.
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей; при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания.
Места возможного обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит.
Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют.
Площадь помещения – 56 м2.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с).
Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин.
Вариант № 2.
Пожар возник на втором этаже здания (Приложение 6), в помещении библиотеки размером 6х8 м. Создалась угроза распространения пожара в смежные помещения (учебный класс, комната), коридор.
Пути возможного распространения пожара:
-
по вентиляционным коммуникациям; -
по коридорам; -
через щели или отверстия в местах соединения стен и перекрытий.
Из-за возможного плотного задымления, существует угроза жизни и здоровью людей; при развившемся пожаре возможно сильное задымление этажей здания.
Места возможного
обрушения конструкций отсутствуют т.к. перекрытия, стены и перегородки выполнены из железобетонных плит.
Места с хранением горючих веществ и материалов, аппаратов и сосудов под давлением, а также АХОВ отсутствуют.
Площадь помещения – 48 м.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ – 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения – 1,0 м/мин.
Предполагаемая численность лиц, находящихся (работающих, находящихся) в объекте, сведения о местах нахождения и физическом состоянии людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения) [15].
Общее количество людей, которые могут находиться в здании более 300 человек.
Количество учащихся в наибольшую смену – 760 человек. Количество персонала (включая преподавателей) – 90 человек. Основными местами сосредоточения людей в здании являются: 1 этаж – столовая, кабинеты (классы), столярная мастерская;
2 этаж – библиотека, кабинеты (классы), санузлы; 3 этаж – кабинеты (классы), санузлы, комнаты;
Сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания первой помощи пострадавшим.
Эвакуация возможна с этажей здания по двум лестничным клеткам, через один центральный выход и шесть запасных.
Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.
Расчет необходимого количества сил и средств:
Вариант № 1
1) Исходные данные:
Вследствие короткого замыкания электропроводки токарного станка пожар возник в помещении столярной мастерской, расположенной на первом этаже здания.
Размеры помещения: 7х8х3 м. Площадь помещения: 56 м2.
Интенсивность подачи огнетушащих веществ: 0,15 л/(м·с). Линейная скорость распространения горения: 1,0 м/мин.
Время обнаружения пожара (АПС имеется): 5 мин. Расстояние до ПСЧ-39: 3 км.
2) Определяем время свободного развития пожара по формуле:
ТСВ ТДС ТСБ Т