Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 993

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91
предназначенных для этого способа взвешивания. Масса тары вагона,
контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере.
Перед взвешиванием вагонов на вагонных весах необходимо открыть опрокидывающиеся фартуки и проверить зазоры между обвязочной рамой и платформой весов, которые должны быть не менее 10 и не более 15 мм; проверить тару весов и при необходимости отрегулиро- вать ее; осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания.
В зимнее время вагоны должны быть очищены от снега и льда. При- емосдатчик обязан следить за тем, чтобы вагоны подавались на весы и убирались с весов без толчков и ударов со скоростью не более установ- ленной в техническо-распределительном акте (ТРА) станции.
При установке вагонов на весах необходимо следить за тем, чтобы крайние колесные пары находились не ближе 300 мм от края весовой платформы, зазор между рельсами грузоприемной платформы и под- ходным путем не должен превышать 6 мм. Запрещается остановка ваго- на на весах с помощью каких-либо предметов, подкладываемых под колеса вагона. Арретир весов при накатывании вагона должен быть зак- рыт до окончательной остановки вагона.
После окончания взвешивания приемосдатчик обязан проверить тару весов и закрыть арретир и опрокидывающиеся фартуки и запереть на замок дверь весового помещения. Необходимо проследить за тем, что- бы вагоны были убраны с весов, а стрелки весового пути были установ- лены в направлении обходного пути (при наличии последнего) и заперты на замок. Отстой вагонов на весах и производство маневровой работы через них категорически запрещается.
Порядок взвешивания вагонов с грузами на электронных вагонных ве- сах определен в технической документации на соответствующий тип весов.
На товарных весах разрешается взвешивать грузы, значение массы которых не выходят за наименьший и наибольший пределы взвешива- ния, установленных для конкретных весов.
Грузы следует помещать на середину платформы товарных весов без толчков и ударов при закрытом арретире. При взвешивании громоздких и длинномерных грузов необходимо наблюдать за тем, чтобы свешива- ющиеся концы грузов не касались неподвижных частей весов (станины,
колонки и т.п.) или обвязочной рамы.
Порядок проверки равновесия ненагруженных циферблатных весов сле- дующий. Открыв арретир, убеждаются в том, что после нескольких затуха-

92
ющих колебаний стрелка циферблатного указателя останавливается на ну- левом делении шкалы. Если стрелка циферблатного указателя не останав- ливается на нулевом делении шкалы, то необходимо отрегулировать ее ре- гулятором тары, имеющимся в шкафу промежуточного механизма.
Шкальные весы проверяют следующим образом. Передвижные гири на большой и малой шкалах устанавливают в нулевые положения. Пос- ле открытия арретира в весах, имеющих правильную тару, коромысло весов в результате нескольких плавных колебаний должно занять равно- весное горизонтальное положение, т.е. заостренная часть коромысла должна установиться против указателя равновесия. Если коромысло весов не установилось против указателя, необходимо отрегулировать его с по- мощью регулятора тары на большой шкале. В случае невозможности приведения весов в равновесие регулятором тары приемосдатчик груза обязан прекратить взвешивание и сообщить о неисправности своему непосредственному руководителю.
По окончании взвешивания приемосдатчик обязан закрыть арретир и проследить, чтобы взвешенный груз был убран с весов, обеспечить очи- стку платформы от мусора, передвижные гири шкальных весов устано- вить в нулевое положение, проверить тару весов и при необходимости отрегулировать ее, запереть шкаф врезных весов, установленных на от- крытой платформе, а в случае его отсутствия закрыть циферблатный ука- затель или коромысло чехлом.
Порядок взвешивания на элеваторных, бункерных, элеваторных ав- томатических и автомобильных весах изложен в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслу- живании весовых приборов на железных дорогах. Требования к содер- жанию средств измерения массы (СИМ) определены в Должностной инструкции приемосдатчика груза.
8.7. Техническое обслуживание и калибровка
средств измерения массы
Виды, содержание и сроки выполнения работ по техническому об- служиванию и калибровке СИМ производятся в соответствии с инст- рукциями по их эксплуатации, нормативно-техническими документами и требованиями Инструкции о порядке и технологии взвешивания гру- зов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на же- лезных дорогах.


93
В целях обеспечения исправного состояния и устойчивости работы средств измерения массы в механизированных дистанциях погрузочно- разгрузочных работ и коммерческих операций организуется весовой производственный участок для монтажа, ремонта и калибровки весов.
В зависимости от объема работ и территориальных направлений в состав весового производственного участка входят весовые бригады.
Ответственным руководителем по весовому хозяйству является замес- титель начальника дистанции, в подчинении которого имеются ревизоры весового хозяйства по территориальным направлениям.
Непосредственными исполнителями работ на весовых участках явля- ются весовые бригады. Для выполнения работ по монтажу, ремонту и ка- либровке СИМ каждая весовая бригада обеспечивается механизирован- ным весоповерочным вагоном и вагоном-весовой мастерской, а в круп- ных железнодорожных узлах — стационарной весовой мастерской.
Выгрузка и загрузка тележек и гирь производится тельфером, пе- ремещающимся по выдвижной стреле. Короткобазные тележки, яв- ляясь самоходными, могут перемещаться по платформе весов, отде- ляясь от весоповерочного вагона на расстояние до 30 м. Механизи- рованный весоповерочный вагон имеет типовые ударно-тяговые при- боры и тормозную систему, что позволяет включать его в состав по- езда при установленных скоростях движения, оснащен дизель-элект- ростанцией, приводами передвижения, подъемно-транспортным обо- рудованием и тормозными башмаками. Разработана конструкция со- временного весоповерочного вагона модели А-300, поступающего в настоящее время на дороги.
Вагон-весовая мастерская оборудуется на базе пассажирского вагона;
предназначен для выполнения работ по монтажу, ремонту, калибровке и подго- товке СИМ к поверке органами Государственной метрологической службы.
Вагон-весовая мастерская оснащается инструментом, инвентарем и конт- рольно-измерительными приборами в соответствии с утвержденным Де- партаментом грузовой и коммерческой работы перечнем.
Для обеспечения исправной и устойчивой работы средства измере- ния массы, применяемые на железнодорожном транспорте, независимо от технического состояния подвергаются плановым видам ремонта, ос- мотра и калибровки в сроки, определенные нормативно-технической или эксплуатационной документацией на весы конкретного типа.

94
Капитальный ремонт производится один раз в три года; средний ремонт —
один раз в два года; годовой — один раз в год.
Калибровка весов производится в зависимости от назначения весов —
один раз в два месяца (для хлебных и продовольственных грузов) и один раз в три месяца — для остальных грузов.
Работа весового участка механизированной дистанции погрузочно- разгрузочных работ и коммерческих операций организуется на основе перспективного, годового и оперативного плана работ.
Годовой план ремонта, калибровки и подготовки СИМ к поверке орга- нами Государственной метрологической службы составляется с разбив- кой по кварталам и согласовывается с территориальными органами Гос- стандарта России.
Квартальный план с разбивкой по месяцам направляется ревизорам весового хозяйства и руководителям весовых бригад. Оперативное пла- нирование работ по весовому хозяйству включает в себя составление суточного задания на работу каждой весовой бригаде и содержит объем работ на сутки с указанием операций, технологии их выполнения.
8.8. Поверка средств измерения массы (СИМ) органами
Государственной метрологической службы
Весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клей- мению в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области стандартизации и метрологии. Поверка СИМ осуществляет- ся физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, уста- новленном Госстандартом России. Результатом поверки является подтверж- дение пригодности СИМ к применению или признание их непригодными к применению. Если СИМ по результатам поверки признано пригодным к при- менению, то на него и техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и выдается свидетельство о поверке.
Для весов с коромысловым указателем оттиск клейма наносится на пробку основной шкалы, закрепительную пробку основной гири, проб- ки дополнительной шкалы и гири, закрепительную пробку передаточно- го рычага, закрепительные пробки стоек, удерживающих тарировочный груз коромыслового указателя.
Для весов с циферблатным указателем и дискретным отсчетным ус- тройством оттиск клейма наносится на закрепительные пробки встроен- ных гирь промежуточного механизма весов, пломбы циферблатного указателя и дискретного отсчетного устройства с обеих сторон.


95
Для электромеханических весов оттиск клейма наносится на пломбы силоизмерительного датчика и регулятор цены деления на указательном приборе.
Положительные результаты поверки электронных вагонных весов для взвешивания в движении оформляют свидетельством о поверке с нанесе- нием оттиска государственного поверительного клейма.
Средства измерения массы подвергают первичной, периодической,
внеочередной, инспекционной и экспертной поверке.
Первичная поверка осуществляется на заводах-изготовителях, а так- же после установки весов (вагонных, автомобильных, товарных врез- ных, элеваторных, электронных).
Периодической поверке подлежат СИМ, находящиеся в эксплуата- ции, через определенные межповерочные интервалы: один раз в 6 меся- цев для весов и гирь, взвешивающих хлебные и продовольственные грузы и один раз в год — для остальных грузов. Результаты периоди- ческой поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Внеочередную поверку производят при эксплуатации: при поврежде- нии знака поверительного клейма, при вводе в эксплуатацию СИМ пос- ле длительного хранения (более одного межповерочного интервала).
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИМ при осуществлении государственного метрологичес- кого контроля.
Экспертную поверку производят при возникновении спорных воп- росов (по требованию суда, прокуратуры, милиции).
Поверка производится при помощи эталонных гирь 4-го разряда.
Поверка и клеймение эталонных гирь большой массы и короткобаз- ных тележек механизированных весоповерочных вагонов произво- дится на эталонных весах или компараторах 3-го разряда.
При поверке определяются метрологические параметры (непосто- янство показаний ненагруженных весов, независимость показаний от положения груза на грузоприемном устройстве, чувствительность и погрешность нагруженных весов) методами, указанными в ГОСТ
8.453-82 «Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки». Методика проведения поверки вагонных весов для взве- шивания в движении изложена в нормативно-технической докумен- тации на конкретный тип весов.

96
Весы, не удовлетворяющие требованиям стандартов, к выпуску и применению не допускают (их не клеймят), а у весов, находящихся в эксплуатации, гасят оттиски клейм знаком «Х». Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками периодической поверки не допускается.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Глава 9. Выбор подвижного состава
для перевозки грузов
9.1. Факторы, влияющие на выбор подвижного состава
Согласно статьи 5 Устава перевозки грузов и грузобагажа железнодо- рожным транспортом осуществляются соответственно в вагонах и кон- тейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц. Предназ- наченный для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования подвижной состав независимо от его принадлежности дол- жен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Россий- ской Федерации; вновь изготовленные вагоны и контейнеры должны иметь сертификат, содержащий перечень допускаемых к перевозке в них гру- зов, а также указание, в поезда каких видов такие вагоны и контейнеры могут включаться и с какой предельной скоростью. После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары. Размер массы тары вагона наносится на него в виде трафарета.
Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка гру- зовых вагонов. Он состоит из вагонов различного типа, приспособлен- ных для перевозки отдельных видов или групп грузов. Правильный вы- бор подвижного состава для перевозки в зависимости от характера и свойств перевозимого груза имеет большое значение для обеспечения сохранности груза и наиболее эффективного использования транспорт- ных средств. Немаловажно при выборе подвижного состава и контейне- ров предусмотреть минимальные транспортные расходы. Сохранность груза при перевозке в значительной степени зависит от исправности под- вижного состава в коммерческом отношении и правильной погрузки,
размещения и крепления груза.
При выборе подвижного состава для перевозки конкретного груза не- обходимо учитывать ряд факторов. Прежде всего следует руководствовать- ся действующими государственными стандартами и техническими услови- ями на предъявляемую к перевозке продукцию, в которых указаны условия

97
транспортирования продукции, в том числе требования к выбору вида транс- портных средств. Необходимо учитывать транспортные характеристики гру- зов и в соответствии с ними выбирать подвижной состав и контейнеры не только по виду, но и признакам пригодности его под перевозку конкретного груза, конструктивным особенностям и показателям, характеризующим вагоны и контейнеры. Необходимо обратить внимание на линейные размеры грузовых мест, машин и оборудования, возможность их размещения в ва- гоне или контейнере, соблюдение габарита погрузки и возможность крепле- ния при перевозке в открытом подвижном составе. При выборе подвижно- го состава для перевозки негабаритных грузов надо учитывать возмож- ность уменьшения степени негабаритности за счет погрузки их на транспор- теры соответствующих типов (с пониженной платформой или колодцево- го). Вагоны должны быть пригодны как в техническом, так и в коммерчес- ком отношении. Этим обеспечивается безопасность движения поездов и сохранность перевозимого груза.
При выборе подвижного состава необходимо учитывать возможность применения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ как при погрузке вагонов, так и при выгрузке, а также предусмотреть рацио- нальное использование вагонов по грузоподъемности и вместимости.
Показатели, характеризующие вагоны, приведены в Классификаторе грузовых универсальных и специализированных вагонов, эксплуатиру- емых на магистральных железных дорогах. По нему выбирают для пе- ревозки конкретного груза требуемый тип вагона и указывают его в за- явке на перевозку грузов.
9.2. Признаки пригодности вагонов под погрузку
В соответствии со статьей 20 Устава перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых слу- чаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конк- ретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных. Эти требования направлены на сохранность качества находящейся в вагоне (контейнере) продукции,
обеспечение безопасности движения. Под исправностью вагонов подра- зумевается, прежде всего, исправность их в техническом отношении,
удовлетворяющая требованиям Правил технической эксплуатации желез- ных дорог (ПТЭ). Степень очистки вагонов должна соответствовать требо- ваниям, предусмотренным Правилами очистки и промывки вагонов.


98
Признаками пригодности вагонов в техническом отношении являются:
– соответствие требованиям ПТЭ основных узлов и деталей вагона
(тележек, колесных пар, бандажей, рамы вагона и т.п.);
– исправность автосцепного устройства;
– исправность тормозного оборудования;
– исправность кузовов, гарантирующая сохранность перевозимого груза;
– исправность переходных площадок, подножек, поручней.
Признаками пригодности вагонов и контейнеров в коммерческом от- ношении являются:
– состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, качество очистки вагона;
– отсутствие внутри них постороннего запаха, который мог бы ис- портить груз;
– отсутствие других неблагоприятных факторов, влияющих на со- стояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования (масляных пятен, других загрязнений, видимых щелей, отверстий, торчащих гвоз- дей, болтов);
– наличие стоечных скоб и увязочных косынок полувагонов;
– исправность запорных устройств для наложения запорно-пломби- ровочных устройств;
– отсутствие в кузове крытого вагона заделок с наружной стороны;
– отсутствие загрязнений котла цистерны и кузова вагонов;
– надежность закрытия боковых и дверных люков, а также заварки потолочных люков;
– правильность закрепления на болт колпака типовой печной разделки;
– плотность и надежность закрытия торцовых дверей и крышек ниж- них разгрузочных люков полувагонов, каждый из которых должен быть закрыт на обе закидки запорного механизма (зазор не менее 5 мм);
– отсутствие деформации крышек нижних и боковых разгрузочных люков полувагонов.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов определяется грузо- отправителями (если погрузка осуществляется ими) или железной доро- гой (если погрузка осуществляется ею); пригодность контейнеров — гру- зоотправителями. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, кон- тейнеров, не пригодных для перевозки конкретных грузов (ст. 20 Уста- ва). Перевозчик в этом случае обзан взамен непригодных подать ис- правные, годные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. Если грузоотправитель не реализовал данное право, он не может быть осво-

99
божден от ответственности за несохранность груза, произошедшую из- за неисправности принятого под погрузку вагона, контейнера. Перевоз- чик при подаче на подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоен- ных операций определяет их техническую пригодность под погрузку конкретных грузов.
9.3. Коммерческая характеристика
магистральных грузовых вагонов
Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта под- разделяют на универсальные и специализированные.
К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначен- ные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов: крытые, имеющие дверные проемы, люки в крыше и (или) одну из створок дверей, фрамуги; полувагоны, имеющие торцовые двери (тор- цовые стены), люки в полу, увязочные полукольца, скобы для крепле- ния грузов; платформы, имеющие торцовые и продольные борта и сплош- ной настил пола.
К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляю- щих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки,
имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспо- собления (цистерны, изотермические, транспортеры, вагоны-самосва- лы, вагоны бункерного типа, вагоны для автомобилей и др.).
Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки тар- но-штучных, пакетированных, насыпных и других грузов широкой но- менклатуры, требующих укрытия и защиты от атмосферных осадков. В
эксплуатации на магистральных железных дорогах имеются более деся- ти типов крытых вагонов объемом кузова 106,0; 114,0; 120,0; 123,0 м
3
, а также с увеличенной вместимостью кузова 140,0 м
3
; грузоподъемнос- тью 64,0; 67,0; 68,0 т. Кузова могут быть цельнометаллические или с деревянной обшивкой.
В грузовом парке железных дорог имеются цельнометаллические кры- тые вагоны с уширенными дверными проемами, в каждом из которых уста- новлены две задвижные самоуплотняющиеся двери. Эти вагоны более удоб- ны при перевозке крупногабаритных ценных грузов.
Универсальные полувагоны предназначены для перевозки насыпных,
навалочных, штучных, штабельных и длинномерных грузов, не требую-