Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
461
опасности во всю ширину двери наносится черной краской надпись:
«Другими грузами не загружать» или «Загружать только на станции при- писки» (высота букв 10 см). Левее двери делается надпись: «Арендо- ванный … (указывают наименование арендатора). Срочный возврат на ст. … (указывают станцию приписки)».
Все специализированные цистерны должны иметь соответствующую отличительную окраску котлов (цветные полосы), знаки опасности гру- за, номер ООН. Кроме того, на торцевых днищах цистерн, принадлежа- щих перевозчику, специализированных для перевозки химических гру- зов, а также арендованных цистерн наносится трафарет приписки «Сроч- ный возврат на ст. … (указывают станцию приписки)».
Наружная поверхность цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих сторон по средней линии наносятся отличительные полосы шириной 300 мм (для аммиака —
желтого цвета; для хлора — защитного; для сернистого ангидрида —
черного; для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов — крас- ного цвета). На котле цистерны должны быть трафареты о наименовании груза, о собственнике (арендаторе) цистерны, о станции приписки цис- терны, трафарет «С горки не спускать», знаки опасности и номер ООН.
Днища и рамы собственных цистерн окрашиваются в зеленый цвет,
если иное не указано в Правилах перевозок грузов наливом, по пери- метру котла наносится белая полоса шириной 300 мм. На днищах соб- ственных и арендованных цистерн наносят трафарет «Срочный возврат на ...» (указывается станция и владелец инфраструктуры приписки), а под ним трафареты: «Аренда...» или «Собственность...» с указанием арен- датора или владельца цистерны.
Знаки опасности на цистернах располагаются в первой нижней части котла, с обеих сторон, между днищем и хомутом котла.
Цистерны для перевозки метанола рассмотрены в п. 44.3.
41.3. Требования к вагонам и контейнерам,
подаваемым под погрузку опасных грузов
Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов,
должны быть в исправном техническом и коммерческом состоянии,
исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очи- щены от ранее перевозимых грузов и обезврежены. Вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны, на которые распространяется действие Правил
462
устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под дав- лением, должны отвечать требованиям этих Правил.
Вагоны перед погрузкой опасных грузов должны проходить техни- ческое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении толь- ко в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных гру- зов. Учет предъявления к техническому освидетельствованию ваго- нов, подаваемых под погрузку опасных грузов, в том числе и ваго- нов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арен- дованных ими, производится в специальной Книге формы ВУ-14. Ра- ботник вагонного хозяйства должен сделать запись в этой книге о тех- ническом состоянии вагона с указанием наименования груза, под пе- ревозку которого этот вагон или контейнер предназначается, проста- вить номер свидетельства о техническом состоянии вагона или контей- нера-цистерны, предъявленного грузоотправителем, и удостоверить эти записи своей подписью.
Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опас- ного груза как в техническом, так и в коммерческом отношении уста- навливает грузоотправитель.
Универсальные контейнеры, используемые под погрузку опасных грузов, должны быть только металлическими.
Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных гру- зов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.
Не допускается подавать под погрузку опасных грузов вагоны, у которых до планового ремонта или освидетельствования осталось менее одного месяца.
Грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе 4 должен сделать отметку: «Вагон (контейнер-цистерна), его арматура и оборудо- вание исправны и соответствуют установленным требованиям».
Способы подготовки вагонов и контейнеров в противопожарном от- ношении изложены в Приложении 8 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
41.4. Особенности подготовки вагонов под погрузку ВМ
Погрузка ВМ должна производиться в исправные и чистые вагоны,
которым до очередного периодического ремонта остается не менее одно- го месяца, оборудованные роликовыми колесными парами и композици- онными тормозными колодками, имеющими толщину не менее 30 мм.
463
Допускается использовать для перевозки ВМ вагоны, имеющие пе- реходные площадки или стояночные ручные тормоза в случае сопро- вождения их ведомственной охраной перевозчика.
Об осмотре вагонов и определении пригодности их в техническом отношении для перевозки ВМ работники, производившие осмотр, дол- жны сделать соответствующие записи в Книге формы ВУ-14 с указани- ем дополнительных данных о включении или выключении автотормо- зов, а также данных о дате и месте последнего периодического ремонта и удостоверить эти записи своей подписью.
Пригодность вагонов для перевозки ВМ в коммерческом отношении определяется грузоотправителем.
Перед погрузкой ВМ грузоотправитель обязан заделать щели и про- светы в дверных и люковых проемах крытых вагонов в порядке, пре- дусмотренном в Приложении 8 Правил перевозок опасных грузов.
Боковые и потолочные люки таких вагонов предварительно плотно закрываются и закрепляются изнутри проволокой и бруском в соот- ветствии с требованиями раздела 3 Технических условий размеще- ния и крепления грузов.
При перевозке ВМ автотормоза у вагонов должны быть выключены,
если такое указание имеется в Перечне. Перед подачей вагонов под по- грузку этих ВМ осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран, закрепить его в таком положении проволокой и опломбировать.
Грузоотправители при отгрузке ВМ в специализированных, собствен- ных или находящихся в аренде вагонах и контейнерах перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельства о технической исправности вагонов и контейнеров, вклю- чая их оборудование, гарантирующее безопасность перевозки конк- ретного взрывчатого материала.
Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге ВУ-14, а грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе 4 должен произвести отметку: «Вагон в техническом и коммер- ческом отношении и оборудование его исправны и соответствуют ус- тановленным требованиям».
464
Глава 42. Перевозка опасных грузов
в крытых вагонах и контейнерах
42.1. Общие требования к приему,
погрузке и выдаче опасных грузов
Опасные грузы предъявляют к перевозке на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправ- ки, прием которых осуществляют на местах как необщего, так и об- щего пользования.
Прием и выдача опасных грузов на местах общего пользования вы- полняются, как правило, по прямому варианту «автомобиль—вагон»,
«вагон — автомобиль», под непосредственным контролем работников станции и грузоотправителей или грузополучателей.
Конкретный опасный груз (кроме грузов в мелкой расфасовке) мо- жет быть предъявлен к перевозке только теми видами отправок, которые указаны в Алфавитном указателе.
При заполнении накладной (комплекта перевозочных документов) гру- зоотправитель в графе «Наименование груза» должен указать точное наи- менование опасного груза согласно Алфавитному указателю и номер ава- рийной карточки. Например, «Акванит АК-611» (см. табл. 40.1). Если в графе 2 Алфавитного указателя, а также в Алфавитном указателе опасных грузов Приложения 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами номер аварийной карточки от- сутствует, то аварийная карточка должна быть приложена к накладной грузоотправителем. В накладной в графе «Наименование груза» грузоот- правитель должен сделать отметку «АК приложена». В верхней части на- кладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для дан- ного груза штемпеля красного цвета. Для грузов, поименованных в Ал- фавитном указателе, проставляются штемпеля, предусмотренные в графе 7
Алфавитного указателя для данного груза. В вагонном листе аналогичные штемпеля проставляются станцией отправления. Например, для акванита проставляются штемпеля: «Ядовито», «Едкое», «Прикрытие 1/0-1-3-1»
(см. табл. 40.1), «Не спускать с горки».
Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь разрешение (ли- цензию) органов Госгортехнадзора на право погрузки (выгрузки) опас- ных грузов. Грузоотправитель обязан загружать вагоны и контейнеры опасными грузами не выше норм, установленных стандартами или тех- ническими условиями на данную продукцию.
465
Размещение и крепление опасных грузов в вагонах и контейнерах, а также специализированных контейнеров в открытом подвижном соста- ве, должны производиться в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов. Способы размещения и крепления опас- ных грузов в специализированных контейнерах разрабатывает и утверж- дает грузоотправитель по согласованию с перевозчиком. Материал, ис- пользуемый для крепления грузов в вагонах и контейнерах, должен быть инертным по отношению к перевозимому опасному грузу.
Запрещается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов с разными классификационными шифрами, а также некоторых опасных грузов с одинаковыми классификационными шифрами, не разрешен- ных к совместной перевозке согласно Приложению 4 Правил перевозок опасных грузов «Таблица совместной перевозки опасных грузов».
Совместная перевозка в одном вагоне или контейнере опасных гру- зов с неопасными должна производиться в соответствии с Приложени- ем 5 «Таблица возможности перевозки опасных грузов с неопасными».
Эти таблицы построены в форме косых таблиц, где по горизонтали и вертикали приведены классификационные шифры грузов, а на пересе- чении показаны условные обозначения: «–» — запрещена совместная перевозка данных грузов; «+» — возможна совместная перевозка дан- ных грузов.
Вагоны, прибывшие с опасными грузами, должны быть приняты гру- зополучателями и портами на свои железнодорожные пути необщего пользования.
Мелкие отправки и контейнеры с опасными грузами должны быть выве- зены со станции в течение 24 ч с момента получения грузополучателями уведомлений о прибытии грузов. Грузополучатели не имеют право отказы- ваться от приема прибывших в их адрес опасных грузов.
Опасные грузы, прибывшие в исправных вагонах (контейнерах) с неповрежденными ЗПУ грузоотправителя, выдаются перевозчиком по наружному их осмотру без проверки количества мест, массы и состоя- ния груза. В случаях прибытия грузов в неисправных вагонах без ЗПУ
или с поврежденными ЗПУ отправителя грузополучатель проверяет чис- ло мест, массу и состояние груза на своих складах в присутствии пред- ставителя перевозчика.
Опасные грузы в мелкой расфасовке, т.е. массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, отмеченные в Алфавитном указателе знаком «*»,
466
разрешается перевозить мелкими отправками и в универсальных кон- тейнерах на общих основаниях как неопасный груз. В таких случаях отметки в накладной об опасности и прикрытии не делаются.
Остальные опасные грузы в мелкой расфасовке, кроме грузов, для ко- торых предусмотрена перевозка только повагонными отправками, разре- шается перевозить мелкими отправками и в универсальных контейнерах на условиях, установленных Правилами перевозок опасных грузов.
Совместная упаковка в одном грузовом месте опасных грузов раз- ных наименований, а также опасных с неопасными в мелкой расфасов- ке допускается для тех опасных грузов, которые разрешены к совмест- ной перевозке в одном вагоне.
Опасные грузы в мелкой расфасовке должны быть упакованы в со- ответствии с требованиями упаковки опасных грузов. На наружной упа- ковке и в накладной после наименования груза грузоотправитель делает отметку: «В мелкой расфасовке».
Порожнюю тару из-под опасных грузов разрешается перевозить на общих основаниях как неопасные грузы при условии ее очистки и обезв- реживания изнутри и снаружи, а также удаления знаков опасности. При этом в графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель делает отметку: «Тара возвратная из-под … (указывается наименование перево- зившегося в ней груза) очищена, безопасна».
Порожняя тара из-под опасного груза, перевозимого в специализи- рованных вагонах, перевозится в вагонах, предназначенных для данно- го груза. Перевозка такой тары в других вагонах запрещается. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель обязан сделать от- метку: «Тара порожняя из-под … (указывает наименование перевозив- шегося в ней груза)».
42.2. Специальные условия перевозки опасных грузов,
отдельных классов
Вещества 2 класса представляют собой газы, перевозимые в сжа- том, сжиженном или растворенном виде, которые всегда находятся под давлением и требуют особо прочной и герметичной упаковки. Общим опасным свойством веществ данного класса является быстрое увеличе- ние давления при повышении температуры, что может вызвать повреж- дение сосудов и привести к взрыву упаковки с газом.
Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке баллоны со сжа- тыми, сжиженными и растворенными под давлением газами только при
467
условии полной исправности баллонов и их вентилей, а также соответ- ствующей окраски баллонов и наличия на них:
– четких, установленных для каждого газа цветных полос и надписей в соответствии с ГОСТ;
– предохранительного клапана, опломбированного пломбой грузоот- правителя или завода, наполнявшего баллоны;
– двух защитных резиновых колец толщиной не менее 25 мм;
– знаков опасности;
– заглушек на вентилях баллонов согласно инструкциям по наполнению.
Баллоны и сосуды с ядовитыми газами (подкласс 2.2), ядовитыми
воспламеняющимися газами (подкласс 2.4), а также порожние баллоны из-под этих газов должны перевозиться только повагонными отправка- ми или в контейнерах.
Баллоны с газами грузятся в горизонтальном положении предохра- нительными колпаками в одну сторону.
В виде исключения при перевозке повагонными отправками допус- кается погрузка баллонов без защитных колец. В этом случае между каждым рядом баллонов должны быть прокладки из досок с вырезами гнезд для баллонов.
В вертикальном положении баллоны с газами можно грузить лишь при наличии на всех баллонах защитных колец и при условии погрузки,
обеспечивающей невозможность перемещения баллонов. Дверные про- емы должны быть ограждены досками толщиной не менее 40 мм с це- лью исключения навала груза на двери.
Баллоны с воспламеняющимися газами (подкласс 2.3), ядовитыми воспламеняющимися газами (подкласс 2.4) должны быть уложены и закреплены так, чтобы исключалась возможность соприкосновения бал- лонов друг с другом и с металлическими частями вагонов. Доски для крепления должны быть пропитаны огнезащитным составом.
Основной опасностью веществ 3 класса является способность вы- делять пары, воспламеняющиеся от кратковременного действия источ- ника зажигания (открытого огня, искры, электрического разряда) и об- разующие с воздухом взрывоопасные смеси. Пары этих жидкостей мо- гут обладать наркотическим действием. Многие жидкости и их пары яв- ляются высокотоксичными веществами.
Высокотоксичные и коррозионные легковоспламеняющиеся жидко- сти должны перевозиться только повагонными отправками.
468
Большинство веществ 3 класса перевозятся только в специализиро- ванных или арендованных грузоотправителем (грузополучателем) ваго- нах (желтого цвета).
Вагоны для перевозки изопропилнитрата и самина как в груженом,
так и в порожнем состоянии должны следовать в сопровождении брига- ды специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
К перевозке в крытых вагонах допускается только химически чис- тый метанол в стеклянной таре и упаковке, предусмотренной стандарта- ми или техническими условиями на данную продукцию. Перевозка ме- танола осуществляется в специализированных или арендованных грузо- отправителями (грузополучателями) вагонах. В центре двери, над зна- ком опасности, должна быть нанесена надпись «Метанол». Вагоны дол- жны быть оборудованы грузоотправителем постоянным настилом для перевозки груза в два яруса и окрашены в желтый цвет.
Для предотвращения течи груза из вагона при случайном поврежде- нии тары на пол вагона до погрузки должен быть насыпан сухой песок слоем не менее 100 мм. Для того чтобы песок не высыпался наружу,
внутри кузова по всему периметру, в том числе и в междверном про- странстве, плотно к полу вагона прибивают или жестко закрепляют дру- гими способами планку высотой 150 мм.
Метанол в таре должен перевозиться при обязательном сопровожде- нии ведомственной охраны МПС России. В Правилах перевозок опас- ных грузов предусмотрены специальные условия перевозки и для дру- гих наименований легковоспламеняющихся жидкостей (бензина в таре,
гептола, люминала, синтина и др.).
Вещества и материалы 4 классаспособны во время перевозки легко загораться от внешних источников зажигания, при взаимодействии с водой или влагой воздуха, от самопроизвольных химических реак- ций, а также при нагревании.
К легковоспламеняющимся твердым веществам (подкласс 4.1)
относятся:
– легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы, способные воспламеняться от кратковременного (до 30 с) воздействия источника за- жигания с низкой энергией (пламя свечи, искра, тлеющая сигарета и т.п.);
– саморазлагающиеся вещества, склонные к экзотермическому разложе- нию без доступа воздуха, температура разложения которых не более 65 °С;
– твердые вещества и изделия, воспламеняющиеся от трения.
469
Взрывоопасные легковоспламеняющиеся твердые вещества (класси- фикационные шифры 4152, 4153, 4172) должны предъявляться к пере- возке только в герметичной таре.
Кинофильмы, кинопленка и фотопленка при перевозке по желез- ным дорогам должны быть упакованы в коробку из белой жести с плотно закрывающейся крышкой. Коробки плотно укладываются в железные ящики с крышками. Ящики должны быть опломбированы грузоотправителем.
При предъявлении к перевозке неогнеопасных (ацетатной и триаце- татной) пленок и узкопленочных кинофильмов грузоотправители обяза- ны указать это в накладной. На таре должна быть четкая надпись «Кино- пленка» или «Фотопленка», «Не огнеопасно».
Спички безопасные допускается перевозить мелкими отправками толь- ко в фанерных ящиках в пакетированном виде.
Сера в универсальных контейнерах и крытых вагонах перевозится в транспортной таре. Вагоны и контейнеры должны быть подготовлены в противопожарном отношении. В таких же вагонах и контейнерах пере- возятся легковоспламеняющиеся материалы с классификационным шиф- ром 4113 (вата хлопковая, волокно хлопковое, джут-волокно, лен чеса- ный, луб сухой, очесы хлопчатобумажные, пакля, пенька чесаная, поло- ва, сено прессованное, солома прессованная).
К самовозгорающимся веществам (подкласса 4.2) относятся:
– пирофорные вещества (вещества, быстровоспламеняющиеся на воздухе);
– другие вещества и материалы, способные самопроизвольно нагре- ваться до возгорания.
Способность к воспламенению некоторых веществ увеличивается при увлажнении и при взаимодействии с влагой воздуха.
Желтый фосфор, а также порожняя тара из-под него допускаются к перевозке только в собственных вагонах грузоотправителя (грузополу- чателя) или арендованных ими. Желтый фосфор грузоотправитель обя- зан упаковывать в стандартные металлические герметические бочки или банки, предварительно наполненные водой, а при температуре наружно- го воздуха ниже 0 °С в районах маршрута следования груза — незамер- зающим раствором хлорида кальция. Бочки с фосфором должны быть опломбированы. Банки должны быть запаяны и дополнительно упакова- ны в плотные деревянные ящики с крышками.
470
Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодей-
ствии с водой (подкласс 4.3), опасны тем, что они при взаимодействии с водой, водными растворами, а также влагой воздуха выделяют вос- пламеняющиеся газы и тепло, которого во многих случаях достаточно для воспламенения газов.
Вещества 5 класса выделяют кислород, в результате чего они вызыва- ют самовозгорание горючих веществ, способствуют их горению, увеличи- вают интенсивность пожара или образуют с другими веществами взрывча- тые смеси. Основная опасность окисляющих веществ (подкласс 5.1) зак- лючается в том, что они образуют воспламеняющиеся или взрывчатые смеси с горючими материалами, особенно если последние находятся в рыхлом состоянии (древесные опилки, ветошь, солома, щепа, порошки металлов, сера и др.).
Запрещается совместная перевозка различных марок аммиачной се- литры друг с другом и другими опасными и неопасными грузами.
Вагоны для перевозки грузов подкласса 5.1 должны быть тщательно очищены от остатков перевозимых грузов, от пыли или должны быть промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.
Основной опасностью ядовитых веществ (подкласс 6.1) является то, что при неосторожном обращении они могут вызвать отравление,
заболевание и даже смерть людей или животных. Жидкости, особенно легколетучие, представляют наибольшую опасность при вдыхании их паров. Все вещества подкласса 6.1 опасны при проглатывании, многие из них оказывают вредное воздействие при попадании на кожу. Твердые вещества особенно опасны в виде пыли.
Пек и антрацен перевозят в деревянных бочках или ящиках. Перевоз- ка пека каменноугольного и нефтяного без тары допускается только в открытом подвижном составе. Погрузка, выгрузка и хранение пека без тары на местах общего пользования запрещается.
Жидкость этиловая, ацетонциангидрин и мышьяка (III) оксид яв- ляются сильными ядами. Они особенно опасны тем, что их отравляющее действие проявляется не сразу и на первой стадии отравления незаметно для пострадавшего.
Перевозка этих грузов и порожней тары из-под них разрешается в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендо- ванных ими (желтого цвета) в сопровождении проводников грузоотпра- вителя (грузополучателя). На дверях вагонов для перевозки этиловой жидкости (под знаком опасности) наносится надпись: «Вагон загружать только этиловой жидкостью».