Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1003

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

480
жены продольной осью поперек вагона, разрешается укладывать про- дольной осью вдоль вагона;
– места с наиболее чувствительными к механическим воздействиям грузами должны располагаться так, чтобы их можно было грузить в последнюю и выгрузить в первую очередь;
– при перевозке ВМ по железной дороге с использованием паро- мных переправ дверные проемы в крытых вагонах на высоту штабелей должны быть ограждены деревянными дверными щитами.
Особенное внимание надлежит обращать на надежность крепления верхних рядов ВМ во избежание сдвига и падения отдельных мест при перевозке, а также на прочность крепления ВМ, перевозимого в откры- том подвижном составе. Крепление ВМ в вагоне производится с боль- шой осторожностью с помощью инструментов, не дающих искры при работе (латунных, медных, бронзовых и т.п.); не допускаются толчки,
удары и давление на тару.
Вагон может быть опломбирован только после того, как ответственный руководитель погрузки удостоверится в том, что погрузка произведена согласно Техническим условиям правильно и ВМ надежно закреплены.
О прибытии ВМ на станцию назначения, а также о подаче вагонов с
ВМ под выгрузку на пути необщего пользования или специально выде- ленные места станция назначения немедленно уведомляет грузополуча- теля в установленном начальником станции порядке.
Грузополучатель обязан принять вагоны с ВМ не позднее, чем через
2 ч с момента прибытия их на станцию.
О прибытии вагонов с ВМ, принадлежащих МО России, и об их по- даче под выгрузку начальник станции в установленном порядке должен поставить в известность военного коменданта железнодорожного учас- тка и станции, а по грузам МВД и ФСБ России — ОСП МВД России.
Начальник станции, а по грузам МО РФ и военный комендант же- лезнодорожного участка и станции обязаны следить за своевременной погрузкой, выгрузкой и вывозом ВМ.
К погрузочно-разгрузочным работам допускаются специально обу- ченные и прошедшие медицинское освидетельствование лица — пред- ставители грузоотправителя (грузополучателя).
Перед началом погрузки, выгрузки лица, назначенные для ее выпол- нения, должны быть проинструктированы и проверены руководителем работ в знании правил техники безопасности.

481
Глава 44. Перевозка опасных грузов наливом
в цистернах и в контейнерах-цистернах
44.1. Перевозка газов сжатых, сжиженных
и растворенных под давлением (класс 2)
При перевозках опасных грузов класса 2 в цистернах должны вы- полняться требования Правил перевозок грузов, а также нормативно- технической документации, касающейся техники безопасности при экс- плуатации цистерн, производстве налива и слива и перевозок конкрет- ных опасных грузов этого класса.
Перевозка сжиженных газовналивом производится в специальных цистернах, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю. Каж- дая такая цистерна предназначается для перевозки определенного газа.
Использование ее для налива других сжиженных газов запрещается. Сжи- женные газы в цистернах перевозятся под повышенным давлением.
При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением (кис- лород и др.) вагон-цистерна должна быть оборудована отводящей тру- бой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии. На ваго- нах-цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: «Газосброс не закрывать».
После наполнения вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом (тамбуром), шкаф должен быть закрыт на замок и опломбиро- ван пломбой грузоотправителя.
Сжиженные газы грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке только в цистернах, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным
Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю- щих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором.
На котле цистерны должны быть трафареты о названии груза, основ- ной знак опасности 2, характеризующий сжиженный газ, внизу которо- го на оранжевой прямоугольной табличке указан номер ООН, знаки до- полнительной опасности (если они предусмотрены Правилами перево- зок опасных грузов), «Не спускать с горки» или «Спускать с горки осторожно», а также наименование предприятия-владельца цистерны и станция прописки.
С котла цистерны для сжиженных газов должны быть сняты мано- метр с трубкой и трехходовым краном. На отверстии для манометра не- обходимо поставить заглушку на резьбе. Манометр и другие контрольно-


482
измерительные приборы не снимаются с цистерн, оборудованных запи- рающимся арматурным шкафом, в котором размещены эти приборы.
В накладной грузоотправитель должен указать в графе «Наименова- ние груза» точное наименование сжиженного газа согласно Алфавитно- го указателя и номер аварийной карточки, а в верхней части накладной проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета.
Например, «Пропан АК 206», штемпеля «Сжиженный газ», «Легко воспламеняется», «Не спускать с горки», «Прикрытие 0-0-3-0». Об от- правлении цистерн с сжиженными газами грузоотправитель обязан уве- домить грузополучателя. В уведомлении указывается наименование груза,
номер цистерны и накладной и дата налива. Грузополучатель обязан сле- дить за своевременным поступлением цистерн и в случае неприбытия в срок принять меры к их розыску.
В случае обнаружения неисправности цистерны, из-за которой она не может следовать по назначению, такая цистерна отцепляется от поезда,
отводится на отдельный путь в безопасное место. При наличии сопровож- дающего цистерна должна находиться под его охраной. При неисправно- сти котла цистерны начальник станции уведомляет телеграфно грузоотп- равителя (грузополучателя) о характере неисправности с требованием ко- мандирования специалистов для ремонта и подсылки другой цистерны с приспособлениями для перелива груза в исправную цистерну.
В случаях неисправности цистерны составляется акт о ее техничес- ком состоянии с участием сопровождающего. Копия акта прилагается к перевозочным документам.
Грузополучатель обязан слить груз из вагона-цистерны, контейне- ра-цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно-технической документаци- ей для данного груза (не менее 0,05 МПа).
В накладной на порожний вагон-цистерну грузополучатель обязан записать: «Цистерна порожняя из-под... (указывается полностью наиме- нование груза) слита. Давление в котле … кгс/см
2
(МПа)».
Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны для транспорти- рования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.
В соответствии с Правилами безопасности при производстве, хране- нии, транспортировании и применении хлора к сопроводительным доку-

483
ментам грузоотправитель обязан приложить перечень предприятий по маршруту следования цистерн с жидким хлором, на которых имеются аварийные службы для ликвидации возможных утечек хлора. В перечне должны быть указаны места дислокации и телефоны диспетчерских служб этих подразделений, а также телефоны диспетчерских служб предприя- тий грузоотправителя и предприятия грузополучателя. Подготовка и про- ведение слива жидкого хлора должны производиться под руководством инженерно-технического работника, назначенного приказом по предпри- ятию. При постановке цистерны с жидким хлором на пункт слива и пе- ред проведением сливных операций цистерну необходимо закрепить тор- мозными башмаками с обеих сторон, заземлить и подключить к блоки- ровке сдвига цистерны, включенного в систему противоаварийной за- щиты пункта слива. Стрелка, ведущая в пункт слива, должна быть уста- новлена в положение, исключающее возможность заезда подвижного состава, а участок железнодорожного пути пункта слива заблокирован специальными устройствами.
На предприятиях и объектах, связанных со сливом (наливом) жидко- го хлора, должен быть план локализации аварийных ситуаций и рабочие инструкции, а также другая обязательная нормативно-техническая доку- ментация по безопасному ведению работ в соответствии с перечнем,
который должен быть утвержден главным инженером предприятия.
44.2. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей (класса 3)
Перевозка воспламеняющихся жидкостей должна проводиться в со- ответствии с Правилами перевозок опасных грузов и другой норматив- но-технической документацией.
После налива и слива легковоспламеняющихся жидкостей подтеки на наружной поверхности котла цистерны должны быть удалены.
Полнота слива грузов 3 класса, обладающих токсичными свойства- ми, спиртовым (винным) запахом, удаление промывной воды удосто- веряются в накладной на порожнюю цистерну подписями работников станции и ответственного должностного лица предприятия-грузополу- чателя, назначенных приказом соответственно начальника станции и руководителя предприятия.


484
Легковоспламеняющиеся жидкости, относящиеся к подклассу 3.1 с температурой кипения 35 °С и ниже, отмеченные в Алфавитном указате- ле знаком (**), перевозятся в специализированных собственных цис- тернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением и имеющих теневую защиту. Сливоналивное устройство и предохранительный кла- пан должны быть смонтированы на крышке люка и закрыты предохра- нительным колпаком, который должен иметь приспособление для плом- бирования ЗПУ.
Цистерны, предназначенные для перевозки сероуглерода, должны быть с верхним сливным прибором и иметь следующие трафареты и знаки опасности: «Сероуглерод», «Х», «С горки не спускать», трафарет при- писки, знаки опасности (основной 3 и дополнительный 6а) и номер
ООН1131 на оранжевой табличке.
Перевозка сероуглерода может осуществляться под избыточным дав- лением инертного газа (азота) от 0,1 до 0,3 кгс/см
2
. В этом случае цис- терны оборудуются манометром и запорной арматурой. Величина избы- точного давления указывается в накладной.
44.3. Особые условия перевозки метанола
Метанол является опасным легковоспламеняющимся (класс 3) и очень ядовитым грузом и представляет собой бесцветную прозрачную легко- воспламеняющуюся жидкость.
По цвету, запаху и вкусу метанол напоминает винный спирт, но при- ем его внутрь даже в небольших количествах вызывает отравление с тяжелыми последствиями (потерей зрения до полной слепоты и часто со смертельным исходом).
Метанол перевозится в специализированных собственных или арен- дованных цистернах без нижнего сливного прибора, оборудованных предохранительным кожухом над крышкой люка и приписанных к стан- циям налива. Котел цистерны окрашивается в желтый цвет (броневой лист в черный цвет). По осевой линии вдоль цилиндрической части котла с обеих сторон наносится черная полоса шириной 500 мм. С
правой стороны цилиндрической части котла (с обеих сторон) на рас- стоянии 50 мм левее хомута в черной полосе оставляются разрывы,
где размещаются надписи «Метанол», «С горки не спускать», «Х», тра- фарет приписки, знак опасности 3, характеризующий легковоспламе-

485
няемость вещества, внизу которого на оранжевой прямоугольной таб- личке указан номер ООН 1230, и дополнительный знак опасности 6а,
характеризующий ядовитость метанола.
Перевозка метанола в других цистернах, а также использование цис- терн для метанола не по назначению запрещается. Перевозка метанола может также осуществляться под избыточным давлением инертного газа
(азота) от 0,1 до 0,3 кгс/см
2
. В этом случае цистерны оборудуются ма- нометром и запорной арматурой.
Налив и слив метанола производится только средствами грузоотпра- вителя и грузополучателя на их складах. Во время налива грузоотправи- тель обязан следить за исправностью котла цистерны. При обнаружении течи налив прекращается и грузоотправитель обязан немедленно перека- чать метанол из неисправной цистерны.
После окончания налива грузоотправитель устанавливает под крыш- кой колпака прокладку для предотвращения расплескивания груза в пути;
плотно закрывает крышку колпака, закрепляет ее болтами, навешивает
ЗПУ и рядом с ними ярлык с транспортной маркировкой.
Метанол и порожние цистерны после его слива перевозят только по специализированным накладным желтого цвета с черной полосой и соот- ветствующими надписями об опасности груза (формы ГУ-27а и ГУ-27б).
В графе «Наименование груза» — «Метанол» грузоотправитель указывает номер аварийной карточки «АК 319», а вверху накладной про- ставляет штемпеля «Легко воспламеняется», «Ядовито», «Не спускать с горки», «Прикрытие 1/0-0-1-0».
Оформление перевозочных документов на цистерны, груженые ме- танолом, разрешается только при наличии на обороте накладной под- тверждения результата осмотра цистерны, подписанного начальником станции или его заместителем и представителя грузоотправителя.
В корешке дорожной ведомости на оборотной стороне делается над- пись «В накладной отметку о результате осмотра груженой цистерны подписали: начальник станции или его заместитель (фамилия) и предста- витель грузоотправителя (фамилия)».
В натурном листе против номера каждой цистерны с метанолом дол- жна быть сделана красным цветом надпись «Метанол».
При приеме груженой цистерны приемосдатчик станции обязан про- верить: наличие четких трафаретов и знаков опасности на котле цистер-


486
ны, отсутствие течи груза из цистерны, наличие ЗПУ на предохраняемом кожухе и правильность его наложения. После проверки приемосдатчик обязан доложить начальнику станции или его заместителю, что грузоот- правителем предъявлена к перевозке цистерна с метанолом в строгом соответствии с Правилами перевозок опасных грузов.
Начальник станции или его заместитель обязан осмотреть цистерну,
подтвердить своей подписью в накладной результат осмотра и вызвать караул ведомственной охраны к моменту приема цистерны с метанолом на станционные пути.
При поступлении цистерны с метанолом по назначению грузополуча- тель обязан: принять под охрану цистерну с метанолом с момента пере- дачи ее перевозчиком под слив, слить груз из цистерны полностью без остатка, промыть цистерну водой до полного удаления запаха метанола
(не менее 2 м3 воды). Вода после промывки должна быть удалена из цистерны полностью. После слива метанола и промывки цистерны гру- зополучателем начальник станции (или его заместитель) обязан лично осмотреть цистерну, проверить полноту удаления промываемой воды и отсутствие жидкости на дне котла цистерны и результаты осмотра под- твердить своей подписью в накладной, предъявленной грузополучате- лем на отправку порожней цистерны.
После проверки цистерны начальником станции (или его заместите- лем) грузополучатель обязан плотно закрыть крышку колпака, закрыть предохранительный кожух и навесить ЗПУ и ярлык, на котором сделать надпись «Порожняя — метанол», а также указать наименование грузо- получателя груза, станцию отправления и станцию назначения порожней цистерны и предъявить станции специализированную накладную на от- правление порожней цистерны из-под метанола. В накладной грузоот- правитель обязан подтвердить своей подписью, что метанол слит, цис- терна промыта, промывная вода удалена полностью.
В корешке дорожной ведомости на оборотной стороне делается сле- дующая надпись: «В накладной отметку о результатах осмотра порожней цистерны после слива метанола подписали: начальник станции (фами- лия) и представитель грузополучателя (фамилия)».
После выгрузки из цистерны перевезенного под слоем азота метано- ла цистерна заполняется азотом, о чем грузоотправитель делает отметку в накладной.

487
В случае обнаружения в пути следования неисправной цистерны, тре- бующей перекачки, такая цистерна отцепляется от поезда и отводится на специальные пути, установленные ТРА станции. Начальник станции или его заместитель вызывают ведомственную охрану и до ее прибытия назна- чает для охраны цистерны работников станции.
44.4. Перевозка желтого фосфора в специализированных цистернах
Желтый фосфор — сильно ядовитое, огнеопасное кристаллическое вещество с плотностью 1,83. В воде не растворяется, на воздухе легко окис- ляется и самовоспламеняется. Горит с выделением густого белого дыма.
Загоревшийся фосфор легко гасится водой. Для предохранения от само- возгорания его хранят и перевозят под слоем воды.
Этот продукт перевозят в специализированных цистернах без нижнего сливного прибора, принадлежащих грузоотправителю или грузополучате- лю. Котел цистерны окрашен в желтый цвет, вдоль котла с обеих сторон нанесена красная полоса шириной 500 мм. Торцовые днища и рамы цис- терны окрашены в зеленый цвет, а по периметру котла нанесена белая поло- са шириной 300 мм. На котле цистерны нанесены надписи «Желтый фос- фор», «Х», «С горки не спускать», трафарет приписки, знак опасности 4б,
характеризующий самовозгораемость вещества, под ним номер ООН 1381,
дополнительный знак опасности 6а, характеризующий ядовитость.
После заполнения цистерны фосфором грузоотправитель обязан на- лить в цистерну воду, а при температуре наружного воздуха ниже 0 °С
по пути следования груза — незамерзающий раствор кальция хлорида высотой слоя 30 см. При отправлении фосфора в районы с температу- рой выше 40° С слой воды увеличивают до 60 см. После заполнения цистерна осматривается представителем отдела технического контроля предприятия-отправителя, после чего наливной штуцер заглушается флан- цем, на колпак надевается предохранительный кожух, который закрыва- ется на замок и опломбируется ЗПУ.
Грузоотправитель в накладной в графе «Наименование груза» указыва- ет «Фосфор желтый АК 406», в верхней части накладной проставляет крас- ные штемпеля «Самовозгорается», «Ядовито», «Не спускать с горки»,
«Прикрытие 3/1-1-3-1».
Цистерны с фосфором перевозятся по железным дорогам в сопро- вождении ответственного представителя грузоотправителя. В пути сле- дования он обязан следить за исправным состоянием цистерны, сохран- ностью ЗПУ, присутствовать при осмотре и безотцепном ремонте цис- терн и не допускать к цистерне посторонних лиц.


488
В случае обнаружения неисправности цистерны, из-за которой она не может следовать дальше, такая цистерна отцепляется от поезда и отво- дится на отдельный путь в безопасное место, где должна находиться под охраной сопровождающего. Об отцепке цистерны сопровождающий и начальник станции ставят в известность грузоотправителя или грузопо- лучателя, которые обязаны выслать специалистов для ремонта цистерны или принять меры к переливу груза в исправную цистерну.
Слив цистерны должен быть произведен полностью. После слива грузоотправитель обязан очистить котел цистерны от остатков фосфора и хлама, налить в цистерну чистой воды или раствор хлорида кальция
(25—30 см), закрыть люк цистерны, надеть на колпак предохранительный кожух, который пломбируется ЗПУ.
Отправление недолитых и недоочищенных цистерн запрещается. Исполь- зование фосфорных цистерн для перевозки других грузов, а также налив фосфора в цистерны, не предназначенные для этого груза, запрещается.
44.5. Перевозка ядовитых и едких веществ наливом
Перевозка жидких опасных веществ этих классов производится в специализированных цистернах грузоотправителя или грузополучателя,
в специализированных контейнерах-цистернах (СКЦ).
На котлы цистерн и СКЦ, предназначенных для перевозки ядовитых веществ и продуктов других классов опасности, обладающих ядовитыми свойствами, наносится знак опасности 6а, характеризующий ядовитость,
внизу которого на оранжевой прямоугольной табличке указан номер ООН.
Опасные грузы класса 8, прежде всего кислоты, олеум, меланж,
обладают способностью вызывать тяжелые химические ожоги и ин- тенсивную коррозию металла и других элементов подвижного соста- ва, поэтому перевозка этих грузов должна осуществляться в цистер- нах, контейнерах-цистернах, предназначенных для перевозки конкрет- ного опасного груза. Материал котла таких цистерн или внутреннее защитное покрытие должны надежно противостоять агрессивному дей- ствию перевозимого груза.
Кислоты обладают опасными свойствами и могут вызывать тяжелые ожоги, взрывы, а также разъедание металла котла.
Азотная, уксусная, фосфорная кислота перевозятся только в спе- циализированных цистернах грузоотправителя или грузополучателя.
Использование обычных цистерн (общего парка) для перевозки кис- лот запрещается.

489
Цистерны для перевозки кислот должны иметь следующую отличи- тельную окраску, трафареты и знаки опасности:
– вдоль котла цистерны с обеих сторон наносится желтая полоса шириной 500 мм, а на торцовых днищах — квадрат размером 1
×
1 той же краской;
– на квадрате с обеих сторон котла в центральной части поясных по- лос в зависимости от того, под какую кислоту предназначена цистерна,
наносятся черной краской трафареты «Серная кислота», «Меланж», «Оле- ум», «Соляная кислота» и т.д. (высота букв 150 мм).
– с правой стороны цилиндрической части котла (с обеих сторон на- носятся основной знак опасности 8, характеризующий едкое вещество,
внизу которого на оранжевой прямоугольной табличке указан номер
ООН, и дополнительные знаки опасности, характеризующие свойства данной кислоты (6а — ядовитость, 3 — легковоспламеняемость, 5 —
окислитель).
Кроме того, на торцовых днищах цистерн наносится трафарет о при- писке цистерн.
После налива кислоты грузоотправитель обязан закрыть крышку кол- пака цистерны на кислотостойкой прокладке, тщательно завернуть ба- рашки и установить ЗПУ «Скат». Слив кислот должен производиться полностью с удалением шлама. Грузополучатель обязан также протереть котел снаружи от подтеков. После слива кислоты грузополучатель обя- зан немедленно плотно закрыть крышку колпака на кислотостойкой про- кладке, завернуть барашки и установить ЗПУ «Скат».
При обнаружении в пути следования течи кислоты неисправная цис- терна должна быть немедленно отцеплена и отведена на изолированный путь. О течи цистерны начальник станции извещает по телеграфу или теле- фону грузоотправителя или грузополучателя или ближайшее предприятие налива или слива кислот, которые обязаны в суточный срок выслать рабо- чих с оборудованием для перекачки продукта в исправную цистерну.
Жидкость этиловаяпредставляет собой легкоподвижную жидкость с удельной массой 1,47—1,77 в зависимости от сорта, нерастворима в воде, хорошо растворяется в бензине, керосине и других растворителях.
Жидкость этиловая чрезвычайно ядовита (относится к 6 классу) и осо- бенно опасна тем, что отравляющее ее действие проявляется спустя про- должительное время и на первой стадии незаметно для пострадавшего.
Жидкость этиловая перевозится только в специализированных цис- тернах грузоотправителя, удовлетворяющих требованиям Инспекции кот-