Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта. Во-первых, она заключается в необходимости для любого человека изучения и понимания самого процесса развития готического искусства как такового, влияние на него феноменов транскультурного обмена (от Франции к Германии). В текущем исследовании данная проблематика будет представлена на примере готических соборов Франции и Германии. Во-вторых, для нас особый интерес представляет детальный анализ этого вопроса именно в контексте XII века, так как тогда готическое искусство только начинает зарождаться в Европе. Готика, как часть искусства, – это отражение реальности, а детальный анализ её стилевых особенностей дает нам четкий, устроенный по правилам образец для изучения действительности в этот хронологический период.

Готическая архитектура — тип сакральной и светской архитектуры, распространённый в периоды зрелого и позднего Средневековья (с конца XII по начало XVI века). Как писал Н. Гоголь: "Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась пред окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека". (ссылка 1 на источник 5, стр. 4) Она сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре эпохи Возрождения. В различных концепциях истории искусства готику интерпретируют и как исторический тип архитектуры и как исторический художественный стиль. Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе (в Германии в частности). Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля - изящество, устремлённость ввысь, богатое декоративное убранство - получили в архитектуре больших кафедральных соборов, хотя в эпоху готики возводили и разнообразные светские постройки.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. В 12 веке происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Как раз в этот период готическое искусство и берет своё начало.

Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики –
собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари). Именно о нем, как о примере раннего готического искусства Средневековья, и пойдёт речь в моём исследовании.

Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов (ссылка 2, источник 39). Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплотились в ансамбле Бамбергского собора. Именно о нем мы и поговорим сегодня, в контексте раннего готического периода в Средневековой Германии.

Степень разработанности. Вопросами изучения данной проблематики занимались многие крупнейшие историки и теоретики искусств, но, тем не менее, исследований в области готического искусства Средневековой Европы в период становления готической архитектуры не так много.

Объектом исследования является готическое искусство.

Предметом исследования выступают стилевые особенности готической архитектуры Франции и Германии XII века.

Цель исследовательской работы заключаетя в комплексном анализе стилевых особенностей готической архитектуры XII века.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. Проанализировать готические соборы Франции и Германии XII веков.

2. Привести их описание.

3. Определить основные стилевые особенности этих соборов в контексте развития готической архитектуры XII века.

4. Провести системный анализ развития их стилевых особенностей.



Хронологические рамки работы охватывают период с XII по начало XIII века.

Научная новизна заключается в комплексном анализе стилевых особенностей готической архитектуры на примере двух соборов (Германии и Франции) в период становления готического искусства как такового, приведенном в одной работе и использовании ранее не применявшегося в данной проблематике комплекса методов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в глубоком изучении поставленной задачи, а также в обобщении собранной информации.

Практическая значимость отражена в составлении базы для дальнейшего рассмотрения проблем становления готического искусства в Европе обозначенного периода.

Работа может быть полезна дизайнерам, реставраторам, историкам, искусствоведам.

Методы исследования: систематизации, анализа, сравнительно-исторический, текстологический, типологический, семиотический.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили:

1. Фундаментальные научные труды крупнейших историков и искусствоведов, таких как: Ивлев С.А., Крыжановская М.Я., Лясковская О. А., Муратова М.К. и др.

2. Статьи и обзоры искусствоведческих периодических изданий и тематических электронных ресурсов.

Структура работы состоит из введения, первой главы, второй главы, третей главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Объем текстовой части исследования составляет 35 страниц, приложения – 20 страниц.



ГЛАВА 1. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. В эту богатую потрясениями тысячелетнюю эпоху возникновения, расцвета и упадка феодальных отношений, насыщенную острыми социально-экономическими и культурно-историческими противоречиями, складывались основные контуры современной политической карты Европы, создавались предпосылки для бурного развития национальных культур европейских народов (ссылка 3 из источника 4, стр. 7).
Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.

Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице (ссылка 4 источник 11, стр. 130).

Название архитектурного стиля – готика – возникает в эпоху Возрождения как пренебрежительное название архитектурного стиля, возникшего в Европе в XII в. Готическое искусство зародилось около 1140 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Готика это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви (ссылка 5 из источника 6, стр. 89).

Говоря о развитии готической архитектуры, необходимо отметить, что готика как явление европейской культуры тесно связана с развитием не только архитектурно-строительной мысли, но и городской культуры, рыцарского искусства и художественно-прикладного искусства. Формирование готической архитектуры также тесно связано с социально-историческим развитием европейского общества. Одним из ведущих факторов такого развития стали восемь крестовых походов с 1096 по 1270 г. В результате захвата рыцарями-крестоносцами Иерусалима и образованием европеизированных государств на Ближнем Востоке открылись новые торговые пути через Палестину и Средиземное море в Европу и через Византию на Балканский полуостров. Помимо этого необходимость обслуживания крестовых походов, снабжения их оружием и доспехами, продовольствием и иным снаряжением способствовала тому, что происходило отделение ремесла и торговли от натурального сельскохозяйственного производства. Повышалось качество ремесленного производства. Возникали гильдии, цеховые организации (в городах западнорусского Полоцко-Витебского княжества они именовались братчинами). Возросла роль городских коммун в Западной Европе, так как они получили право контроля над мастерством изготовителей товаров и качеством их производства. Крестовые походы и развитие торговых связей стимулировали развитие дорожного строительства от Южной Англии и Северной Франции, долины Рейна, Роны и до средиземноморского побережья Южной Франции. В крестовых походах участвовало много крестьян. Вернувшись из походов, эти люди, почувствовавшие дух свободы, не стремились возвращаться под власть своих местных феодалов и уходили в города или селились на хорошо укрепленных и плодородных землях, основывая новые городские поселения. Так возникали многие города-государства. Среди них можно отметить Себоргу в Италии, город-замок Розенборг (Расепоори) в Финляндии, города-государства в Южной Франции. Часто доходы от торговой деятельности или производства товаров позволяли городам добиваться политической независимости от феодалов. Это мог быть выкуп земли, на которой стоял город, выкуп личной ленной зависимости, выкуп прав и повинностей, но иногда это была и вооруженная борьба горожан против феодалов.


В XI в. возникает так называемое "Саксонское зерцало", общий устав внутригородской жизни. В XII в. (1188) епископ города Магдебурга разработал новые правила развития городской жизни. Магдебургское право оказалось очень востребованным. На его основе городская жизнь была организована более чем в 100 городах Европы, прибалтийских землях, городах Ганзейского морского торгового союза (Любеке, Бремене, Гамбурге, Штральзунде, Штеттине, Новгороде, Пскове). Магдебургское право было даровано королевской властью и многим городам Западной Руси, таким как Вильно, Минск, Мир, Туров, Пинск, Брест-Литовск, Каменец-Подольский, Смоленск, Полоцк, Витебск, Мстиславль.

Местная городская власть сама стала регулировать строительство, ремонт и содержание городских укреплений, дорог и организовывала внутригородскую жизнь. Стал формироваться новый социальный слой – слой городских бюргеров (граждан), которые были заняты производственной и торговой деятельностью. Города, возникшие в тот период, часто сохраняют свою планировку и численность населения и по настоящее время.

Например, итальянские города-коммуны Сиена и Орвьетто до сих пор окружены городскими стенами, вне которых город так и не развивается. Такая же ситуация и в городе Авила в Испании, где практически не меняется численность городского населения, около 800 человек. Довольно много подобных средневековых городов сохраняется в современной Фландрии, можно назвать города Дамме, Лир, Диет, Верне, Кортрейк, Брюгге, Хассельт, которые не только сохраняют очарование средневекового европейского города, но также практически не выходят за пределы своих исторических средневековых границ.

Именно развитие городской жизни и вызвало появление нового архитектурного стиля, который мы сейчас именуем готикой. Можно сказать, что готика, в отличие от романской архитектуры, – это архитектура городов, а не крепостей, замков или аббатств.

Примечателен облик жилой застройки готических городов. Впервые в истории градостроительства, если не считать города Крита и дома-инсулы Древнего Рима, город как бы оборачивается лицом к улице. Именно в эпоху готики жилая застройка городов приветливо взглядывает широкими окнами помещений первого и второго этажей на улицы. За пределами городов по-прежнему строятся феодальные замки, однако появляется и новый тип феодального дома, который носит название отель, или отейль. Отели возникают в основном в тех городах, где замки могли быть срыты или уничтожены в ходе гражданских войн. Наиболее яркими примерами готических замков могут служить королевский замок Карлштейн близ Праги, замок князя-епископа в городе Льеже, замок князей Гогенцоллерн-Зигмаринген в городе Зигмарингене (Германия), замки миланских и ферарских герцогов. Наиболее яркими примерами готического отеля могут считаться отель Матийон в Париже (ныне резиденция французского премьер-министра) и отель де Виль – парижская ратуша.