Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие готики началось еще в XII в. во Франции и оттуда постепенно в течение XII– XIII вв. готика распространяется в Италию, Англию, Германию. Расцвет готики приходится на XIII в., в XIV–XV вв. наступает последний этап ее развития, отличающийся обилием деталей и эффектных ажурных форм.

Начиная с конца 12 в. культура и искусство средневековой Франции вступили в пору своего расцвета. Переход искусства Франции к готическому этапу был связан с общим ростом производительных сил, совершенствованием земледелия и в особенности с ростом городов, т. е. с развитием в рамках феодального общества ремесел и торгового обмена. В то же время укреплялся политический авторитет королевской власти, слагалось единое феодальное государство, зарождалась французская нация, формировалась ее культура. (ссылка 6 из источника 2, стр. 235)

В разных странах готика проявляла себя по-разному. Например, в Англии чаще всего применяли так называемые веерные своды. В Италии готические сооружения несут на себе элементы романского оборонительно-крепостного зодчества. Это объясняется тем, что именно в Италии независимость городов-коммун сформировалась раньше, чем в других странах Европы, и облик итальянских городов в целом более суров и содержит в себе больше черт предшествующей романской эпохи. В этой связи можно привести примеры таких итальянских городских ратуш, как Палаццо Коммунале в Вероне, Палаццо Публико в Сиене. Демократичный характер готической архитектуры часто можно проследить с точки зрения формирования и пространственной среды. Во многих итальянских городах центром общегородской жизни могли быть не городской собор или городская ратуша, а центральная грандиозная площадь, на которой устраивались городские праздники и карнавалы. Такова, например, грандиозная ратушная площадь в Сиене – Пьяцца дель Кампо.

Новым типом гражданского сооружения становятся в этот период крытые мясные, рыбные, цветочные, суконные рынки. До наших дней дошло здание готического суконного рынка в древней польской столице городе Кракове. В городах Генте и Брюгге сохранились здания крытых рыбных и мясных рядов. В эпоху готики получают дальнейшее развитие здания социального назначения. Если ранее в романскую эпоху больницы, госпитали, аптеки, учебные заведения, гостиницы располагались в основном в аббатствах и крупных монастырях, то в готический период развития архитектуры эти заведения стали передаваться в ведение городских коммун. До сего дня существует и работает старейший госпиталь Святого Иоанна, расположенный в городе Брюгге. Особенно широко система социального презрения была развита во Фландрии и в Нидерландах. Именно в городах Фландрии появляются первые комплексы зданий для социально незащищенных слоев населения – домов для престарелых. Особой формой социального служения во Фландрии и Нидерландах стали комплексы сестричеств-бегинажей. Бегинки – вдовы, которые решили посвятить свою жизнь Богу и социальному служению, – создавали специальные поселения замкнутого типа, в которых они жили по принципу коммуны, но не принимали на себя монашеские обеты.


Наконец, в Европе широко распространяются первые светские учебные заведения – университеты. До этого времени в Европе были университет Кордовы (столицы мусульманской Испании), открытый в IX в., в котором обучалось до 10 000 человек, университет Константинополя (столицы Византийской империи) Пандидактерион (греч. Пανδιδακτήριον, распространенное в современных публикациях название Магнаврской школы, основанной византийским регентом Вардой и ученым Львом Математиком в середине IX в. на базе более ранней школы, которая была организована Феодосием II, чтобы обучать молодых людей медицине, философии, риторике и праву. Школа просуществовала до самого падения Константинополя, хотя при Палеологах образование было переведено на церковную основу. Некоторые историки, в основном греческие, считают Константинопольский университет первым университетом в Европе, хотя еще до Феодосия аналогичные учебные заведения (атенеи) действовали в Антиохии и Александрии, не говоря уж про сам Древний Рим), а также Болонский университет – старейший университет Италии, основанный в 1088 г. В 1200 г. основаны французский университет Сорбонна (Париж) и Оксфордский университет (Англия).

Так как образование велось на латинском языке, повсеместно сформировался уникальный единый исторический феномен, который мы сегодня именуем европейской культурой.

Однако в эпоху готики самым сложным и значительным общественным сооружением европейского города становится городской кафедральный собор. Помимо богослужений в соборах проводились крупные общественные мероприятия (собрания гильдий и цехов, диспуты, лекции и даже театральные мистерии на библейские и евангельские сюжеты). Соборы в этот период становились гордостью городов-коммун и символами их независимости.

Готическая архитектура прошла в своем развитии ряд этапов. Во Франции и Италии ранний период готики (конец XII – начало XIII в.), высокая готика (XIV в.), поздняя готика – пламенеющая (XIV–XV вв.) (ссылка 7, источник 40). В Англии ранняя готика называется ланцетовидной по форме оконных проемов, высокая готика носит название украшенной и поздняя готика носит название перпендикулярной, по ортогональной сетке заполнения окон вместо стрельчатых окон и плоских завершений башен вместо шатровых и шпилевидных. В Нидерландах, Фландрии сложились свои особые типы готических сооружений, так называемая шельдская готика и брабантская готика. В Германии, Прибалтике, Польше, Литве сложилась так называемая кирпичная готика, украшенная уникальной резьбой по кирпичу.



В эпоху готики происходят частичное преобразование объемно-планировочных решений и радикальное изменение конструкций сооружений. Готические соборы Европы в основном развиваются на основе базиликальной структуры сооружения. Немногие сооружения этого стиля строятся на основе так называемой зальной структуры.

В основном в эпоху готики сложилась единая базиликальная конструктивно-планировочная система готических соборов с тремя или пятью нефами и трансептом. Например, в соборе Нотр-Дам в Париже за гранями основной пятинефной структуры образованы шестой и седьмой пролеты, которые заполнены капеллами. В таких соборах, как соборы Шартра и Реймса, планировочная структура в восточной части после пересечения с трансептом меняется с трехнефной на пятинефную.

Характерным композиционным решением западного фасада готических храмов часто является устройство двух фланкирующих башен. Эта композиция завезена в Европу крестоносцами в качестве архитектурного трофея из христианского зодчества Сирии. Надо сказать, что также в качестве трофея в Европу в ходе крестовых походов были привнесены в архитектуру и новые конструктивные решения. В их числе конструкции стрельчатых арок и стрельчатых крестовых сводов. Более крутой подъем стрельчатой конструкции по сравнению с круговой романской конструкцией позволял уменьшить долю горизонтальной составляющей опорных реакций – распора, что позволяло увеличить высоту опор. Одновременно с этим происходит развитие начатого в позднероманский период перехода от сплошной кладки крестовых сводов к каркасной. Это также уменьшало нагрузку и концентрировало ее в передаче на опоры. При каркасной структуре сводов нагрузка от их несущих ребер – нервюр – передается только на простенки несущих стен и внутренние столбы, а несущее заполнение лотков сводов выполняется более облегченным.

Выдающимся изобретением и достижением европейских зодчих в эпоху готики стала система передачи распора крестовых сводов центрального нефа через наклонные арки – аркбутаны – на отдельные внешние пилоны – контрфорсы. Эта система передачи распора позволяла увеличивать высоту тонких стен центрального нефа, которые стали воспринимать только вертикальную нагрузку. В результате существенно повысилась освещенность центрального нефа за счет устройства широких оконных проемов в наружной части его стен. В период ранней готики еще сохранялся переход от нервюр крестового свода к своеобразным сечениям простенков наружных стен, который обозначался тонкими колоннами (гуртами). Этот переход акцентировался капителями. Однако в более поздний период конструкция нервюрного свода усложняется. Из простой крестовой она превращается в звездчатую, сетчатую или веерную. Так, в эпоху пламенеющей готики в рисунок свода стали включать дополнительные декоративные нервюры. В Англии в период перпендикулярной и украшенной готики появляется новая система веерных сводов, которую можно назвать сталактитовой. Пространство между конусами вееров перекрывалось специальными горизонтальными плитами, на которых вырезался ажурный орнамент декоративных нервюр. Так, например, была решена конструкция сводов королевской капеллы в Кембридже. В эпоху высокой и пламенеющей готики круглые окна порталов, "роза портала", заменяются громадными стрельчатыми витражными окнами. Например, это можно проследить в соборах городов Труа (Франция), Йорка (Англия), Ульма (Германия). Характерными особенностями готической архитектуры являются вертикальность композиционных форм, многочисленные оконные простенки малого сечения, стрельчатые арки, аркбутаны, контрфорсы, цветные витражи. Все это в сочетании с каркасной облегченной системой опор и стрельчатым нервюрным сводом составляют существо готического строительного искусства. Основным строительным материалом готики является отесанный и бутовый камень. Но кирпич также являлся важным строительным материалом в готических сооружениях Прибалтики, Германии и Северной Европы.


Таким образом, можно отметить, что эпоха готической архитектуры являет собой пример соединения архитектуры и декоративно-прикладного искусства, это способствовало развитию не только собственно архитектурно-строительного начала в европейском зодчестве этого периода, но и постепенному отделению самостоятельного вида искусства – живописи и скульптуры. А это, в свою очередь, способствовало появлению нового архитектурного стиля, который многие историки архитектуры называют проторенессансной архитектурой и который наиболее ярко проявляет себя в готической архитектуре Италии, Испании и Португалии.


ГЛАВА 2. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРАНЦИИ НА ПРИМЕРЕ СОБОРА ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме (ссылка 8, источник 41).

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.