Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
субботу и Аполлон — воскресенье.

Чтобы посмотреть астрономические часы, нужно купить билет (2 евро) и в 11:45 войти в собор через южный портал (со стороны Замковой площади; запускать начинают с 11:20). В 12 часов (каждый день, кроме воскресенья) начинается показ видеофильма об этом шедевре Возрождения и его истории (на трех языках), а в 12:30 зрители имеют возможность понаблюдать за шествием апостолов, которое повторяется каждый день в это время, раз в сутки. По воскресеньям и в праздники, после 11-часовой службы, подойти к часам и рассмотреть их можно совершенно бесплатно.

Сложной резьбы кафедра у северной стены нефа, созданная в 1485 году Гансом Хаммером (Hans Hammer), является примером пламенеющей готики в ее наивысшем проявлении. Кафедру из белого песчаника украшают около пятидесяти скульптур, посвященных различным библейским сюжетам (некоторые из них, в основном статуи Отцов Церкви на наружных колоннах, выполнены позднее, в XVIII веке, и не из песчаника, а из алебастра): тут изображен распятый Христос, по бокам от которого стоят Мария и Иоанн, а также евангелисты, ангелы с орудиями Страстей, Богоматерь с Младенцем, св. Варвара, св. Екатерина, Иоанн Креститель и многие другие святые и епископы.

Вдоль кафедры струится прекраснейший ветвевидный орнамент (виноградная лоза), иллюстрирующий притчу Христа о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза...» (см. Евангелие от Иоанна, 15:1-8)(ссылка 16, источник 36). Великолепие этой церковной кафедры подчеркивает важность Слова Божьего, которое несет прихожанам проповедник.

Кафедра была заказана магистратом специально для знаменитого проповедника Иоганна Гейлера фон Кайзерберга (Johann Geiler von Kaysersberg) (1445-1510), на проповеди которого в Страсбургский собор стекались толпы народа. На лестнице можно заметить небольшую фигурку собачки, напоминающую о том, что у проповедника была привычка приходить на службу в сопровождении своего любимца.

Особенность главного органа собора в Страсбурге в том, что он находится не на привычном месте, за центральным фасадом (над входом в собор, напротив хора (клироса)), а просто у северной стены нефа, в «ласточкином гнезде» (
такой тип расположения органа встречается также в соборах Шартра и Меца; обычно такой подвесной вариант выбирали в случае очень длинного нефа). Орган висит как «ласточкино гнездо», выступающее их стены на уровне второго проема центрального нефа (т.е. не посередине, а ближе ко входу).

Относительно небольшой по размеру орган отличается прекрасной отделкой. Орган помещен в аутентичный готический корпус 1491 года, созданный Фредериком Кребсом (Frédéric Krebs). Этот полихромный проспект невероятно красив и многоцветен; в нем смешиваются красный, зелёный, синий цвета и позолота. В нижней части органный корпус заканчивается подвеской (Pendentif) (парусом), которая еще старше, чем сам корпус: она относится к 1385 году. Подвеска также отличается богатой отделкой.

Инструмент украшен причудливыми фигурами. В нижней части подвески установлена статуя Самсона, укрощающего льва (механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев даже умел рычать). В самом низу, на «замковом камне», находятся три фигурки музицирующих ангелов, один из которых играет на гитаре, другой на лютне, а третий — на портативном органе. По бокам от органа можно заметить две забавные фигурки, которыми может управлять органист: с левой стороны находится фигурка Глашатая, с правой — бородача (Bretzelmann) (т.е продавца кренделей; в средние века это были торговцы, продававшие выпечку изголодавшимся в пути паломникам) (эту куклу-марионетку называют также «Рораффе»(Rohraffe), то есть обезьяна-ревун).

Глашатай по воле органиста может подносить ко рту трубу со знаменем, на одной стороне которого изображен герб города Страсбурга, а на другой — Богоматерь с Младенцем. На пьедестале под глашатаем изображены фигурки двух (склонившихся под его весом) рабочих, которые слушают музыку. На пьедестале под продавцом бретцелей изображены также двое рабочих, которые тащат мешок с мукой, кувшин воды и банку соли. У продавца бретцелей двигается рот и правая рука, а еще он, как следует из его второго названия (обезьяна-ревун), использовался как горлан. Как именно это происходило?

Специальный люк позволял служителю собора (M

ünsterknecht) пробираться внутрь (полой и великолепно резонирующей) органной подвески, в своеобразную «суфлёрскую будку», и, оставаясь невидимым, издавать звуки и подавать издевательские реплики (т.е. обезьяна-ревун просто говорила его голосом). Желательно, конечно, чтобы у этого служителя был критический ум и хорошо подвешенный язык. Предназначением его было будить прихожан во время длинных проповедей, насмешничать, петь игривые песенки, а главное — всеми возможными способами противоречить, подначивать и доводить до белого каления проповедников (рассказывают, что известный и всеми уважаемый проповедник XV века Иоганн Гейлер фон Кайзерберг (Johann Geiler von Kaysersberg) (Гейлер Кайзербергский) не единожды выходил из себя из-за этих провокационных шалостей и нападок и даже жаловался начальству). Итак, в средние века (XV-XVII) этот забавный персонаж был своего рода сатириком и карикатуристом, придворным шутом. Есть даже версия, что балагур специально назначался и по всем правилам оформлялся на работу коллегией управляющих страсбургского Нотр-Дама! Как правило, остряк отвлекал и развлекал своими выходками народ во время богослужения на Троицу.

Фигурки, возможно, появились даже раньше, чем подвеска, и относятся к началу XIV века. Есть мнение, что они принадлежат Клаусу Карле (Claus Karlé (Karlen, Carlé)) из города Лора, мастеру, который руководил работами по строительству нового органа (находившегося, как доподлинно известно, на том же месте, что и нынешний) в 1324-1327 гг. Так или иначе, свою критическую функцию обезьяна-ревун начала выполнять не раньше 1490 года. После пожара, случившегося в день святой Гертруды 17 марта 1384 года (рабочие расположили костёр слишком близко от органного корпуса), орган Карле, разумеется, не уцелел, однако фигурки удалось спасти. После этого пожара было решено построить более мощный и более красиво украшенный орган. Работы по сооружению этого дорогостоящего инструмента были завершены в 1385 году. Именно от этого органа до наших дней дошла подвесная часть (pendentif) и, возможно, органная галерея (ссылка 17, источник 35). Вскоре, когда потребовалось построить новый орган, старый корпус решено было сохранить, а работы по инструментальной части поручить лейпцигскому мастеру Герлаху (Michel Gerlach (Grolach)) и Генерису (Pierre Generis) из австрийского города Санкт-Пёльтен (Генерис потом остался в Страсбургском соборе работать органистом; он умер в 1480 году, во время игры на органе). Работы были завершены к Рождеству 1434 года. В 1491 году в соборе был построен новый орган; именно для него был создан дошедший до нас органный проспект, шедевр пламенеющей готики, один из самых красивых и известный готических органных проспектов. Автором нового трехмануального инструмента был известный органный мастер Фридрих Кребс (Friedrich Krebs (Krebser, Kress)) из Ансбаха (Средняя Франкония). Судя по гравюрам того времени, внешне тот орган отличался от нынешнего только наличием расписных створок.


Кребс оставил потомкам своеобразную «подпись» в орнаменте органа: над позитивом он поместил два украшения в форме клешней (дело в том, что фамилия Кребс переводится с немецкого как «рак»). Орган Кребса вскоре был серьезно перестроен в соответствии со вкусами нового времени (работы велись в 1507-1511 гг.; ими руководил органный мастер из Кёльна Ганс Зюсс (Hans Süss)). Какое-то время, в самый разгар Реформации, орган не звучал. Потом, в 1542 и 1564 годах, проводился ремонт инструмента. В 1609 году орган был снова кардинально расширен: начиналась самая плодотворная эра органной музыки, и требовался соответствующий инструмент (мастером на этот раз был Антон Нойкнехт (Anton Neuknecht) из Равенсбурга; оригинальный проспект сохранили). После Тридцатилетней войны орган приводил в чувство и вновь расширял органный мастер Матиас Третцшер (Matthias Tretzscher) из города Кульмбах (Верхняя Франкония) (шел 1660 год). Теперь это был поистине огромный, мощный инструмент (с прежним прекрасным проспектом, но уже без створок). Андреас Зильберман (Andreas Silbermann) (1678-1734) в 1713 году признал этот инструмент не подлежащим восстановлению и построил полностью новый орган. Он и проспект хотел заменить, но от него потребовали сохранить прежний. Работы велись с 1714 по 1716 год. Получился самый большой из всех зильбермановских органов в Эльзасе. На органе красовалась знаменитая надпись: «Er heisset Silbermann und seine Werk seynd gülden» (ссылка 18, источник 35). (Его зовут Зильберман [т.е. серебряный человек], а дела у него золотые).

Это один из красивейших инструментов Андреаса Зильбермана, созданный мастером в эпоху расцвета его искусства. В XIX веке орган несколько раз ремонтировался и модифицировался, особенно в 1870-е годы, поскольку инструмент, как и собор вообще, сильно пострадал во время прусской осады 1870 года. Мастера, проводившие эти работы, относились к наследию Зильбермана бережно и с уважением, в отличие от своего коллеги Генриха Кулена, которые вышел на сцену несколько позже. Реконструкция, выполненная в 1897 году немцем Генрихом Куленом (Heinrich Koulen), была признана экспертами той эпохи крайне неудачной: орган был полностью испорчен, как и репутация немецкого мастера. Новый орган начали критиковать еще до завершения работ. Кулен пытался «усовершенствовать
» Зильбермана с помощью современных технологий, и в итоге получился «убийственный» инструмент, к тому же уже через несколько лет пришедший в полную негодность.

Перед Первой мировой войной, во время проведения ремонтных работ в соборе, орган пришлось демонтировать. Большая часть труб была реквизирована и отправлена на переплавку (немцам требовалось олово). После войны заговорили о возможности восстановления прежнего змльбермановского органа. о необходимости установки механической трактуры, об аутентичности... Конкурсная комиссия, которую возглавил Шарль-Мари Видор, остановила свой выбор на страсбургском органном мастере Эдмоне Рётингере (Edmond Alexandre Roethinger) (1866-1953). В 1935 году Рётингер построил орган во французском стиле (правда, насчет механики он из-за недостатка знаний схитрил: для рюкпозитива он всё-таки использовал пневматику, что было неудачно для здешних условий влажности, температуры и т.п.). В новом органе сохранилось около 250 оригинальных зильбермановских труб.

Наконец, в 1981 году страсбургский органный мастер Альфред Керн (фирма Alfred Kern & fils) выполнил очередную реконструкцию органа (точнее, по сути, построил новый инструмент) на основании разработок Мишеля Шапюи (Michel Chapuis), который в 1954-1963 гг. служил органистом в Страсбургском соборе. Эта реконструкция (теперь трактура была полностью механической) были признана в высшей степени удачной, так что у города теперь появился прекрасный не только внешне, но и по звучанию инструмент. Для Альфреда Керна эта почетная работа стала, по сути, последним значимым проектом; он вложил в ее все свои знания и аккуратность.

В органе Страсбургского собора на сегодняшний день три мануала и 47 регистров.

В соборе Страсбурга несколько боковых капелл, и все они отличаются великолепным убранством: витражи, алтари, старинные захоронения... Жаль только, что входить в капеллы разрешается только молящимся.

Самая известная капелла Св. Екатерины. В руках у нее колесо, атрибут ее мученичества.

Итак, Страсбургский собор — один из красивейших соборов Европы. И внутреннее, и внешнее оформление собора поражает воображение, сложно оторвать взгляд от большого количества деталей. Также впечатляет размер собора — почти двести лет он считался самым высоким каменным зданием мира.