Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
святой Лаврентий с четырьмя святыми.
Интерьер Страсбургского собора славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году, и витражами XII–XIV веков. В путеводителях часто пишут, что собор в Страсбурге отличается от других французских храмов особенно темным интерьером. Я бы так не сказал. Даже в пасмурную погоду здесь вполне светло (видимо, сказывается обилие витражей), а уж когда солнце светит, я думаю, тем более.
Что же касается отдельных сокровищ и шедевров внутри собора, то, если вы хотите лучше их рассмотреть и/или заснять на фото- или видеокамеру, то достаточно бросить в специальный автомат монетку в 20 центов, и примерно в течение минуты интересующий вас объект будет прекрасно освещен. Затем свет снова погаснет. Такая система действует в отношении наиболее интересных достопримечательностей собора: скульптурной композиции «Гефсиманский сад», а также астрономических часов с Колонной ангелов.
Позднероманский хор, в котором находится алтарь, находится на возвышении, поскольку расположен над старинной криптой. Он украшен фресками XIX века. По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в замке Нойшванштайн.
В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.
В хоре установлены пятнадцать высоких дубовых кресел, относящихся к 1692 году. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди (Claude Bourdy) и Клодом Бергера (Claude Bergerat) и скульптором Петером Петри (Peter Petri) и отнесены к числу исторических памятников Франции.
В 2004 году хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утвержденными на Втором Ватиканском соборе, и в ноябре состоялось торжественное освещение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в Страсбургском соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой: в частности, была убрана громоздкая лестница, а также построен ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном и установлены новые предметы обстановки для совершения богослужения.
В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша Св. Лаврентия. Капители колонн украшены фигурами фантастических животных.
В нише сегодня находится старинная купель 1453 года, выполненная мастером Жодоком Дотцингером (Jodoque (Jost/Jodocus) Dotzinger). Купель отличается изящной проработкой и представляет собой настоящий шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьми- (как было принято), а семиугольную форму. К сожалению, во время нашего посещения собора купель была плохо видна из-за решетки.
Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы Св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция первоначально предназначалась для кладбища при церкви Св. Фомы, а в 1667 году была перенесена в собор.
Фигуры Христа и трех апостолов вырезаны из песчаника, остальные — из гипса. Автор композиции, созданной в 1498 году, — Файт Вагнер (Veit Wagner).
Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест (la Croix de Mission). История его такова: в 1825 году тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», а именно организовать целую неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., что преследовало двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершенные в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI веке (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 году революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).
После революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп I, новые власти потребовали сноса Распятия, поскольку его присутствие на общественной площади являлось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X, выражали протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесен внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно поклоняться ему. Так миссионерский крест был перенесен в северную часть трансепта, где находится и по сей день.
В этой же части церкви находится два старинных алтаря. Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.
Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая.
В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов (Pilier des Anges), созданный ок. 1230 года мастерами парижского региона (Иль-де-Франс). Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями, в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда, отсюда другое название столба — Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier).
В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев.
В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда.
В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов, держащих орудия Страстей: терновый венец, копье (не сохранилось), гвозди и крест.
Демонстрируя рану на боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей; они обращаются с молитвой к самому Христу, ибо заступники (Мария и Иоанн) в эту композицию не включены.
Существует прямая иконографическая связь между декором двухчастного портала трансепта и Колонной ангелов. Если на портале вот-вот состоится примирение Церкви и Синагоги в конце времен, но в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, высоки и изящны. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными.
В том же зале, где находится Столб ангелов, можно заметить небольшую скульптуру человечка, облокотившегося на балюстраду (по-французски его называют L'homme de la balustrade или Le scrutateur —
что-то типа «внимательный, пытливый наблюдатель»). Скульптура сделана из песчаника и датируется XIV или XV веком.
Согласно легенде, скульптура изображает архитектора, который соперничал со своим коллегой, воздвигшим Столб ангелов. Другой вариант легенды гласит, что это был обычный человек, простой бюргер. Так или иначе, человек этот, кем бы он ни был, надменно утверждал, что один-единственный столб якобы не способен выдержать столь большой свод, и сказал об этом мастеру, а тот отвел его к своим подручным каменщикам и велел сделать с него скульптурный портрет в характерной выжидающей позе.
Через некоторое время готовая скульптура была установлена над входом в капеллу Св. Андрея. «Ну что ж, месье, оставайтесь пока там и не двигайтесь! Останетесь там, приклеенный к балюстраде, на веки вечные!» — сказал ему мастер. И вот с тех пор человечек сидит себе наверху и ждет, когда же колонна наконец обвалится...
В южной части трансепта также находятся знаменитые астрономические часы (L'Horloge astronomique), созданные в XVI веке, — одна из самых популярных достопримечательностей собора Страсбурга. В свое время они считались одним из семи чудес Германии.
Немного об истории часов. Для создания дивного устройства в Страсбург по приглашению епископа прибыла целая команда мастеров: математик Конрад Дазиподиус (Conrad Dasypodius) (1530-1600), братья-механики Хабрехты (Josias и Isaac Habrecht), художник Тобиас Штиммер (Tobias Stimmer) и другие. Работы велись в два этапа, в период с 1547 по 1574 год.
Как и о многих других подобных часах, относительно этих существует легенда, что их мастеру по приказу магистрата выкололи глаза, дабы он не смог больше нигде воспроизвести свой шедевр. А мастер, из чувства мести, якобы разрушил свое творение под предлогом, что ему нужно что-то еще подправить в механизме. На самом деле Дазиподиуса никогда не лишали зрения, а его детище испортилось только в 1788, да и то просто от времени, а не чьего-то злого умысла.
Во время Великой французской революции часы перестали идти и оставались в нерабочем состоянии вплоть до 1838 года, когда началось создание нового механизма: к 1842 году эльзасский самоучка, часовщик и математик, талантливый инженер Жан-Батист Швильге (Jean-Baptiste Schwilgué) (1776-1856) заменил устаревший механизм, добавив к прежней конструкции церковный календарь и мини-планетарий с 4 циферблатами, где Солнце, Земля и Луна занимали места по отношению друг к другу согласно системе Коперника. Всё остальное сохранилось таким, каким было в конце XVI века (только вот спектакля с шествием апостолов раньше не было). Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника.
Почти как часы Дазиподиуса, механизм Швильге определяет даты переходящих праздников на будущий год. Это своего рода вечный календарь (у Дазиподиуса расчет велся только на 100 лет). Кроме того, насколько известно, именно Швильге первым (еще в 1816 году) создал механизм для расчета даты Пасхи по григорианскому календарю.
Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года).
Часы заводят раз в неделю, по понедельникам.
Туристов астрономические часы Страсбургского собора в первую очередь привлекают работой своих механизмов. Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца. Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.
Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.
Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день. Каждый день в 12-30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн —
Интерьер Страсбургского собора славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году, и витражами XII–XIV веков. В путеводителях часто пишут, что собор в Страсбурге отличается от других французских храмов особенно темным интерьером. Я бы так не сказал. Даже в пасмурную погоду здесь вполне светло (видимо, сказывается обилие витражей), а уж когда солнце светит, я думаю, тем более.
Что же касается отдельных сокровищ и шедевров внутри собора, то, если вы хотите лучше их рассмотреть и/или заснять на фото- или видеокамеру, то достаточно бросить в специальный автомат монетку в 20 центов, и примерно в течение минуты интересующий вас объект будет прекрасно освещен. Затем свет снова погаснет. Такая система действует в отношении наиболее интересных достопримечательностей собора: скульптурной композиции «Гефсиманский сад», а также астрономических часов с Колонной ангелов.
Позднероманский хор, в котором находится алтарь, находится на возвышении, поскольку расположен над старинной криптой. Он украшен фресками XIX века. По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в замке Нойшванштайн.
В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.
В хоре установлены пятнадцать высоких дубовых кресел, относящихся к 1692 году. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди (Claude Bourdy) и Клодом Бергера (Claude Bergerat) и скульптором Петером Петри (Peter Petri) и отнесены к числу исторических памятников Франции.
В 2004 году хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утвержденными на Втором Ватиканском соборе, и в ноябре состоялось торжественное освещение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в Страсбургском соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой: в частности, была убрана громоздкая лестница, а также построен ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном и установлены новые предметы обстановки для совершения богослужения.
В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша Св. Лаврентия. Капители колонн украшены фигурами фантастических животных.
В нише сегодня находится старинная купель 1453 года, выполненная мастером Жодоком Дотцингером (Jodoque (Jost/Jodocus) Dotzinger). Купель отличается изящной проработкой и представляет собой настоящий шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьми- (как было принято), а семиугольную форму. К сожалению, во время нашего посещения собора купель была плохо видна из-за решетки.
Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы Св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция первоначально предназначалась для кладбища при церкви Св. Фомы, а в 1667 году была перенесена в собор.
Фигуры Христа и трех апостолов вырезаны из песчаника, остальные — из гипса. Автор композиции, созданной в 1498 году, — Файт Вагнер (Veit Wagner).
Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест (la Croix de Mission). История его такова: в 1825 году тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», а именно организовать целую неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., что преследовало двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершенные в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI веке (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 году революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).
После революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп I, новые власти потребовали сноса Распятия, поскольку его присутствие на общественной площади являлось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X, выражали протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесен внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно поклоняться ему. Так миссионерский крест был перенесен в северную часть трансепта, где находится и по сей день.
В этой же части церкви находится два старинных алтаря. Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.
Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая.
В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов (Pilier des Anges), созданный ок. 1230 года мастерами парижского региона (Иль-де-Франс). Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями, в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда, отсюда другое название столба — Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier).
В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев.
В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда.
В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов, держащих орудия Страстей: терновый венец, копье (не сохранилось), гвозди и крест.
Демонстрируя рану на боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей; они обращаются с молитвой к самому Христу, ибо заступники (Мария и Иоанн) в эту композицию не включены.
Существует прямая иконографическая связь между декором двухчастного портала трансепта и Колонной ангелов. Если на портале вот-вот состоится примирение Церкви и Синагоги в конце времен, но в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, высоки и изящны. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными.
В том же зале, где находится Столб ангелов, можно заметить небольшую скульптуру человечка, облокотившегося на балюстраду (по-французски его называют L'homme de la balustrade или Le scrutateur —
что-то типа «внимательный, пытливый наблюдатель»). Скульптура сделана из песчаника и датируется XIV или XV веком.
Согласно легенде, скульптура изображает архитектора, который соперничал со своим коллегой, воздвигшим Столб ангелов. Другой вариант легенды гласит, что это был обычный человек, простой бюргер. Так или иначе, человек этот, кем бы он ни был, надменно утверждал, что один-единственный столб якобы не способен выдержать столь большой свод, и сказал об этом мастеру, а тот отвел его к своим подручным каменщикам и велел сделать с него скульптурный портрет в характерной выжидающей позе.
Через некоторое время готовая скульптура была установлена над входом в капеллу Св. Андрея. «Ну что ж, месье, оставайтесь пока там и не двигайтесь! Останетесь там, приклеенный к балюстраде, на веки вечные!» — сказал ему мастер. И вот с тех пор человечек сидит себе наверху и ждет, когда же колонна наконец обвалится...
В южной части трансепта также находятся знаменитые астрономические часы (L'Horloge astronomique), созданные в XVI веке, — одна из самых популярных достопримечательностей собора Страсбурга. В свое время они считались одним из семи чудес Германии.
Немного об истории часов. Для создания дивного устройства в Страсбург по приглашению епископа прибыла целая команда мастеров: математик Конрад Дазиподиус (Conrad Dasypodius) (1530-1600), братья-механики Хабрехты (Josias и Isaac Habrecht), художник Тобиас Штиммер (Tobias Stimmer) и другие. Работы велись в два этапа, в период с 1547 по 1574 год.
Как и о многих других подобных часах, относительно этих существует легенда, что их мастеру по приказу магистрата выкололи глаза, дабы он не смог больше нигде воспроизвести свой шедевр. А мастер, из чувства мести, якобы разрушил свое творение под предлогом, что ему нужно что-то еще подправить в механизме. На самом деле Дазиподиуса никогда не лишали зрения, а его детище испортилось только в 1788, да и то просто от времени, а не чьего-то злого умысла.
Во время Великой французской революции часы перестали идти и оставались в нерабочем состоянии вплоть до 1838 года, когда началось создание нового механизма: к 1842 году эльзасский самоучка, часовщик и математик, талантливый инженер Жан-Батист Швильге (Jean-Baptiste Schwilgué) (1776-1856) заменил устаревший механизм, добавив к прежней конструкции церковный календарь и мини-планетарий с 4 циферблатами, где Солнце, Земля и Луна занимали места по отношению друг к другу согласно системе Коперника. Всё остальное сохранилось таким, каким было в конце XVI века (только вот спектакля с шествием апостолов раньше не было). Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника.
Почти как часы Дазиподиуса, механизм Швильге определяет даты переходящих праздников на будущий год. Это своего рода вечный календарь (у Дазиподиуса расчет велся только на 100 лет). Кроме того, насколько известно, именно Швильге первым (еще в 1816 году) создал механизм для расчета даты Пасхи по григорианскому календарю.
Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года).
Часы заводят раз в неделю, по понедельникам.
Туристов астрономические часы Страсбургского собора в первую очередь привлекают работой своих механизмов. Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца. Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.
Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.
Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день. Каждый день в 12-30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн —