Файл: Тема 12. Кредитная политика Банка России. 12 Сущность и инструменты кредитной политики цб рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В мировой практике используются, в основном, три режима инфляционного таргетирования — полноценное, эклективное и экспериментальное.

Полноценное таргетирование инфляции (full fledged inflation targeting) применяют, как правило, те высокоразвитые страны, которые имеют четкие целевые ориентиры инфляции, доведенные к сведению общественности, средний (или высокий) уровень доверия граждан к кредитно-денежной власти (центральному банку и/или правительству), гибкость других монетарных целей.

Эклективное или (выборочное) таргетирование инфляции (eclectic inflation targeting) также применяется многими высокоразвитыми странами, например, США. Федеральная резервная система традиционно старается поддержать низкий и стабильный уровень инфляции в стране, способствуя достижению стабильного экономического роста, в связи с чем кредитно-денежная власть в стране пользуется высокой степенью доверия граждан. Однако инфляционные цели размыты, но инструментарий ФРС довольно эффективен.

Экспериментальное (или упрощенное) таргетирование инфляции (inflation targeting lite) применяют страны, еще не выработавшие четких целевых ориентиров инфляции. К тому же, устанавливаемые ориентиры, как правило, имплицитны. Соответственно, в этих странах отмечается низкий уровень доверия хозяйствующих субъектов к кредитно-денежным властям. Как правило, такое таргетирование инфляции применяют развивающиеся страны с достаточно молодой банковской системой, перед которой стоит целый ряд задач, которые также нужно решать. Это, прежде всего и дефицит бюджета, и состояние платежного баланса, и динамика валютного курса, и государственный долг. Сложность решения этих задач мешает четко корректировать показатели инфляции.

Выбор того или иного режима таргетирования инфляции требует, с одной стороны, выбора основных целевых показателей инфляции, которыми могут быть, например, денежная масса «узкая», денежная масса «широкая», индекс потребительских цен, базовая инфляция, а с другой, разработанный операционный инструментарий, воздействующий на объём денежной массы и соответственно, уровень и темпы инфляции.

Основными инструментами регулирования ликвидности банковского сектора будут оставаться операции Банка России на аукционной основе по ключевой ставке Банка России (с декабря 2018 г. – 7,75 %годовых).

В случае возникновения избытка ликвидности (в том числе временного) роль основного инструмента будут выполнять депозитные аукционы на аналогичный срок и по аналогичной ставке (7,75 %годовых).


При определении максимальных объемов предоставления (изъятия) средств с помощью указанных операций Банк России будет исходить из прогноза ликвидности банковского сектора, стремясь к удовлетворению потребности кредитных организаций в средствах для выполнения резервных требований и осуществления платежных операций.

В случае возникновения необходимости компенсации эффектов резких изменений уровня ликвидности банковского сектора, вследствие действия автономных факторов или изменений спроса кредитных организаций на ликвидность, Банк России будет оперативно принимать решение о проведении указанных операций.

В дополнение к основным операциям регулирования ликвидности на аукционной основе и операциям постоянного действия Банк России будет на регулярной основе проводить аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца, о чем будет объявлять заблаговременно. В качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредитов, предоставленных кредитным организациям по результатам кредитных аукционов, будет применяться значение ключевой ставки Банка России.

12.3. Нормативы резервирования как инструмент денежно-кредитной политики. Нормативы обязательного резервирования (резервные требования) являются необходимым условием функционирования двухуровневой банковской системы. Центральные банки имеют право формировать резерв денежных средств за счет средств самих коммерческих банков. Коммерческие банки ежемесячно перечисляют на свой счет в Центральном банке определенный процент в зависимости от прироста депозитных ресурсов. Величина резервов для отдельного коммерческого банка находится в определенном процентном отношении к его обязательствам.

Норматив обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России с учетом денежно-кредитной и экономической ситуации в стране. Норматив обязательного резервирования не может превышать 20% и не может быть единовременно изменен более чем на пять пунктов.

Изменение норматива обязательного резервирования может оказать существенное воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики.

Повышение нормы резервирования ограничивает кредитные возможности банка, поскольку отвлекает часть средств в обязательные резервы. Как правило, при этом повышаются процентные ставки по кредитам в силу фактора дефицитности денежных ресурсов.



Снижение норматива обязательного резервирования увеличивает объем кредитных ресурсов коммерческого банка, что ведет к росту кредитования клиентов банка. Процентные ставки при этом, как правило, снижаются.

Воздействие резервных требований на денежную сферу заключается в том, что денежная база и резервы остаются без изменения, в то время как денежная масса в обращении может эластично изменяться в соответствии с денежным мультипликатором.

Снижение норматива резервирования увеличивает и ускоряет кредитный процесс, ведет к возрастанию денежного мультипликатора.

Повышение норматива резервирования сокращает объем кредитных операций, снижает значение мультипликатора и, соответственно, уменьшает денежную массу.

Обязательные резервы являются необходимым элементом современной банковской системы, достаточно сильным регулятором объема денежной массы.

Если резервные требования поддерживаются на постоянном уровне, то это стабилизирует денежный мультипликатор, препятствует возникновению инфляционных процессов. Норматив обязательного резервирования с августа 2018 года установлен по обязательствам в валюте РФ- 5%, по обязательствам в иностранной валюте 7-8%.

Но данные резервы не являются ликвидными активами коммерческих банков, как это иногда утверждается в учебной литературе. Известно, что российские банки не могут использовать данный резерв как ликвидный актив, хотя бы потому, что эти деньги хранятся не на корреспондентских счетах, как в западных странах, а на резервном счете в Банке России. Более того, при нерегулярном перечислении сумм резервных требований со стороны какого-либо банка Банк России имеет право списать в бесспорном порядке недовнесенные средства с корреспондентского счета этого банка.

Обязательные резервы не могут спасти банки от банкротства, поскольку возвращаются уже не к банку, а ликвидационной комиссии, ведущей процедуру банкротства после отзыва лицензии.

Главное значение норматива резервирования в том, что он обладает мультиплицирующим воздействием на денежное предложение, с одной стороны, и на ликвидность коммерческих банков, с другой. Но воздействие на ликвидность является ограничительным, поскольку снижает доходность банков. Возможно, что в будущем, по мере укрепления российской банковской системы, данные средства в определенном остатке будут находиться на корреспондентских счетах самих банков, одновременно выполняя и функции резервов и ликвидных активов.

12.4. Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке - это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета. Но воздействующий эффект этих операций, безусловно, гораздо шире, поскольку они оказывают сильное воздействие на объем, структуру и направление денежных потоков.

Под понятием «открытый рынок» подразумевается часть финансового рынка, на котором Банк России совместно с Министерством финансов осуществляет операции с теми или иными ценными бумагами.

Центральный банк Российской Федерации выполняет функции агента и дилера Минфина Российской Федерации по обслуживанию выпусков ценных бумаг, по организации контроля и расчетов, связанных с данным рынком.

В качестве основных ценных бумаг выступают государственные долговые обязательства, а также ценные бумаги, гарантированные государством.

Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов Центрального банка Российской Федерации в осуществлении им регулирующих функций. Они обеспечивают немедленное, а в случае необходимости, крупномасштабное воздействие на денежный рынок, банковский кредит, а через них - на экономику.

В случае продажи ценных бумаг или покупки их со стороны коммерческих банков в банковской системе происходит сокращение кредитных ресурсов, что отражается на величине и стоимости общей денежной массы.

При обратной покупке (погашении) ценных бумаг средства коммерческих банков увеличиваются, что позволяет им расширить спектр активных операций.

Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк Российской Федерации, Министерство Финансов влияют не только на величину ресурсов коммерческих банков, но и на совокупный объем денежной массы в обращении.

Операции на открытом рынке, в отличие от других инструментов косвенного характера, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы.

Операции на открытом рынке могут быть классифицированы по различным признакам:

  • в зависимости от условий сделки (прямые и обратные),

  • в зависимости от степени открытости рынка (операции на первичном и вторичном рынках),

  • в зависимости от объектов сделок (от видов ценных бумаг),

  • в зависимости от срочности сделки (до трех месяцев, до шести месяцев и до одного года),

  • в зависимости от сферы проведения операции (охватывающие только банковский сектор или осуществляемые и с небанковским сектором рынка ценных бумаг),

  • в зависимости от способа установления ставок (определяемые Банком России или рынком) и т.д.


Целесообразность выпуска государственных ценных бумаг зависит от следующих условий: величины государственного долга, размера бюджетного дефицита, темпов инфляции, денежного агрегата М3, степени доверия потенциальных покупателей к государственным ценным бумагам, наличия свободных денежных средств у потенциальных покупателей, доходности государственных ценных бумаг по сравнению с альтернативными вложениями средств, предоставления налоговых льгот, развития первичного и вторичного рынка ценных бумаг, влияния политических событий на курс государственных ценных бумаг.

Следует отметить, что возможность использования государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета определяется срочностью долговых обязательств. Для финансирования дефицита государственного бюджета целей используются в основном среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги (сроком обращения более одного года). Краткосрочные ценные бумаги используются в основном для ликвидации кассовых разрывов при исполнении бюджета в течение года.

Является общепризнанным мнение, что выпуск государственных ценных бумаг отвлекает значительные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает объемы использования денег непосредственно в реальной экономике. Велика опасность спекулятивного характера данных операций, что еще более усиливает дефицит денежных средств в экономических секторах и ведет к резкому повышению стоимости денежных ресурсов, в виде роста процентных ставок по кредитам и депозитам.

Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами экономической и денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных обязательств и прогностические модели возможных негативных и позитивных вариантов развития данного рынка.

К участию в торгах подключены семь региональных площадок (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове, Самаре, Екатеринбурге и Владивостоке). Данный рынок получил название - организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ).

Для функционирования ОРЦБ создана соответствующая инфраструктура, компонентами которой являются:

  • эмитент (Минфин Российской Федерации),

  • первичные дилеры и кредитные организации, непосредственно осуществляющие операции на рынке),

  • инвесторы (юридические и физические лица, осуществляющие операции на рынке ГКО через дилеров),

  • агент и контролирующий дилер Минфина Российской Федерации по обслуживанию выпусков и реализации государственных ценных бумаг – Банк России,

  • депозитарная система, состоящая из Главного депозитария (ММВБ) и дилеров (субдепозитариев),

  • расчетная система (расчетные центры ОРЦБ и РКЦ Банка России).