Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1310
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств (табл. 12.4).
Т а б л и ц а 12.4
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март, тыс. руб.
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А | 1 | 800 | 850 | | 800 |
| 2 | 800 | 750 | -50 | 750 |
| 3 | 600 | 700 | | 600 |
В | 1 | 500 | 500 | | 500 |
| 2 | 1200 | 1050 | -150 | 1050 |
И т.д. | | | | | |
Итого | | 8000 | 8500 | -800 | 7200 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл)и его недовыполнением (ОПн)на плановый объем (ОПпл):
Кд.п= = = 0,9 или 90%.
Из табл. 12.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 тыс. руб., или на 10%, а в целом за год — на 5% (табл. 12.5).
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Т а б л и ц а 12.5
Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.
Месяц | План поставки продукции | Недопоставка продукции | Выполнение, % | |||
замесяц | с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
Январь | 7500 | 7 500 | -300 | -300 | 96,0 | 96,0 |
Февраль | 7800 | 15 300 | -100 | -400 | 98,7 | 97,4 |
Март | 8000 | 23 300 | -800 | -1200 | 90,0 | 94,8 |
Декабрь | 9500 | 95 850 | | -4800 | 100,0 | 95,0 |
12.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Значение ассортиментной политики предприятия. Факторы изменения ассортимента и структуры продукции. Методика расчета влияния структуры производства и реализации продукции на показатели работы предприятия.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 12.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92 064 / 96 000 × 100).
Т а б л и ц а 12.6
Выполнение плана по ассортименту продукции
Издание | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |
план | факт | |||
А | 28800 | 25200 | 87,5 | 25200 |
В | 33 600 | 33 264 | 99,0 | 33 264 |
С | 19200 | 22 176 | 115,5 | 19 200 |
D | 14400 | 20 160 | 140,0 | 14400 |
Итого | 96 000 | 100800 | 105,0 | 92 064 |
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 12.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПусл1 = ∑(Vф.общ × Удinл × Uinл) = 98 500 тыс. руб.,
ВПусл2 = ∑ (Vф.общ × Удiф × Uinл) = 1000 800 тыс. руб.,
∆ВПсmρ = ВПусл2 - ВПусл1 = 100 800 - 98 500 = +2 300 тыс. руб.
Данные графы 7 получены следующим образом:
ВПусл1= ∑(Vф.общ. × Удiпл