Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1312

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
× Цiпл)= 98 500 тыс. руб.

Т а б л и ц а 12.7

Анализ структуры произведенной продукции

Изделие

Оптовая цена за 1 туб, руб.

Объем производства продукции, туб

Структура продукции, %

Стоимость выпушенной продукции в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры,

тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт при плановой структуре

факт




1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

5000

5760

5040

35.95

30.66

28 800

29 550

25 200

-4350

В

6000

5600

5544

34.95

33.72

33 600

34 475

33 264

-1211

С

7000

2743

3168

17,12

19,27

19 200

19 700

22 176

+2476

D

7500

1920

2688

11,98

16,35

14 400

14 775

20 160

+5385

Итого

-

16 023

16 440

100

100

96 000

98 500

100 800

+2300


Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) Квп:

Квп = 16 440 / 16 023 = 1,026025.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс., руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст= 100 800/ 96 000 = 1,05) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн = 16 440 / 16 023 = 1,026025) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:

ВПсmρ = (Ксm- КнВП= (1,05 - 1,026025) × 96 000 тыс. руб. = +2300 тыс. руб.

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб Δ за счет структуры (табл. 12.8):

= .

Т а б л и ц а 12.

Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена 1 туб, руб.

Структура продукции %

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

план

факт

+ , –

А

5000

35,95

30,66

-5,28

-264,0

В

6000

34,95

33,72

-1,23

-73,8

С

7000

17,12

19,27

+2,15

+ 150,5

D

7500

11,98

16,35

+4,16

+ 327,3

Итого

-

100

100

-

+ 140,0


Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

ВПсmρ = × Vф.общ =140 руб. × 16 440 туб = +2300 тыс. руб.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

= ,

= = 6131 руб.,

= = 5991 руб.,

ВПсmρ = ∆ × Vф.общ= +140 руб. × 16 440 = +2300 тыс. руб.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 12.9).

Т а б л и ц а 12.9

Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки

Изделие

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.

план

факт

план

фактически при плановой структуре

факт

А

5,0

5700

4850

28 500

28250

24 250

-4000

В

6,0

5600

5300

33 600

33 305

31800

-1505

С

7,0

2700

3050

18900

18735

21 350

+2615

D

7,5

1900

2560

14250

14 125

19200

+ 5075

Итого

-

15900

15760

95 250

94415

96 600

+2185


Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

12.4. Анализ качества произведенной продукции

Обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции. Задачи анализа. Способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции: балльный метод, средний коэффициент сортности, средневзвешенные цены в сопоставимых условиях. Методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Причины снижения качества продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа