Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1312
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
× Цiпл)= 98 500 тыс. руб.
Т а б л и ц а 12.7
Анализ структуры произведенной продукции
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) Квп:
Квп = 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс., руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст= 100 800/ 96 000 = 1,05) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн = 16 440 / 16 023 = 1,026025) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = (Ксm- Кн)× ВПnл= (1,05 - 1,026025) × 96 000 тыс. руб. = +2300 тыс. руб.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб Δ за счет структуры (табл. 12.8):
= .
Т а б л и ц а 12.
Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора
Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ =140 руб. × 16 440 туб = +2300 тыс. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
∆ = – ,
= = 6131 руб.,
= = 5991 руб.,
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ= +140 руб. × 16 440 = +2300 тыс. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 12.9).
Т а б л и ц а 12.9
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
12.4. Анализ качества произведенной продукции
Обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции. Задачи анализа. Способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции: балльный метод, средний коэффициент сортности, средневзвешенные цены в сопоставимых условиях. Методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Причины снижения качества продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа
Т а б л и ц а 12.7
Анализ структуры произведенной продукции
Изделие | Оптовая цена за 1 туб, руб. | Объем производства продукции, туб | Структура продукции, % | Стоимость выпушенной продукции в ценах плана, тыс. руб. | Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | факт при плановой структуре | факт | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | 5000 | 5760 | 5040 | 35.95 | 30.66 | 28 800 | 29 550 | 25 200 | -4350 |
В | 6000 | 5600 | 5544 | 34.95 | 33.72 | 33 600 | 34 475 | 33 264 | -1211 |
С | 7000 | 2743 | 3168 | 17,12 | 19,27 | 19 200 | 19 700 | 22 176 | +2476 |
D | 7500 | 1920 | 2688 | 11,98 | 16,35 | 14 400 | 14 775 | 20 160 | +5385 |
Итого | - | 16 023 | 16 440 | 100 | 100 | 96 000 | 98 500 | 100 800 | +2300 |
Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) Квп:
Квп = 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс., руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст= 100 800/ 96 000 = 1,05) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн = 16 440 / 16 023 = 1,026025) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = (Ксm- Кн)× ВПnл= (1,05 - 1,026025) × 96 000 тыс. руб. = +2300 тыс. руб.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб Δ за счет структуры (табл. 12.8):
= .
Т а б л и ц а 12.
Расчет изменения средней цены изделия за счет структурного фактора
Изделие | Оптовая цена 1 туб, руб. | Структура продукции % | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
план | факт | + , – | |||
А | 5000 | 35,95 | 30,66 | -5,28 | -264,0 |
В | 6000 | 34,95 | 33,72 | -1,23 | -73,8 |
С | 7000 | 17,12 | 19,27 | +2,15 | + 150,5 |
D | 7500 | 11,98 | 16,35 | +4,16 | + 327,3 |
Итого | - | 100 | 100 | - | + 140,0 |
Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ =140 руб. × 16 440 туб = +2300 тыс. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
∆ = – ,
= = 6131 руб.,
= = 5991 руб.,
∆ВПсmρ = ∆ × Vф.общ= +140 руб. × 16 440 = +2300 тыс. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 12.9).
Т а б л и ц а 12.9
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие | Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. | Объем реализации продукции, туб | Выручка по плановым ценам, тыс. руб. | Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб. | |||
план | факт | план | фактически при плановой структуре | факт | |||
А | 5,0 | 5700 | 4850 | 28 500 | 28250 | 24 250 | -4000 |
В | 6,0 | 5600 | 5300 | 33 600 | 33 305 | 31800 | -1505 |
С | 7,0 | 2700 | 3050 | 18900 | 18735 | 21 350 | +2615 |
D | 7,5 | 1900 | 2560 | 14250 | 14 125 | 19200 | + 5075 |
Итого | - | 15900 | 15760 | 95 250 | 94415 | 96 600 | +2185 |
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
12.4. Анализ качества произведенной продукции
Обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции. Задачи анализа. Способы обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции: балльный метод, средний коэффициент сортности, средневзвешенные цены в сопоставимых условиях. Методика расчета влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Причины снижения качества продукции.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа