Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1308

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 12 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.







Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту

























Качество и конкурентоспособность

продукции

Объекты анализа

























Структура производства и реализации продукции

























Ритмичность производства и реализации продукции








Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "'Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Методика анализа производства и реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции

(штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 12.1).

Т а б л и ц а 12.1

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

90 000

100,0

100,0

89 500

100,0

100,0

ххх2

92 400

102,7

102,7

92 600

103,4

103,4

ххх3

95 800

106,4

103,6

94 300

105,4

101,8

ххх4

94 100

104,5

98,2

93 500

104,4

99,2

ххх5

100 800

112,0

107,1

96 600

107,9

103,0


Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста)выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

= = = = 1,0287 = 102,87 % ,

= 102,87 – 100 = 2,87 %,

= = 1,079, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 12.1).



Рис. 12.1. Динамика производства и реализации продукции за период с xxx1 по ххх5 год

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 12.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Т а б л и ц а 12.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 200_ год

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.

план

факт

+, -

к плану

план

факт

+, -

к плану

А

28 800

25200

-3600

-12,5

28 500

24 250

-4250

-14,9

В

33 600

33264

-336

-1,0

33 600

31 800

-1800

-5,35

С

19 200

22 176

+2976

+ 15,5

18900

21 350

+2450

+ 13.0

D

14 400

20 160

+5760

+40,0

14250

19 200

+4950

+34,7

И т.д.

























Итого

96 000

100800

+4800

+5.0

95 250

96 600

+1350

+0,42


Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 12.3).

Т а б л и ц а 12.3

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции


План

02.01.200г.

03 01

на сутки

на месяц

план с начала месяца

фактический объем

отклонение от плана

и т.д.

за сутки

с начала месяца

Изделие А:






















выпуск






















отгрузка

80

1600

80

82

82

+2




Изделие В:

82

1640

82

78

78

-4




выпуск






















отгрузка

125

2500

125

124

124

-1







126

2520

126

128

128

+2




И т.д.






















Итого:






















выпуск

330

6600

330

329

329

-1




отгрузка




6660

333

330

330