Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1308
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 12 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "'Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Методика анализа производства и реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции
(штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 12.1).
Т а б л и ц а 12.1
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста)выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
= = = = 1,0287 = 102,87 % ,
= 102,87 – 100 = 2,87 %,
= = 1,079, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Динамика производства и реализации продукции за период с xxx1 по ххх5 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 12.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Т а б л и ц а 12.2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 200_ год
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 12.3).
Т а б л и ц а 12.3
Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.
12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.
| | Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту | |
| | ||
| | | |
| | | Качество и конкурентоспособность продукции |
Объекты анализа | | | |
| | ||
| | | |
| Структура производства и реализации продукции | ||
| | | |
| | | |
| | Ритмичность производства и реализации продукции | |
| |
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "'Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Методика анализа производства и реализации продукции. Факторы изменения ее объема. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции
(штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 12.1).
Т а б л и ц а 12.1
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
ххх1 | 90 000 | 100,0 | 100,0 | 89 500 | 100,0 | 100,0 |
ххх2 | 92 400 | 102,7 | 102,7 | 92 600 | 103,4 | 103,4 |
ххх3 | 95 800 | 106,4 | 103,6 | 94 300 | 105,4 | 101,8 |
ххх4 | 94 100 | 104,5 | 98,2 | 93 500 | 104,4 | 99,2 |
ххх5 | 100 800 | 112,0 | 107,1 | 96 600 | 107,9 | 103,0 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации — на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста)выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
= = = = 1,0287 = 102,87 % ,
= 102,87 – 100 = 2,87 %,
= = 1,079, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции — 1,92%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Динамика производства и реализации продукции за период с xxx1 по ххх5 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 12.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Т а б л и ц а 12.2
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 200_ год
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб. | ||||||
план | факт | +, - | к плану | план | факт | +, - | к плану | |
А | 28 800 | 25200 | -3600 | -12,5 | 28 500 | 24 250 | -4250 | -14,9 |
В | 33 600 | 33264 | -336 | -1,0 | 33 600 | 31 800 | -1800 | -5,35 |
С | 19 200 | 22 176 | +2976 | + 15,5 | 18900 | 21 350 | +2450 | + 13.0 |
D | 14 400 | 20 160 | +5760 | +40,0 | 14250 | 19 200 | +4950 | +34,7 |
И т.д. | | | | | | | | |
Итого | 96 000 | 100800 | +4800 | +5.0 | 95 250 | 96 600 | +1350 | +0,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 12.3).
Т а б л и ц а 12.3
Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции, тыс. руб.
Вид продукции | План | 02.01.200г. | 03 01 | ||||
на сутки | на месяц | план с начала месяца | фактический объем | отклонение от плана | и т.д. | ||
за сутки | с начала месяца | ||||||
Изделие А: | | | | | | | |
выпуск | | | | | | | |
отгрузка | 80 | 1600 | 80 | 82 | 82 | +2 | |
Изделие В: | 82 | 1640 | 82 | 78 | 78 | -4 | |
выпуск | | | | | | | |
отгрузка | 125 | 2500 | 125 | 124 | 124 | -1 | |
| 126 | 2520 | 126 | 128 | 128 | +2 | |
И т.д. | | | | | | | |
Итого: | | | | | | | |
выпуск | 330 | 6600 | 330 | 329 | 329 | -1 | |
отгрузка | | 6660 | 333 | 330 | 330 | | |