Файл: Теоретического знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла. Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло». Л.Н.Толстой. Таким образом, Толстой призывал к отказу от второго (ответного) зла. Только так, по его мнению, можно разорвать бесконечную цепь зла, где одно зло порождает другое и так до бесконечности.

Теологической предпосылкой вышеизложенной позиции являлось его убежденность в необходимости абсолютно полного выполнения всеми и без всяких исключений всех заповедей, среди которых, как известно центральной является, заповедь, требующая любить Бога и всех окружающих. Насилие, по мнению Л.Н.Толстого, недопустимое отступление от главного положения учения Иисуса Христа!

Если перевести эту идеологию на сферу деятельности правоохранительных органов и судов, то их деятельность, которая включает в себе принуждение, в том числе и в форме применения силы, с позиции вышеизложенного точки зрения не может считаться истинно нравственной и должна быть по этой причине отнесена к сфере без нравственности.

Если оценивать деятельность правоохранительных органов с абстрактно-формальной точки зрения, то они действительно в ряде случаев отступают от нравственного идеала: случается, что они лгут, скрывают правду о себе, крадут, убивают, защищая жизнь право-послушных граждан.

23.И.А. Ильин о допустимости применения насилия в борьбе со злом.

Обстоятельное доказательство нравственной оправданности применения силы в борьбе со злом дано русским философом И.А. Ильиным в его работе «О сопротивлении злу силою», содержание которого, по сути, направлено против мнения Л.Н.Толстого.

Понятие «Насилие», несущие в себе по определению негативный оттенок, отрицательно воспринимается общественным сознанием и поэтому как бы заранее предрешало ответ на вопрос, допустимо ли использование насилия со стороны передовой части общества. Относительно противодействия злу, под которым понимается незаконная агрессия, преступление, следует говорить не о насилии, а о «применении силы в целях пересечения зла. «Понуждение, направленное против злодея, и злобное насилие, не одно и тоже: смешение их непредметно, несправедливо, пристрастно и слепо», И.А.Ильин.

Разделив насилие на 2 противоположные с точки зрения нравственности составляющие, Ильин, однозначно осуждает первую – насилие во зло : «Противодуховно и противолюбовно не пресечение зла
, а злобное насилие: совершая его человек всегда неправ», и оправдывает вторую – применение силы в борьбе со злом: «Анализ развития цивилизации дает основание сделать вывод о том ,что вся история человечества состоит в том, что разные эпохи и в разных общинах лучшие люди гибли, насилуемые худшими, причём это продолжалось до тех пор пока лучшие не решались дать худшим планомерный и организованный отпор. Так всегда было и так всегда будет: радикальное зло, живущее в человеке, торжествует до тех пор, пока не обуздывается».

По мнению Ильина если не давать отпор злу, не бороться с ним, полагаясь лишь на божественную волю, то это приведет к попранию прав и свобод законопослушных граждан. Силовые методы борьбы со злом принимаются по той причине, что зло агрессивно. В этих условиях, считал Ильин: «Защищать духовный рассвет человечества на земле невозможно вне принудительной общественной организации, вне закона, суда и меча».

В своей работе Ильин большое внимание уделил условиям, которые необходимо соблюдать:

1)Выбирая для борьбы со злом меры и средства, начинать необходимо с духовных средств, среди которых главное место занимает убеждение.

2)Переходить ко все более жестким мерам принуждения следует лишь постольку, поскольку духовные средства оказываются недостаточными.

3)Обратившись к силе в борьбе со злом, нужно всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых применение силы может быть прекращено, не повредив продолжению духовной борьбе со злом, подготовив ей путь и постепенно уступая ей своё место.

4)Применяющий силу при сопротивлении злу должен постоянно проверять подлинные, внутренние мотивы своей борьбы со злом: борется ли он за интерес общества или за какие-то свои интересы.

5)Применение силы в борьбе со злом должно иметь конечный целью, не уничтожение, а преобразование носителей зла в людей с добрым нравом.

Из ошибок, считал Ильин, надо извлекать уроки, изучать их, чтобы не повторить вновь, и по возможности исправлять, компенсируя причиненный вред. Допущение ошибки не должно привести к ослаблению борьбы с агрессией, насилием, преступностью, несправедливостью.

24.Этические аспекты в деятельности судьи.

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность - важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности - ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.



Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи - повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи - справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.

В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами". Законодательство об адвокатуре также ограничивается общими требованиями. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения".

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.


Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

25.Понятие, задачи, структура и содержание Кодекса судейской этики.

Этика судьи – это важная составляющая, без которой не может быть реализована судебная деятельность. Структура этики судьи условно может быть подразделена на:

Нравственные качества, которыми должен обладать судья;

Этические нормы и принципы, регулирующие его поведение;

Особый механизм контроля над поведением судей и применение мер дисциплинарного воздействия.

Правила поведения судьи установлены в Кодексе судейской этики, утвержденном VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Данный кодекс опирается на закон, поскольку конкретизирует и развивает требования к судье, закрепленные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, он содержит положения чисто нравственного характера. Кодекс судейской этики исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами.

Содержательная сторона судейской этики в вышеупомянутом Кодексе наиболее ярко выражена через призму исполнения обязанностей судьи при осуществлении правосудия. В гл. 2 и 3 названного Кодекса отмечается, в частности, что судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия: должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов; обязан быть беспристрастным, не допускать влияний на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было; должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве; не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей; должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу; должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Кодекс судейской этики содержит также ряд других правил нравственного характера, относящихся к профессиональной деятельности судьи


26.Нравственный кодекс студентов Российского государственного

университета правосудия.