ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Повышенная чувствительность к замечаниям, обидчивость, недовольство, агрессия направленная на взрослых или на предмет
- Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях связанных с выполнением каких либо действий
- Повышенная капризность
В этот период рвется привычная связь со взрослым.
Противоречие между стремлением к самостоятельности независимостью от взрослого - составляет суть данного кризиса.
13. Основные достижения первого года жизни
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т. д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения.
Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка.
Овладению самостоятельной ходьбой — собственно человеческим способом передвижения — предшествует сравнительно длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой.
Развитие хватания начинается на третьем-четвертом месяце жизни. Ребенок, лежа в кроватке или манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую.
Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в ручке предмет, он начинает им манипулировать.
14. Ситуативность - главная характеристика раннего возраста
Ситуативность восприятия ребенка связана с тем, что восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга и вызывают непосредственное действие в ситуации. Ситуативность характеризует не только поведение, но всю психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется только при активном восприятии — в факте узнавания знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека, кроме каких-то исключительных случаев или особо одаренных личностей.
На протяжении всего раннего возраста поведение ребёнка является ситуативным, зависящим от того, что происходит здесь и сейчас. Карл Левин в своих экспериментах показал, что поведение ребёнка целиком определяется воспринимаемой ситуацией и неразрывно связано с ней. Он называет действия ребёнка «полевыми», т.е определяемыми тем зрительным полем, в котором он сейчас находится.
Память в раннем детстве проявляется только при активном восприятии – в факте узнавания знакомых предметов или явлений.
Мышление наглядно-действенное, как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации.
Мыслить значит действовать здесь и сейчас с конкретными, воспринимаемыми предметами.
Эмоции и аффекты проявляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект.
А.Н. Леонтьев объясняет ситуативность поведения особым строением детской деятельности, когда между мотивами, побуждающими ребёнка, ещё не установились какие-либо отношения – все они равнозначны, т.е соотношение мотивов устанавливается независимо от самого ребёнка – большая или меньшая значимость.
Л.С. Выготский в качестве главного выдвигает своеобразие сознания ребёнка, суть заключается в единстве восприятия и чувствования, которые не отделены друг от друга, и неразрывное единство вызывает непосредственное действие в ситуации.
15. Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте
Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения.
Предпосылки ролевой игры возникает на протяжении раннего детства. Они состоят в овладении действий с предметами особого рода-игрушками.
Специфика игровой деятельности:
- Содержание начальных игр ограничено 2-3 действиями.
- Еще не отображают моментов своей собственной жизни, а манипулируют с предмета с предметами так как показал взрослый.
- Производят действия только с такими предметами, который употребляет взрослый в совместной деятельности. Другие предметы эти действия не применяют.
- К 2 годам жизни ребенок может использовать предмет не по прямому назначению, а как предмет заместитель, позже к 3 годам уже самостоятельно дают этим предметам игровые названия
- Начинают изображать действия конкретного взрослого
- К 3 годам появляются роли - игра становится конкретно-ролевой. Т.о.образом игры детей в раннем возрасте кратковременны ,неустойчивы и одиночны .
16. Продуктивная деятельность в раннем возрасте
Это такая деятельность, в которой создается продукт, ценный создателю.
Продуктивная деятельность детская — это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка. Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Но детей привлекает не конечный результат, а сам процесс деятельности.
17. Сенсорное развитие в раннем возрасте
В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.
Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, от того, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому - на форму. Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрешку, закрывая коробочку, застегивая пуговицы, кнопки, завязывая шнурки, ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определенных неизменных условий. Автодидактические игрушки, в частности матрешки, побуждают малыша соотносить их детали по какому-то конкретному признаку.
На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки - примериванием, который ребенок осваивает постепенно. Так, преддошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдет деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку.
18. Память и внимание в раннем возрасте
Внимание — это ппп, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на объекте. Физиологическая основа внимания — ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет). Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за движущимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 месяцу в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.
Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни — это 1-2 объекта, на втором — 2-3, на третьем — 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, развивающие дидактические игрушки.
Устойчивость внимания — способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.
Память — ппп, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.
1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).
На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.
2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.
19. Мышление в раннем возрасте
Мышление – это ппп, заключающийся в обобщённом, отвлечённом и опосредованном отражении окружающего.
Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями (например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревке)).
В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях.
Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления — взрослые дают образцы нужных действий и показывают использование орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.