ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он использует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. (Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю или, сдвинув крышку коробочки, открывает ее и достает спрятанный предмет.)
Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. (именно эта форма мышления характерна для раннего возраста) (используют для обнаружения самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира)
Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления.
Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.
Важно то, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.
Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только (и не столько) в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование.
В пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. (Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван.)
В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, где ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления.
Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может или решает их в наглядно-действенном плане.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.
20. Этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте
Ведущий вид деятельности детей раннего возраста предметно-манипулятивная деятельность.
Орудийные - действия, когда ребенок использует предмет как орудие
Соотносящие - соотносящие одного предмет с другим (сбор пирамидки)
Ранний возраст является периодом интенсивного усвоения способов действия с предметами
Предметная деятельность является ведущей т.к в ней происходит развитие всех сторон в жизни ребенка. В ней возникают основные новообразования раннего возраста, главный - речь.
Для осуществления предметной деятельности уже недостаточно мимических средств общения. Овладение ребенком активной речью-наиболее впечатляющее событие раннего детства.
У детей появляется стремление к достижению результата; продукта своей деятельности.
Стадии развития:
- С предметом ребенок может выполнить любые известные действия
- Предмет употребляет только по прямому назначению
- Происходит как бы возврат к старому- свободное употребление предмета, но на совершенно другом уровне-ребенок знает основную функцию предмета.
Типы предметных действий
- Орудийные-действия, в которых один предмет- орудие употребляет для воздействия на другие предметы
- Соотносящие - цель, состоит в проведении двумя или нескольких предметов в определенном пространстве взаимоотношений
Развитие орудийных действий
(пример овладения ложкой)
- Орудие служит для ребенка только продолжением его руки, и он пытается действовать им как рукой. Взрослый-кормит
- Действие является еще не орудийным, а ручным
- Ребенок начинает ориентироваться на связь орудия с предметами, на которое направленно действие (ложка с пищей), но выполняет его успешно от случая к случаю, пытаясь повторить движения, приводящие к успеху.
Взрослый - прикармливает
- Возникает орудийное действие - достаточно приспособление руки к свойствам орудия
Способы обучения соотносящих действий
- Воспитатель на глазах у детей раскладывает кольца на столе, потом по порядку нанизывает на стержень: образец неэффективен, т.к. основано на восприятии и механической помощи
- “Путем проб и ошибок”. Воспитатель, следя за сбором пирамидки указывая на ошибки и их устраняет. Неэффективно ,т.к. много ошибок ,которое рассматривают работу
Сбор: прикладывая кольца друг другу выбирать самое большое из них.
Самый эффективный способ, т.к. задействовано внимание мышление ребенка.
21. Ведущая деятельность в раннем возрасте
Предметно-манипулятивная (действия соотносящие и орудийные)
Орудийные - это такие действия, когда ребёнок использует предмет как орудие труда
Соотносящие - это когда ребёнок соотносит один предмет с другим (сбор пирамидки)
Ранний возраст является периодом способов действий с предметом. Предметная деятельность является ведущей так как в ней происходит развитее сторон жизни ребёнка. В ней возникают основные новообразования раннего возраста.
Главной из которых является Речь. Овладение ребёнком активной речи - наиболее впечатляющее событие раннего детства. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
У детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
Также зарождаются новые виды деятельности - игровая и продуктивная. Предпосылки ролевой игры возникают на протяжении раннего детства внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода — игрушками. Уже в самом начале раннего детства дети в совместной деятельности со взрослыми усваивают некоторые действия с игрушками и потом самостоятельно их воспроизводят. Такие действия обычно называют игрой, но подобное название может быть применено в данной ситуации только условно. (Таня поднимает небольшую подушечку, кладет ее на кресло, поднимает резиновую кошку, кладет ее на подушку, похлопывает по ней рукой, т. е. убаюкивает. Отходит, возвращается. Снова повторяет те же действия. И так много раз.)
Специфика игровой деятельности:
- Содержание начальных игр ограничивается двумя-тремя действиями, например кормлением куклы или животных, укладыванием их спать.
- Еще неотобажают моментов своей собственной жизни, а манипулируют с предметом как показал взрослый
- Производит действие только с тем предметом, который употребляет взрослый в совместной деятельности, но на другие предметы эти действия не отображают
- к 2 годам жизни ребенок может использовать предмет не по прямому назначению, а как предмет заместитель, позже к 3 годам уже самостоятельно дают этим предметам игровые названия
- Начинают изображать действия конкретного взрослого
- К 3 годам появляются роли - игра становится сюжетно-ролевой.
22. Особенности развития общения в младенчестве
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
1) развитие речи включено в общение со взрослым
2) возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка
3) устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что является в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц
4) к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов
23. Особенности развития общения в раннем возрасте
особенности:
- непосредственность, отсутствие предметного содержания;
- раскованность, эмоциональная насыщенность;
- ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;
- зеркальное отражение действий и движений партнера.
таким образом:
- Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания. Особое значение принадлежит сверстнику, общение с которым определяет процесс самопознания и эмоционального благополучия.
- Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества со взрослым.
- Основной формой общения со взрослым является предметно деловая форма общения.
- Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками имеет форму эмоционально практического взаимодействия.