Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эпидемий иногда, вспомнив о простых средствах, находят спасение. Так просто средство единения. Явно поражает оно тьму». МО-1. 234 30.
«А ведь трудовое единение бывает так близко – стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и при- вычками». НКР «Человечность»
31.
«Только в единении сила. …Именно, нужно единение, что- бы творить трудное действие. Если бы человечество поже- лало, оно могло бы объединённым устремлением совершить чудеса». МО-3. 426
Синтетичность сознания
1.
«Выразить просто всю сложность жизни можно лишь син- тетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно. Синтез означает объедине- ние. Сознание космическое есть сознание синтетическое, когда беспредельность проявленной вселенной сливается в один единый мир в великом и вечном пространстве ныне и здесь…» ГАЙ-1960. 17 2.
«Синтез есть взаимопонимание связи частей явления, и понимание всего явления в целом, и связи его и места его в
Космосе. Каждое явление рассматривается как часть еди- ного целого… Отсюда родится великое понимание и чело- века, и того, ЧТО происходит вне его. Всё находит себе место, и всё становится на место». ГАЙ-1953. 37 3.
«Огненное сердце есть сущность синтетическая... Так нуж- но представить себе огненное сердце как вместилище всевмещающее». МО-1. 219 4.
«…Истинное просвещение будет не отрицать, но собирать как можно больше граней и оттенков беспредельной Исти- ны для гармонического сочетания их в величественный
Синтез». ПЕИР 1.02.1940 188
«А ведь трудовое единение бывает так близко – стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и при- вычками». НКР «Человечность»
31.
«Только в единении сила. …Именно, нужно единение, что- бы творить трудное действие. Если бы человечество поже- лало, оно могло бы объединённым устремлением совершить чудеса». МО-3. 426
Синтетичность сознания
1.
«Выразить просто всю сложность жизни можно лишь син- тетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно. Синтез означает объедине- ние. Сознание космическое есть сознание синтетическое, когда беспредельность проявленной вселенной сливается в один единый мир в великом и вечном пространстве ныне и здесь…» ГАЙ-1960. 17 2.
«Синтез есть взаимопонимание связи частей явления, и понимание всего явления в целом, и связи его и места его в
Космосе. Каждое явление рассматривается как часть еди- ного целого… Отсюда родится великое понимание и чело- века, и того, ЧТО происходит вне его. Всё находит себе место, и всё становится на место». ГАЙ-1953. 37 3.
«Огненное сердце есть сущность синтетическая... Так нуж- но представить себе огненное сердце как вместилище всевмещающее». МО-1. 219 4.
«…Истинное просвещение будет не отрицать, но собирать как можно больше граней и оттенков беспредельной Исти- ны для гармонического сочетания их в величественный
Синтез». ПЕИР 1.02.1940 188
5.
«Духовность есть утончённое устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все понятия, всё сущее». ПЕИР 26.04.1939 6.
«Много зоркости, неутомимости, преданности было зало- жено в основании каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя мно- го обобщений и поймёт, насколько эти широкие пути при- влекательнее. Именно синтез основан на убедительности и привлекательности. Синтез настолько широко охватывает сущность, что отрицание чуждо синтетическому уму.
…Нужно труженически развить в себе это ценное качество».
Аум. 501 7.
«…Синтетический ум или память – довольно редкое явле- ние и следствие больших накоплений в прошлых жизнях.
Только расширенное сознание может сгруппировать со- бранные сведения в познание целых космических явлений.
Все значительные открытия явились результатом синте- тического обобщения…» ПЕИР 12.11.1943 8.
«Специалист идёт по одной колее, её углубляя. Синтетик может касаться всего. Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым».
ГАЙ-1955. 322 9.
«Нельзя знать всего, не вместит ум человеческий всех от- раслей современной науки. Но синтезировать в ясной и чёткой концепции жизни можно всё. Но есть область зна- ния, синтезирующая все явления природы и жизни в яс- ных, кратких, исчерпывающих формулах Космических
Законов, лежащих в основании явлений и больших, и малых. Вот именно познавание этих законов и даёт чело- веку ключ к синтетическому постижению… жизни.
…Истинная наука космична». ГАЙ-1953. 139 10.
«Закон – это форма проявления бытия всякой вещи. Есть мир проявленный – вещей и явлений, и мир принципов, или законов, на основе которых происходит проявление всякой вещи, и ключ к нему лежит в знании закона. Постижение закона избавляет от необходимости изучать явления до бесконечности. …И мир, как высшая точка пирамиды,
189
венчающая её, может быть выражена в Едином Законе. Чем ниже, тем больше точек выражения, и тем больше и слож- нее законы, и тем они менее значительны и менее космич- ны. …Чем выше закон, тем сильнее его синтетическая сущность и тем синтетичнее сознание, его постигающее.
Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уяв- лении… Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. По- знание Законов Космоса есть путь в Вечное…» ГАЙ-1952. 472 11.
«Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни.
…Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктив- ным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о вечности и ограждается тупостью от всех зовов». Иер. 326 12.
«И самая насущная задача, встающая сейчас перед челове- чеством, есть именно синтезирование духовного с матери- альным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». ПЕИР 15.04.1936 13.
«Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, та- ким оно осталось и теперь. Ибо противоположности явля- ются на самом деле только символами большого и малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение противо-
положностей». ПЕИР
20.01.1950 14.
«Синтез заповедан во всём. В нём преподано значение со- трудничества и содружества. Специализация полезна, если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого. Даже самый из них деятельный может су- ществовать при наличии других. Синтез, сложение сил, ведёт вперёд». НКР «Вперёд»
15.
«Однобокое сознание быстро звереет и погружается в фа- натизм, нетерпимость и жестокость, то есть деградирует.
190
Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уяв- лении… Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. По- знание Законов Космоса есть путь в Вечное…» ГАЙ-1952. 472 11.
«Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни.
…Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктив- ным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о вечности и ограждается тупостью от всех зовов». Иер. 326 12.
«И самая насущная задача, встающая сейчас перед челове- чеством, есть именно синтезирование духовного с матери- альным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». ПЕИР 15.04.1936 13.
«Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, та- ким оно осталось и теперь. Ибо противоположности явля- ются на самом деле только символами большого и малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение противо-
положностей». ПЕИР
20.01.1950 14.
«Синтез заповедан во всём. В нём преподано значение со- трудничества и содружества. Специализация полезна, если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого. Даже самый из них деятельный может су- ществовать при наличии других. Синтез, сложение сил, ведёт вперёд». НКР «Вперёд»
15.
«Однобокое сознание быстро звереет и погружается в фа- натизм, нетерпимость и жестокость, то есть деградирует.
190
Синтетическое мышление освобождает человека от всех видов рабства…» ГАЙ-1966. 175 16.
«Самость и синтез суть антиподы». ГАЙ-1952. 380 17.
«Сказано – добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непре- рекаемую истину. …Лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения». Бр. 63 18.
«Когда зазвучит торжественная симфония качеств, одно гармонично согласованное с другим, то микрокосм упо- добляется Солнцу. …Высшая согласованность есть венец всех качеств и достижение высочайшего порядка. Назовём её синтезом качеств. Так синтез, как верхушка пирамиды, увенчивает всё строение и завершает его». ГАЙ-1952. 110 19.
«Царственность духа заключается в огненном сознании именно как дисциплина духа, как утверждённый синтез и как явление широты понимания». МО-3. 41
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 31
Вмещение
1.
«Много что нужно вместить, истинно, Беспредельность вмещения перед нами. Полюбите всем существом Вашим беспредельность Знания и Вмещения». ПЕИР 16.05.1954 2.
«…Лишь малое сознание отрицает, но дух огненный все- объемлет». МО-3. 269 3.
«Дух преображает сознание в явление всевмещения».
Беспр. 108 4.
«Нужно признать, что сознание как сосуд, вмещающий все меры человека. Сверх наполненного сосуда невозможно налить жизненную влагу. По счастью, сосуд сознания рас- ширяется до беспредельности. Так самый угнетённый человек может быть необездоленным, лишь бы он понял, что вместилище его сознания беспредельно. Люди не при- знают, что их судьба находится в зависимости от их созна- ния».
Надз. 323 5.
«Расширение сознания вмещает все понятия, которые ведут к эволюции». Беспр. 886 191
6.
«Сознание трудно вмещает Высшее и старается всё при- равнять к существующему или к своему уровню. Конечно, это грустное явление. Но чем выше мы взлетаем в своём представлении Высшего, тем правильнее дух подскажет нам истину, тем выше поднимаемся мы сами».
ПЕИР 27.08.1935 7.
«Задача постепенной вмещаемости идей может дать про- грессию к высшему пониманию». Иер. 356 8.
«…Лишь сам человек является пределом познавания. Пре- дел в себе, а Космос беспределен». БНА. УС. 147 9.
«Нет, не лишение и не отказ, но расширение, углубление и понимание, то есть вмещение. …Многое могущий вместить да вместит. Чаша вмещения увеличивается при росте мышления. Мышление – это искусство. Искусство мышле- ния не многим известно». ГАЙ-1961. 265.
10.
«Скажите ученикам и друзьям, пусть учатся; пусть учатся в напряжении духа; пусть учатся в раскрытых глазах; пусть учатся совершенно бесконечно, ибо конца нет».
ЛСМ. Озар. Ч. 3, VI. 16 11.
«…Расширение сознания происходит не извне, но изнутри.
Лишь огненный магнит сердца, воспламенённый высоким мышлением и устремлением, привлечёт высшие энергии.
Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия. Люди не оце- нивают магнит сердца и тем умаляют своё значение».
Надз. 860 12.
«Задача в том, чтобы расширить сознание и как можно больше в него вместить, ничего не отрицая. И как можно что-либо отрицать, когда пространство вмещает в себе всё, что есть, было и будет. Сравнительно ещё недавно люди не умели летать. Теперь научились. Невозможное стало воз- можным. Началось освоение Космоса. …Невозможного нет.
В будущем всё возможно». ГАЙ-1967. 603 13.
«Вмещение и терпимость являются одними из первых украшений культуры». НКР «Здоровье духа»
14.
«Любите всякое расширение сознания, ибо это первая цель». ЛСМ. Озар. Ч. 3, VI. 17 192
15.
«Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию. Суевер больше всего боится, как бы случайным движением не напомнить чужое знаме- ние, и очень много думает о себе. Суеверие и сектантство являются признаком очень низкого сознания, ибо потен- циал творчества ничтожен у тех, кому чужд принцип вме- щения».
Общ. 237 16.
«Первый импульс дикаря – уничтожить или убить всё не- понятное ему. Нетерпимость есть клеймо невежества.
Вмещение есть венец Великого Знания. По этим знакам и определяйте удельный вес Ваших собеседников».
ПЕИР 8.09.1934 17.
«Нельзя оставаться при однобоком суждении и сознании.
Путь Учения – путь расширения сознания и вмещения про- тивоположений. Узость сектантства или фанатизм должны быть совершенно вычеркнуты из обихода сознательных людей…» ПЕИР 10.10.1952 18.
«Всякая же обособленность пагубна, она противоесте- ственна, ибо она против закона единства Бытия. И так как законы во всём одинаковы, то всё обособляющееся и сжи- мающееся приводит к усыханию и смерти. Закон Бытия указует на постоянное расширение и беспредельное рас- крытие. Лишь в этом раскрытии, лишь в непрестанном вмещении всех возможностей заключается жизнь вечная».
ПЕИР 17.01.1936 19.
«…Вмещение есть понимание побуждений. Можно мило- сердно понимать причины, руководящие собеседником, но было бы непозволительно немедленно отказаться от своих давно продуманных убеждений.
Вмещение имеет сходство с состраданием. Можно видеть, как заблуждаются противники и поступают против своей пользы. Но как бережно нужно убеждать их! …Можно ви- деть следы атавизма, но невозможно искоренить скоро наслоение наклонностей». Надз. 502 20.
«На вмещающих, вместивших, невмещающих и не могущих вместить разделится человечество, и будет мерилом коли- чество и степень вмещённого Света». ГАЙ-1955. 502 193
Открытость. Допущение
1.
«Держите глаза открытыми и в чистоте, иначе не распо- знаете, где Свет». Надз. 606 2.
«Только открытому сердцу открывается Истина». МО-3. 125 3.
«При осознании Беспредельности, её богатства и многооб- разия, нельзя ограничить её пониманием от сегодняшнего дня. Сознание должно быть открытым и готовым для вос- приятия нового подхода и принятия новых углов зрения на окружающий человека мир. Законы его неизменны, но понимание их зависит от ступеней развития постигающего их сознания». ГАЙ-1971. 383 4.
«…Учёный должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для учёного нет запретных областей». Бр. 599 5.
«Научная задача основана на доброжелательном допуще- нии, но псевдонаучная полна отрицания. …Каждый иссле- дователь имеет право на свой путь. Если даже его путь будет сложным, он, может быть, найдёт неожиданную, но- вую подробность. …Следует проявить самое широкое допу- щение, только так можно строить сотрудничество». Аум. 484 6.
«Всеми мерами пытайтесь открыть доброе желание и вме- щение. Не найти ни одного утверждения науки, которое вы не можете принять; таким образом, на вашей стороне бу- дет преимущество. У вас не будет повода к раздражению, ибо вы допускаете любое научное соображение. Иногда вы будете сожалеть о способе выражения, но сущность найдёт место в вашем сознании. Такое допущение создаст отличное преимущество». Аум. 488 7.
«Нужно собрать много опыта, чтобы допустить действи- тельность. В слове “допустить” заключается смысл эволю- ции». Надз. 113 8.
«Йог обладает неограниченными воззрениями. Не может быть йогом человек, заключивший себя в подвал отрица- ний. …Даже среди противоположений он усмотрит причи- ну их возникновения и вместо отрицаний обогатит свои накопления. Для йога встреча противоположений будет
194
лишь заданием большой победы. …Широта воззрений будет лучшими крыльями. Можно привести многие примеры, как самые различные деятели одерживали победу благодаря широте воззрений. Даже когда они встречали как бы не- разрешимые задачи, они прокладывали путь широтою до- пущений. Так можно утверждать, что широта воззрения есть щит йога. Мыслитель указывал: “Друзья, умейте думать шире широкого”». Надз. 870 9.
«Искание новых путей самый необходимый вопрос. ...Как невозможно со средневековым ключом открыть современ- ный замок, так невозможно людям со старыми привычка- ми открыть дверь в будущее. Скажем всем: нужно, нужно найти новые пути». Беспр. 484 10.
«Новое всегда трудно, но лишь оно ведёт вперёд и откры- вает новые горизонты и возможности!» ПЕИР 12.08.1954 11.
«Для эволюции нужно постоянное обновление и расшире- ние. Правильно думать о спирали, ибо вечное нарастание утверждает беспредельность. Творчество напрягается в постоянном обновлении, и беспредельность сияет именно творчеством разнообразия. Так традиции не могут рас- сматриваться как принцип руководящий. Обычно утвер- ждаемые людьми так называемые традиции вырождаются в обычаи. Обычаи переходят в привычки. Итак, привычки будут выражать все наслоения прошлого. …Так традиции идут с преходящим временем, но вечное дыхание движе- ния ведёт к Беспредельности». МО-3. 78 12.
«Лишь лукавцы страшатся, чтобы луч Света не проник в их извилистые недра. Сердца открытые составят прекрасное ожерелье для Высших Миров».
Надз. 27 13.
«Человечество распадается на допускающих и отрицаю- щих. Первые несут на себе зерно Нового Мира; вторые по- рождают космический сор. …Мыслитель советовал:
“Осмотри затворы, умеешь ли открыть их?”». Надз. 854.
14.
«Добро не живёт с отверганием. Добро имеет дверь откры- тую, ему не нужны замки». Бр. 574 15.
«Мысль о возможности уже есть открытый путь». Аум. 576 195
«Искание новых путей самый необходимый вопрос. ...Как невозможно со средневековым ключом открыть современ- ный замок, так невозможно людям со старыми привычка- ми открыть дверь в будущее. Скажем всем: нужно, нужно найти новые пути». Беспр. 484 10.
«Новое всегда трудно, но лишь оно ведёт вперёд и откры- вает новые горизонты и возможности!» ПЕИР 12.08.1954 11.
«Для эволюции нужно постоянное обновление и расшире- ние. Правильно думать о спирали, ибо вечное нарастание утверждает беспредельность. Творчество напрягается в постоянном обновлении, и беспредельность сияет именно творчеством разнообразия. Так традиции не могут рас- сматриваться как принцип руководящий. Обычно утвер- ждаемые людьми так называемые традиции вырождаются в обычаи. Обычаи переходят в привычки. Итак, привычки будут выражать все наслоения прошлого. …Так традиции идут с преходящим временем, но вечное дыхание движе- ния ведёт к Беспредельности». МО-3. 78 12.
«Лишь лукавцы страшатся, чтобы луч Света не проник в их извилистые недра. Сердца открытые составят прекрасное ожерелье для Высших Миров».
Надз. 27 13.
«Человечество распадается на допускающих и отрицаю- щих. Первые несут на себе зерно Нового Мира; вторые по- рождают космический сор. …Мыслитель советовал:
“Осмотри затворы, умеешь ли открыть их?”». Надз. 854.
14.
«Добро не живёт с отверганием. Добро имеет дверь откры- тую, ему не нужны замки». Бр. 574 15.
«Мысль о возможности уже есть открытый путь». Аум. 576 195
Устремлённость в будущее
1.
«Устремление в будущее есть приобщение к эволюции ми- ра, ради которой только и существует настоящее и всё то, что вокруг». ГАЙ-1954. 128 2.
«Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлека- ется, когда мысль живёт в будущем. Не может самое бле- стящее прошлое сравниться с возможностями будущего.
…Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возмож- ностей человечества. Не думайте, что отказ от погружения в прошлое лёгок. Нужно приобрести много знания, чтобы признать спираль эволюции, которая неуклонно стремится вперёд. …Каждое завтра приносит новое знание». Надз. 138 3.
«Именно, может устремиться в будущее, кто желает освобо- диться от прошлого. Устремление всем существом охраняет от падений, пример – движущиеся небесные тела. …Карму можно менять безудержным устремлением». Иер. 292 4.
«Действенная надежда становится устремлением и приоб- ретает силу огненного двигателя жизни духа. …Утверждайте глубокую значимость будущего как единственной сферы, куда можно устремлять человечество, ибо будущее есть мост в Беспредельность. …Будущее сияет огнями неслы- ханных возможностей, ибо в будущем всё. Только люди, настроившие сознание своё на ключе будущего, могут быть истинными водителями человечества». ГАЙ-1955. 558 5.
«…Перенесение сознания в будущее есть образование ве- дущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. …Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. …Можно достичь, лишь полюбив буду- щее». МО-2. 60 6.
«…Сколь велика радость уметь жить в будущем, такая жизнь может быть названа эволюционной. …Нелегко пере- нестись в будущее как в реальность. Люди не умеют мыс- лить о будущем, ибо боятся его. …Они не желают вдуматься в непрерывность жизни… Такое устремление
196