Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доверие. Вера
1.
«Вера есть предчувствие знания».
Иер. 426 2.
«Вера есть знание, но и знание делится на умственное и сердечное. Не легко людям различать, где явлена граница такого знания, но они должны понять, что знание сердеч- ное очень трудно приобрести, если не было накоплений надземных. …Только мысленное упражнение даёт возвы- шенное сердечное знание. …Ум мешает сердцу и уносит ценные прозрения». Надз. 852 3.
«Твёрдая вера есть непоколебимое состояние сознания.
Верю, несмотря ни на что и вопреки всему. Верю, потому что сердце чует и знает. …Вера есть особое состояние со- знания, обосновывающегося на вещах невидимых, но до- ступных познаванию духом. …Вера есть неосознанное знание того, что есть, но что незримо для глаза. Мозг ещё не знает, но сердце уже чует и предвосхищает идущее зна- ние. Вера есть двигатель жизни, ибо переносит непрелож- ность будущего в настоящее». ГАЙ-1954. 348 4.
«Именно через доверие, через самоотвержение достигается и открытие сердца». НКР «Польза доверия»
5.
«Вера есть знание духа того, что несомненно и что непре- ложно должно быть утверждено. Это есть осознание буду- щего, того, чему быть надлежит. Сила духа уявляется в вере и чувствознании. …Вера есть огонь духа, приведённый в действие. Можно даже сказать, что творит и достигает именно огненность веры. …Вера – это великое огненное чувство, объединённое вместе со знанием. Слово “верозна- ние” хорошо выражает эту идею». ГАЙ-1961. 431 6.
«Вера есть неосознанное чувствознание непреложного. Ею и идите, пока ясность чувствознания не утвердится».
ГАЙ-1956. 62 7.
«Убедительность есть доверие. Потому осознание Высшего
Мира уже не будет забыто во всех жизнях. Именно, такое качество останется неизменным всегда. Тем более нужно утвердиться на знании о Мире Высшем. Подтверждение не замедлит». Аум. 85 170

8.
«Самое трудное – видеть незримое. Самое трудное – слы- шать беззвучное. Ещё труднее жить в неочевидном. Пре- одоление этих трудностей требует особого рода мужества.
Жизнь очевидная стоит перед нами и властно предъявляет свои права. …После веры приходит знание. Но сначала надо поверить в те тончайшие чувствования, которые касаются каждого человека, не окончательно погружённого в ка- менные узы плотной материи. Поверить – допустить – узнать. И у каждого есть средоточие такого познавания – сердце. Оно проводник от материи к духу, и бьётся оно на границе двух миров. И стук его есть стук суждённого нам истинного, неразрушимого, великолепного и неограни- ченного мира». БНА. УС. 51 9.
«Противоположением доверию будет уныние. Именно не- доверие родит эту ужасную ехидну. Но доверие пробужда- ет самые огненные, самые божественные задатки духа. И существа Огненного Мира могут приближаться к людям в часы доверия, и чудо воодушевления создаёт самые пре- красные приближения. Нужно воспитывать доверие, ибо иначе люди погружаются в мертвенность. Доверие есть чувствознание, оно не бывает предательством, когда мы знаем, куда направлено наше стремление». МО-2. 102 10.
«Учение… не может уклоняться от путей добра и пользы.
Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Исти- ны, испытанной Огнём сердца. …Не следует подходить к
Истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то каждый шаг к нему будет просветлением и расширением».
МО-1. 433 11.
«Без доверия невозможно никакое достижение, тем более духовное недоступно. Само бытие в основе своей имеет до- верие, и ничто не может создаться и развиваться без этого связующего элемента. Доверие близко любви, и всё в мире держится лишь любовью». ПЕИР 04-05.1940 12.
«Доверие, доверие – когда же люди поймут всё целебное свойство такого в нас непоколебимого чувства. Ведь это
171

оно поднимает, и охраняет, и накопляет, и приводит в движение нашу психическую энергию, эту изумительную чудодейственную силу». ПЕИР 4.06.1951 13.
«Элементы доверия настолько благотворны, что без них, действительно, нельзя себе представить никакую по- стройку, будь она земная или духовная. Доверие будет прочным цементом всякого духовного строительства.
…Проверять доверие следует на всяких жизненных вопро- сах. …Если где-то зашевелится подозрение о том, сможет ли сотрудник выполнить поручение во всём высоком каче- стве, то это уже покажет, что доверия или нет, или оно очень призрачно. …В построении доверия вы проявите высшую меру доброжелательства. …Сад прекрасный, рас- садник доверия, будет прежде всего цветником оптимизма.
…Прочно взращенное доверие будет справедливо. Ошибки могут быть лишь там, где была какая-то неосмотритель- ность и небрежность». НКР «Доверие»
14.
«Зоркость, и осторожность, и девиз: испытать, прежде чем поверить и довериться. Не верьте словам. Если отделить слова от дел, картина станет сразу яснее». ГАЙ-1956. 470 15.
«Можно ли верить людям? Можно, но лишь в той мере, в какой они это заслуживают». ГАЙ-1956. 473 16.
«Какое доверие самое лучшее? Утверждающее без слов до- верие – самое лучшее. Какое сомнение самое худшее? Ми- молетное сомнение – самое худшее». ЗнАЙ. 236 17.
«“…Откуда течёт источник терпения?” – “Из руды доверия”.
Кто знает, где вестник меняет коня?». ЗнАЙ. 117
Соизмеримость с Высшим
1.
«…Во всём должна быть проявлена соизмеримость, или, иначе говоря, целесообразность, которая царит во всей
Вселенной. Всё должно быть принято с точки зрения обще- го блага или пользы всему человечеству». ПЕИР 8.03.1938 2.
«Всё в Космосе управляется Соизмеримостью. Справедли- вость в своём высшем смысле есть соизмеримость».
ПЕИР 27.05.1950 172

3.
«Прежде всего – соизмеримость и справедливость. Конеч- но, второе всецело вытекает из первого. …Духовная жизнь соизмеряется соизмеримостью. Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого, не может быть духовно развитым». Общ. 67 4.
«Мера лучшего понимается как соответствие с Высшим
Началом». Аум. 23 5.
«Четыре камня положите в основание действий ваших.

Третий – Сознание соизмеримости. …Для третьего – вы- берите в вашей рабочей комнате самую высшую и отвес- ную линию и назовите её размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру Мирового Плана и, сравнивая, не найдёте даже малейшего места для призрачных настрое- ний». ЛСМ. Озар. Ч. 2, IX. 9 6.
«Всегда помните, что духовность определяется… наличием
синтеза и соизмеримости в мышлении и в поступках».
ПЕИР 13.08.1938 7.
«Соизмеримость – необходимая мера во всём».
ПЕИР 11.03.1953 8.
«Соизмеримость – высшая мудрость…» ПЕИР 2.09.1937 9.
«Только утончённое понимание даст правильное соизме- рение». ЗнАЙ. 386 10.
«…Соизмеримость… позволяет различить, где самое нуж- ное и неотложное». Надз. 709 11.
«…Соизмеримость должна подсказать, насколько нужно устремлять всё внимание к самому ценному и к самому важному». НКР «Америка»
12.
«Умение распознавать, где великое, а где малое куётся на том же огне сердца». МО-1. 509 13.
«Конечно, каждый думать может о себе, но там, где шаг ты- сячелетий, там неуместно порхание бабочек. Нужно, нако- нец, научиться соизмеримости! Мысли о Высшем должны порождать высшее». Сердце. 207 14.
«Родные, развивайте чувство справедливости и соизмери- мости. Оба эти качества измеряются сердцем. Начните
173

думать о сердце, чтоб помнить о нём, и затем прислуши- вайтесь к звучанию его. Ведь самый мощный магнит – сердце. Магнит этот притягивает все возможности... Ниче- го отвлечённого в этом нет, ибо все тончайшие космиче- ские энергии проходят через сердце». ПЕИР 13.10.1929 15.
«Нужно брать вещи в их действительности, ибо преувели- чение одинаково по природе с преуменьшением. …
Н
е воз- ложите груз верблюда на осла».
ЗнАЙ. 35 16.
«Из этого качества [соизмеримости] родится и почитание
Иерархии, и распознавание людей. …Древняя пословица говорит: “Груз слона раздавит осла”. Много примеров, когда самость препятствовала познаванию соизмеримости.
Но без сопоставления не может быть и справедливости».
Надз. 47 17.
«Часто люди надевают на корову седло и удивляются, что другие перегоняют их на конях. Можно горько улыбаться на затраты бесполезные». МО-2. 229 18.
«Строитель должен знать, как нагрузить столбы дома. От несоизмеримости происходят разрушение, кощунство, ложь, предательство и все безобразные явления.
Разве может стоять здание, где блохе приписывают свой- ства гиганта; где кочергу ищут больше Господа; где вихрь сравнивается с комариным полетом? …Полная соизмери- мость мысли и выражения – это оплот правды красоты».
ЛСМ. Озар. Ч. 2, VII. 19 19.
«В основе пусть будет соизмеримость, тогда энергия устремится по кратчайшему пути». Надз. 163 20.
«Идея дорожного мешка кроет в себе определенный смысл.
И лежит в нём всё, но самое нужное. Взять много нельзя, не выдержат плечи… Отсюда – соизмеримость психических продуктов сознания с целью – отобрать ненужное. Всё, не соответствующее Пути, отбрасывается. Можно иметь груз и сесть с ним у обочины дороги за невозможностью под- нять его. И многие сидят. Ненужное отбрасывается без жа- лости. Кому нужны раздражительность, недовольство, страхи и всё прочее? Никому, и менее всего – идущим. Раз-
174
гружайте сознание. Согбенность сознания часто от излиш- него груза. Но радость, бодрость, и мужество, и прочее можно брать в любом количестве, ибо не имеют тягости и места не занимают. Путник, пересмотри багаж. …Можно рассматривать жизнь сознания как процесс постоянного отбора нужного от ненужного и нужнейшего от нужного».
ГАЙ-1952. 320 21.
«Соизмеримость есть не что иное, как созвучие устанавли- ваемой причины с желаемым следствием. Стремиться к одному и желать одного, но не утверждать желаемого со- звучными видимыми и незримыми действиями – значит разрушать начинание в корне. …Карма есть суровая соиз- меримость и соответствие прошлых посевов с настоящими и будущими полями жатвы. Что посеешь, то и пожнёшь, но в полном созвучии со сделанным своими руками посевом.
Потому действуйте мудро…» ГАЙ-1958. 1
Гармоничность
1.
«Великий закон гармонии движет всем Космосом».
Беспр. 675 2.
«Гармония есть Закон Мира Высшего».
ПЕИР 4.06.1937 3.
«Самая большая красота заключается в гармонии с Выс- шим Миром, когда человек, сливаясь в созвучии, уподобля- ется Прообразу и являет собою Истину». БНА. УС. 44 4.
«…Действие, направляемое Волей Высшей в согласии с космическими законами, утверждает гармонию и создаёт равновесие. Воля низшая, окрашенная вожделением само- сти, порождает ужасы разрушения, ибо столкновения сил дисгармоничных производят в Космосе взрывы и дают до- ступ хаосу». ПЕИР 8.06.1936 5.
«Каждая Вселенная, каждый Мир, каждый человек должны стремиться к индивидуальному выражению на основе гармонии. Космос уявляется, именно, как созидатель Вели- кой Симфонии, но не как разрушительный Унисон. Един- ство не предпосылает однообразия, но устремляет к высшей Гармонии». ПЕИР 14.05.1945 175


6.
«Частью целого, частью мира, частью Космоса можно почу- ять себя лишь тогда, когда жизнь протекает в гармонии с ним, в гармонии с его Законами». ГАЙ-1955. 226 7.
«Гармония выше всего. В состоянии гармонии человек поднимается до ангелов, и ангелы спускаются к человеку.
Это не клерикальное понятие, но мощь сильнейшей вибра- ции соответствия. …Все беды человечества от дисгармо- нии… Причины могут быть по-земному уважительны, но при понимании значения гармонии все эти причины ста- нут ничтожными и не стоящими того, чтобы занять место в сознании, вытеснив из него гармонию». БНА. УС. 323 8.
«Человек воображает, что он имеет ничем не ограничен- ную волю, и таким образом начинает нарушать основные законы. Воля ценна, когда она сгармонизирована законами бытия. Многие не понимают этого, ибо для них воля долж- на быть необузданной. Но опытный житель знает, что воля и свобода уже живут в законности, иначе мы из набата бу- дем пытаться услышать благовест». Надз. 327 9.
«Гармония микрокосма человеческого есть согласование всех его энергий в единое целое для устремления к цели единой. Гармония эта есть согласование всех качеств чело- века, объединяемых созвучием в одно неделимое целое».
ГАЙ-1954. 416 10.
«Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармо- нии всех способностей и чувств человека. Бедствие нашего времени именно и заключается в установившемся страш- ном разнобое между умом и сердцем. Также, если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но опять-таки правиль- ное развитие их будет обусловлено равновесием или гар- моническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке.
Синтез и есть высшая гармония». ПЕИР 23.09.1937 11.
«Микрокосм есть отражение Макрокосма. Дух созвучит с
Высшим, когда он включается в тот же единый поток эво- люции... Созвучать – значит звучать в гармонии, значит любить одно и то же, значит устремляться к тому же, зна- чит отбросить всё, что не созвучно. Именно не только в
176
устремлении к гармонии, но и в отбрасывании всего, что не гармонирует, и будет заключаться полнота созвучия с
Высшим. …Твердыня создаётся гармонией с Высшим Про- образом». БНА. УС. 32 12.
«Что пользы в знании, если не достигнута та внутренняя гармония, которая есть конечная цель всякого знания. Она приводит нас к тому Источнику, от которого идёт истинное знание. Если знание не ведёт обратно к своему истоку – оно не достигает цели. «Я – твоё Знание», и этого можно достичь лишь слиянием сознаний, для которого требуется та же внутренняя гармония. Одно знание, без этого, не ведёт к дальнейшим достижениям и в Мирах Высших остаётся мёртвым грузом. Но знание в сочетании с гармонией всего человека есть величайшая сила и достижение». БНА. УС. 172 13.
«Обычно заблуждение, что гармония может быть установ- лена рассудком. Никто не сознаёт, что лишь сердце являет- ся обителью гармонии». Бр. 193 14.
«Гармония в простоте. Сложные нагромождения не дают гармонии…» Надз. 943 15.
«Гармонично настроенная арфа человеческая – явление редкое, даёт гармонию и действует мощно на всё окружа- ющее, неся радость, мир, успокоение, вводя ритм и порядок в хаотические вибрации вокруг. Такие люди пространст- венно являются благословением для той местности, где они живут...» ГАЙ-1954. 416 16.
«Не наряды глупцов, но аура светоносная будет опреде- лять ценность человека. И степень его гармонии с Макро- космом будет степенью его космического достоинства».
БНА. УС. 182 17.
«Огненная энергия неурегулированная сожжёт. Разлетятся вдребезги неслаженные части. Но гармоничность выдер- жит любое напряжение». ГАЙ-1952. 165 18.
«Если хотите действительно достичь, достигайте любовью.
Она гармонизирует несогласованные энергии микрокосма и даёт им единое направление». ГАЙ-1955. 250 19.
«Чувство гармонии, соизмеримости является отличитель- ным качеством истинного строителя». НКР «Строитель»
177


Цельность. Монолитность духа
1.
«Не растаскивание по клочкам, но монолит. Внутренняя собранность, а не разлетание в разные стороны. Цельность, а не хлопья. Алмаз тем ценен, что его частицы особо крепко соединены. В этом его сила. Нетрудно ветру разметать груду песка, но никакой ветер не отколет частицу от алма- за. В устремлении к монолитности дух кристаллизуется и образуется камень, на котором истинно можно созидать твердыни. Не на песке, а на камне строится дом. Только так устоит строение жизни». БНА. УС. 131 2.
«Монолит духа зависит от единства мысли, качества и дей- ствия». ГАЙ-1966. 304 3.
«Самое губительное, когда половинчатость привходит в утверждающегося на пути, ибо тогда происходит раздвое- ние мышления и действий… Ибо когда нет цельности, не может быть строительства. Потому… важно иметь цельное устремление. Для этого нужно поступиться личным удоб- ством, личным самомнением, личным саможалением, лич- ным самообольщением…» Иер. 303 4.
«Лишь в цельном устремлении дух может развернуть свои крылья». МО-3. 94 5.
«…Намечая план действия, надо себя спросить, чего хочет воля и действительно ли она хочет. И там, где наложена печать воли, не может быть раздвоенности сознания. Мо- нолит воли есть начало, в себе нераздробленное. Им можно творить и достигать». ГАЙ-1953. 92 6.
«Только научитесь устремляться. Не разбрасывайтесь, но собирайте себя в монолит; сплавьте разбросанные части своей сущности в одно целое. Выберите для сплава форму наилучшую. Примерьте её к будущему. Утвердите перспек- тиву жизни». БНА. УС. 85 7.
«…Земное и надземное должны быть понимаемы как неде- лимая действительность. …Одни унижают земное, другие кощунствуют над Надземным. …Целость мироздания есть красота, и человек должен полюбить всё создание, – только тогда он может выполнить своё назначение».
Надз. 519 178

Внутренняя согласованность
1.
«Если сердце хочет одного, мозг другого, а ноги идут в тре- тьем направлении, монолита мысли не получается. ...Как стрела на полёте, так и микрокосм человеческий при пол- ной согласованности всех частей даёт явление мощной непреодолимой творящей мысли. Такие мысли двигают горами». ГАЙ-1954. 416 2.
«Лишь полносогласованность всех огней всего микрокосма человеческого неотменно и непреложно приведёт к цели желанной». ГАЙ-1954. 670 3.
«Согласованность, или гармоничность, то есть целеустрем- ленность всего микрокосма, настроенного на одном ключе, есть качество Архата, выработанное рядом упорных, настой- чивых и часто сверхчеловеческих усилий». ГАЙ-1952. 110 4.
«Как всегда и во всём, необходима согласованность сердца с рассудком, то великое равновесие, на котором строится всё усовершенствование жизни и которое утверждается всеми великими Учениями». ПЕИР 17.04.1934 5.
«Полнота согласованности достигается напряжением воли.
Усиливай напряжение до предела возможности…»
ГАЙ-1952. 380 6.
«К согласованности надо стремиться. Согласованность надо понять. Это не этическое, но энергетическое понятие мудрой концентрации всех сил по одному направлению.
Обычный человек раздираем на части энергиями хаотич- ными, противоположными, нейтрализующими друг друга.
Лишь внутренняя согласованность может объединить их.
Обычная внутренняя собранность много помогает при утверждении согласованности». ГАЙ-1955. 375 7.
«Динамика полной согласованности всего существа чело- века порождает такую силу огней, которая легко преодо- левает обычные противодействия. …Человек, раздираемый в самом себе на части несогласованными мыслями, не мо- жет уявить силу решений. Надо, прежде всего, самого себя привести к единству, утвердив единение согласованности.
179