Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преданность
1.
«…Преданность добру есть основа жизни». Надз. 465 2.
«Преданность есть величайшее качество, ибо в основании его лежит космический закон притяжения, на котором держится всё мироздание». ПЕИР 24.04.1941 3.
«Преданность есть редчайшее качество и скорее всего при- ведёт к цели. …“Преданность есть основа духовности”».
ПЕИР 8.09.1934 4.
«Кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вер- нее, мало кем избирается, ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства… Именно преданность творит чудеса, она есть первое качество, определяющее духовность. Духовность немыслима без
этого качества».
ПЕИР 11.08.1934 5.
«Преданностью можно достичь всех врат. Не забудем этого ни на мгновение. Именно, наполнимся улыбкою преданно- сти и благословим каждодневность». Иер. 177 6.
«Если любовь даёт наивысшую магнитность, то предан- ность утверждает явление стойкости и непоколебимости».
ГАЙ-1954. 465 7.
«…Как близки понятия преданности и любви понятию по- беды». НКР «Прекрасное»
8.
«Там, где просвещённые трудящиеся руки, там, где пре- данность и пылание сердца, там будет и успех».
НКР «Путь твёрдый»
9.
«…Преданность ценна лишь, когда она проявляется в пол- ной мере; в такой мере, что человек и не мог бы проявить её сильнее. …Но всякая половинчатость преданности должна быть отнесена в область лукавства. …Никто не со- мневается, что каждая корыстная преданность заслужива- ет иного названия. …Не может быть таких обстоятельств, которые поколебали бы преданность. …Преданность не есть порабощение, она есть улыбка понимания и сочув- ствия. Вдумайтесь в это прекрасное слово, оно выражает гармонию, основанную на созвучии чувств». Надз. 492 10.
«Нужна преданность, испытанная сознательным действи- ем». ЗнАЙ. 24 276
11.
«Преданность доказывается действием»
. ЛСМ-Зов. 4.08.1922 12.
«Какою мерою мерите, такой и отмерится вам. И мера пол- нопреданности и полноустремления будет наиболее пло- доносной». ГАЙ-1955. 19 13.
«Как пробудить преданность? Целесообразностью». ЗнАЙ. 67 14.
«Нужно особенно развивать благодарность, она – сестра преданности». Иер. 182 15.
«Какая же преданность будет без любви?» Аум. 80 16.
«Следует различать преданность безусловную от предан- ности условной. Чаще всего люди проявляют преданность безусловную при получении, но каждая отдача сопровож- дается всякими условиями. …Между тем надо запомнить, что степень преданности есть степень получения. …Закон не обижается, он соизмеряет. Будьте уверены в соизмери- мости преданности». ЗнАЙ. 87 17.
«Преданность неукротимая, всепобеждающая, созидающая, украшающая путь. …Так урезано [у земных людей] понятие преданности! Люди не медлят [с] недовольством. …Цените каждое проявление преданности. Но мерило преданности лишь трудный час. …И любовь, и готовность, и заботли- вость люди ставят на место преданности. Но эти части преданности как улыбка сочувствия. Сама же преданность сверкает, как воин, готовый к бою». ЗнАЙ. 251 18.
«Преданность не похожа на ветряные мельницы, ни на наёмного певца. Она, скорее, подобна прочной вершинной башне, которую в трепете обходят враги и в покоях которой всегда готов ночлег для друга. Преданность противоположна сомнению, которое не что иное, как невежественность. Значит, преданность покоится на про- свещении. Так законность познания – родня преданности.
Она не доверчивость, не легкомыслие, но твёрдость и непоколебимость. Конечно, башня преданности складыва- ется не малым трудом, не малою решимостью, и сломить преданность может лишь вероломство, то же предатель- ство. Но ценны башни преданности! …Они – рассадники ду- ховности. Даже материальная природа преображается вблизи этих башен!» Иер. 287 277
Верность
1.
«Из скал доверия слагается гора верности, которая пребу- дет украшением Вселенной. В понятии верности сочетают- ся лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. Верность есть след- ствие многих разумных существований. Антиподом верно- сти будет вероломство и предательство, иначе говоря, самый позор человечества. Если такой противник у верно- сти, то она, поистине, есть вершина горы. ...Верность оце- нивается как великое сокровище. Космическая Справед- ливость воздаёт щедро за верность».
Надз. 619 2.
«Могут быть друзья легкомысленные и неосторожные, и то и другое происходит от недостатка верности. Когда мы что-то очень ценим, мы и бережём. Так пусть скала дове- рия и гора верности стоят прочно». Надз. 619 3.
«Верный друг верен всегда и во всём. Верного друга пред- почтём всем другим. …Цените по верности и преданности, прощая другие недостатки».
ГАЙ-1954. 293 4.
«Адамант – так называли качество верности в древние времена. Верность, стойкость, непоколебимость представ- ляют оплот против сомнения, шатания, предательства.
…Мыслитель советовал: “Помните, что верность есть проч- ный щит”». Надз. 858 5.
«
Душа, которая полюбила идеальный Образ, уже вознес- лась над обычным миром, в ней уже загорелся огонь.
…
Ничто не способствует в такой степени наилучшим до- стижениям, как верность высоким Идеалам. Сердце, стре- мящееся к любви и красоте, конечно, притягивает их к себе. Верьте в мечты и их жизненность, любите их и не бойтесь строить свои идеалы на слишком большой высоте.
Забудьте слово “неосуществимое”. Не осуществляется лишь то, в чём нет силы любви и самоотвержения»
. ПЕИР 12.09.1948 6.
«Повелитель спросил мудреца: “Как увидеть гнездо изме- ны и оплот верности?” Мудрец показал на толпу разодетых всадников и сказал: “Гнездо измены”. После указал на оди- нокого путника и сказал: “Оплот верности, ибо одиноче- ству ничто не изменит”». Общ.
86 278
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Постоянство
1.
«Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание».
МО-1. 304 2.
«Нужно приучаться проявлять равновесие и постоянство во всём, что достойно того, чтобы быть удержанным в со- знании». ГАЙ-1954. 661 3.
«Биение сердца постоянно. Каждый перебой будет уже не- естественным, болезненным явлением. Так и перерыв в устремлении к Надземному есть неестественное состояние.
…
Нередко так называемое устремление превращается в мёртвую привычку. Такое постоянство не будет благодат- ным. Каждое разумное построение нуждается в целесооб- разности. Только в таком живом восприятии можно утвердиться и продвигаться. …Следует усвоить постоян- ство благодатное». Надз. 709 4.
«Хорошо качество спокойствия, но чего оно стоит, если в нём нет постоянства? Что можно сказать о мужестве непо- стоянном, сменяющемся страхом? …Качество постоянства есть основа, на которой могут вышиваться цветы всех остальных качеств духа. Поймём это…» ГАЙ-1954. 661 5.
«…Все качества… без постоянства – мыльные пузыри. Как в каменной кладке, качество это цементом служит, скрепля- ющим всё построение. Без него – груда камней. Не устоит каменная громада без цемента, так же любовь, преданность и устремление – без постоянства. …Тем и хорош ритм, что утверждает собой постоянство. Качество постоянства вы- ражается в ритме проще и легче всего». ГАЙ-1958. 727 6.
«…Временность внешних условий не может состязаться с постоянством и непреходимостью духа, который всегда благодаря этому побеждает, если соблюден принцип “пре- терпеть до конца”, то есть выдержать испытание на посто- янство и длительность устремления». ГАЙ-1954. 529 7.
«Каждая неудача при настойчивости и постоянстве непре- менно обратится в удачу. Нужно ощутить в себе эту силу, торжествующую над временностью противных условий».
ГАЙ-1954. 543 279
8.
«Достижимо всё – рано или поздно, всё – при условии по- стоянства и неотступности». ГАЙ-1955. 432 9.
«Вода долбит камень, постоянство устремления порождает возможность осуществления. Будет достигнуто всё, если воля того хочет достаточно сильно». ГАЙ-1955. 371 10.
«Постоянству устремления и воле соответствует и посто- янство достижений». ГАЙ-1956. 343 11.
«…Основой долголетия является труд ритмичный и посто- янный. Ровно горящее пламя трудно потушить».
ГАЙ-1954. 580 12.
«…Часто люди воображают себя тружениками, но при первой необходимости постоянного труда падают духом. ...Нужно уважать тех, кто способны к постоянному труду». Аум. 505 13.
«Вы знаете цену работы постоянной, ритмичной. Вы знаете, насколько такой натиск открывает Врата». МО-1. 379 14.
«…Постоянность подобна лестнице огненной». Общ. 153 15.
«…Лишь железная воля, железное постоянство, или ритм, может привести к цели. …Именно усилия, прилагаемые нами, и есть основа всех достижений. …Вот почему я всегда сожалею, что [некоторые] писатели,.. давая недурное из- ложение некоторых основ индусских йогических систем, в то же время с легкомыслием дилетанта говорят о лёгкости овладения самыми высокими достижениями радж-йогов.
Читатели-новички верят ему на слово и принимаются за предписанные упражнения, и, когда ожидания их не оправдываются в ближайшее время, они впадают в разоча- рование... Никто не хочет подумать, что если, чтобы сде- латься выдающимся художником, или артистом, или учёным, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях (так называемые прирож- дённые способности), но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплини- рованию своего сознания… Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие».
ПЕИР 19.11.1937 280
Охранение Сокровенного
1.
«Нельзя доверять ценный груз не ведающему ценности его. Только осознание всего значения доверенного заста- вит принять все меры осторожности, осмотрительности, находчивости, которые при неуклонной настойчивости приведут к блестящей победе». ПЕИР 5.11.1931 2.
«Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания.
Многие вообще не понимают, что есть охрана самого драго- ценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знает о ценности.
Но можно радоваться каждому неусыпному стражу». Бр. 322 3.
«Легкомыслие шепчет, что не нужно всё Сокровенное. Са- момнение подсказывает, что всё должно быть доступно, но человек, ослеплённый молнией, вопиет о нестерпимом
Свете. Человек, придавленный громадою мысли, жалуется на невозможность вместить её. Поистине, Сокровенное есть соизмеримость, которая даёт возможность подни- маться без шатания».
Аум. 148 4.
«Сокровенность есть и бережливость, и целесообразность.
…Очень важно усвоить, что так называемая Великая Тайна не есть преграда, но лишь охрана пути. …Сокровенность есть сокровище нерасхищенное». Аум. 149 5.
«Главное всегда во всём забывается или ставится в хвост.
Но скоро люди прозреют и начнут, прежде всего, искать самое главное, самое сокровенное и соизмерять. Без соиз- меримости нет и духовности». ПЕИР 16.10.1951 6.
«Спросят, как отличить приобщившегося к великому зна- нию. Чем больше знания, тем труднее распознать носителя его. Умеет он охранить Несказуемое». Бр. 562 7.
«…Каждый неофит спешит прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях, но с познанием приходит и соиз- меримость». Надз. 48.
8.
«…Мне так понятно и близко Ваше желание делиться с другими, дать им надежду и радость. Но личный опыт и чёрные предательства постепенно научают меня быть бо- лее осторожной, хотя и посейчас изредка погрешаю против мудрого предупреждения: «Уметь хранить сокровенное»…
281
Самым трудным испытанием для меня является жить сре- ди людей и не доверять им! Но и через это приходится проходить. Нужно уметь не обременять людей излишним доверием и в то же время не развить в себе ужасного чувст- ва подозрительности». ПЕИР 18.06.1935 9.
«Не легко найти равновесие между хранением и распрост- ранением. Люди начинающие стремятся выдать всё узнан- ное, не задумываясь о последствиях. Много бедствий по- рождено такими неразумными выдачами, но опыт куёт меры благоразумия. Только со временем можно найти ис- тинные пути распространения. Путь трудный, когда нужно понять
, насколько собеседник может вместить
. …
Панацея от- пускается в нужную меру, ни больше и ни меньше». Надз. 76 10.
«Некоторые люди стремятся получить только новое, не за- ботясь об усвоении прежнего. Много опасностей в таких прыжках на неизвестной почве. Не всегда можно доверять таким людям. Вряд ли они могут охранить порученное им».
Аум, 560 11.
«Мы всегда советуем сосредоточиться и найти силу хра- нить в тайне самые высокие нахождения. Рассыпать жем- чуг легко, но собрать его утомительно. Кто слишком легко болтает, тот сломает затвор от сокровенного хранилища.
…
[Мудрый] соберёт такие зёрна среди каждодневного тру- да. Такой труд посеет в сознании радость и утешение про- тив обид и несправедливостей». Надз. 741 12.
«Охраним мечту как лучший мост к построению действи- тельности. …Из мечты доброй родится и добрая действи- тельность». НКР «Мечты»
13.
«Осмотрительно и бережно надо замкнуть сосуд духа от расхищения. Накапливать надо огненную мощь, не давая ей утекать. Сознательная помощь далека от расточения.
Умелый хозяин бережёт бесценные энергии духа. …Стой, как гора неразграбленная. Учись светить, оберегая масло светильника от расхищения. Свети, но охрани огонь све- тильни и прикасаться к нему не дозволяй. Не умеют люди беречь и хранить сокровища духа. Учись, учись, учись быть
282
всегда на дозоре. Обереги сокровище доверенное. Как дра- гоценный сосуд с неповторяемым благовонием, неси пламя своего духа…» ГАЙ-1952. 199
Надёжность
1.
«Так как сердце есть вечный двигатель духа, то можно представить себе, как оно прокладывает духу путь в Бес- предельность. Двигатель этот надёжный. Можно на него положиться. …Ему можно поверить, если очищено оно от всех посторонних наслоений и сора. Чистый сердечный огонь светит во всех мирах…» ГАЙ-1963. 469 2.
«…Чистый огонь сердца лишь может создать надёжный щит». Надз. 26 3.
«Чем жить: духом или земным? Земным – на время и крат- ко, в духе – всегда. Так переносится сознание в сферы духа и находит в них надёжное пристанище». ГАЙ-1956. 741 4.
«Лучший терафим в человеческом сердце. …Нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим, оно станет сердцем надёжным. Сердце прекрасное должно страдать на
Земле. Рыба не живёт без воды, орёл не радуется без сво- боды». Надз. 60 5.
«В этом мире земном кончается всё. И к сроку конец всякой вещи приходит или явления. И потому опереться нельзя ни на что. Опора в незримом. Самое невидимое, неуловимое – самое прочное, надёжное и устойчивое. Парадокс жизни».
ГАЙ-1957. 590 6.
«Сокровище духа незримо-неуловимое ценней и лучше, вернее и надёжнее казны золота».
ГАЙ-1952. 243 7.
«Для Поручения особо ответственного выбираются лишь надёжные люди. Надёжность определяется испытаниями.
Отсюда и трудность жизни... Кому-то легко и привольно. Ну что же, значит, время его не пришло готовиться к подвигу жизни». ГАЙ-1956. 1019 8.
«Борьбы не избежать, но зато и победа будет полная. Ме- талл закалённый куда прочнее и надёжнее в огнях испыта- ний не побывавшего».
ГАЙ-1956. 493 283
Надёжность
1.
«Так как сердце есть вечный двигатель духа, то можно представить себе, как оно прокладывает духу путь в Бес- предельность. Двигатель этот надёжный. Можно на него положиться. …Ему можно поверить, если очищено оно от всех посторонних наслоений и сора. Чистый сердечный огонь светит во всех мирах…» ГАЙ-1963. 469 2.
«…Чистый огонь сердца лишь может создать надёжный щит». Надз. 26 3.
«Чем жить: духом или земным? Земным – на время и крат- ко, в духе – всегда. Так переносится сознание в сферы духа и находит в них надёжное пристанище». ГАЙ-1956. 741 4.
«Лучший терафим в человеческом сердце. …Нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим, оно станет сердцем надёжным. Сердце прекрасное должно страдать на
Земле. Рыба не живёт без воды, орёл не радуется без сво- боды». Надз. 60 5.
«В этом мире земном кончается всё. И к сроку конец всякой вещи приходит или явления. И потому опереться нельзя ни на что. Опора в незримом. Самое невидимое, неуловимое – самое прочное, надёжное и устойчивое. Парадокс жизни».
ГАЙ-1957. 590 6.
«Сокровище духа незримо-неуловимое ценней и лучше, вернее и надёжнее казны золота».
ГАЙ-1952. 243 7.
«Для Поручения особо ответственного выбираются лишь надёжные люди. Надёжность определяется испытаниями.
Отсюда и трудность жизни... Кому-то легко и привольно. Ну что же, значит, время его не пришло готовиться к подвигу жизни». ГАЙ-1956. 1019 8.
«Борьбы не избежать, но зато и победа будет полная. Ме- талл закалённый куда прочнее и надёжнее в огнях испыта- ний не побывавшего».
ГАЙ-1956. 493 283
Неутомимость
1.
«Сердце молится о вечной жизни сознания. Оно знает, что велико благо, если сознание будет непрерывно и пройдёт восхождение неутомимо». Бр. 576 2.
«Нужно готовить себя к постоянству во всём. Оттуда при- дёт неутомимость, оттуда и нерушимость».
МО-3. 486 3.
«Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении [познания]».
МО-1. 433 4.
«Неутомимость, бесстрашие, жажда знания, терпимость и способность к озарённому труду – вот качества искателей правды».
НКР «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой»
5.
«Сердца чистые могут прилежать Служению без утомления и небрежности. Как губительна притупленность небреж- ности! И как многие, даже знающие, не могут воздержаться от неё! В древности она называлась “серая змея”. Пусть примут друзья явление зоркости и внимательности».
Сердце. 57 6.
«Не следует слишком оборачиваться назад, так можно столкнуться на каменистой тропе; лишь вперёд и неуто- мимо вперёд! Пусть каждая ошибка станет достижением новой победы».
Надз. 878 7.
«Тьма подавляет и тушит каждую вспышку Света, но неутомим воин Света, не устаёт рука в делании, не тухнет священный огонь сердца. Победитель преодолевает тьму.
Микрокосм подвижника духа горит своим Светом, как маяк в тёмную ночь, и светит всем».
ГАЙ-1952. 612
Устремлённость
1.
«Человек – творец своего устремления, устремление – тво- рец его судьбы». БНА. УС. 85 2.
«Качество устремления есть самый верный показатель роста духа, и сознание явлено как утверждённая сила творчества». Иер. 45 3.
«Чем же восходит дух? Творчеством устремления». Иер. 43 4.
«Устремлением достигайте, ибо это огненный двигатель духа». ГАЙ-1957. 172 284