Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТОВ
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
Внушение (суггестия) – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.
Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения функций организма (соматовегетативных.)
Внушение отличается от убеждения тем, что информация воспринимается без критической обработки. Бехтерев писал, что внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику».
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие 1-го человека на 2-го или группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность; это персонифицированное, активное воздействие на другого. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. При внушении идет в основном эмоционально-волевое воздействие. Эффективность внушения определяется следующими фактора- ми:
Повышенная внушаемость - при определенном состоянии сознания (засыпание, просыпание, дремота, гипнотический сон), у истероидных психопатов, алкоголиков, наркоманов, военных и спортсменов (привычка к повиновению), в условиях неопределенности, экстремальных условиях (опасность), в толпе.
Внушение играет важную роль в жизни общества – в воспитании и образовании, психологической практике, в пропаганде, управлении, торговле, рекламе, медицине и т.п. Внушение в той или иной степени используется в различных психотерапевтических направлениях и методах. Оно также является 1 из самостоятельных методов психотерапевтического лечения. Авторитет врача, обстановка и процесс лечения оказывают на больного суггестивное воздействие. Различают:
Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в состоянии гипноза, а также неглубокого естественного и наркотического сна. Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов (особенно истерическом), при алкоголизме, курении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод при лечении детей и лиц с повышенной внушаемостью (техники внушения – стр.40-42, Кондрашенко).
Внушение в состоянии естественного сна. В мозгу есть системы, участвующие в организации сна (сомногенные центры). Они активны во время сна. Выделяется несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон. Соответственно выделяют фазы сна. Фазовые состояния обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, с помощью которых есть возможность поддерживать контакт с внешним миром – это «сторожевые пункты». Через эти центры в определенные фазы можно установить раппорт со спящим человеком с помощью речи (установить и поддерживать контакт). Эффект внушения – высокий. Применяется при лечении фобий, истерии, ночного энуреза, неврозов, алкоголизма.
Плацебо-терапия (от лат. placebo — понравлюсь, удовлетворю) — один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента [1,2,6].
Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии.
Индивидуальная психотерапия - Основа психотерапевтического процесса — взаимодействие личности врача и личности больного. Основные задачи: 1) глубокое изучение личности больного; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния; 3) достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации; 5) изменение отношений больного, корреляция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия социального функционирования. Показания к применению - Все виды невротических расстройств.
Групповая психотерапия Основное средство взаимодействия — интеракции между участниками групп, включая психотерапевта. Общий принцип — сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Групповая динамика: 1) цели, задачи и нормы группы; 2) структура лидерства в группе; 3) соотношение групповых ролей; 4) сплоченность группы - привлекательность группы для ее членов; 5) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп — их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Данные факторы являются осью групповой психотерапии. Показания к применению - Все виды невротических расстройств.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Каждое психотерапевтическое направление вносит свою специфику в понимание целей и задач групповой психотерапии.
В рамках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии задачи групповой психотерапии в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание): осознание связей «личность - ситуация - болезнь», осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) ее плана.
2. Эмоциональная сфера:получение эмоциональной поддержки и формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера:формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Таким образом, задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.
Арт-терапия — это направление в психотерапии и психологической коррекции, в котором клиент решает свои психологические проблемы через процесс творчества. Важно понимать, что арт-терапия — это не только рисование (или изотерапия), а множество разных видов: драматерапия, библиотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, артлоготерапия, танцедвигательная терапия и т.
Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов). Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.
Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.
«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.
«Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия). Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе.
иблиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента.
Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис). Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.
Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)
Психотерапия в психоаналитическом направлении базируется на таких понятиях, как свободные ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление.
Основные положения:
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
-
Методы суггестивной психотерапии. Плацебо.
Внушение (суггестия) – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.
Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения функций организма (соматовегетативных.)
Внушение отличается от убеждения тем, что информация воспринимается без критической обработки. Бехтерев писал, что внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с «парадного хода, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику».
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие 1-го человека на 2-го или группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность; это персонифицированное, активное воздействие на другого. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. При внушении идет в основном эмоционально-волевое воздействие. Эффективность внушения определяется следующими фактора- ми:
-
возрастом (дети более внушаемы); -
самочувствием, состоянием – более внушаемы утомленные, ослабленные люди; -
авторитетом суггестора – доверием к источнику информации; -
личностью суггеренда – его индивидуальные свойства, степень устойчивости к внушению; -
сложившимися социальными установками.
Повышенная внушаемость - при определенном состоянии сознания (засыпание, просыпание, дремота, гипнотический сон), у истероидных психопатов, алкоголиков, наркоманов, военных и спортсменов (привычка к повиновению), в условиях неопределенности, экстремальных условиях (опасность), в толпе.
Внушение играет важную роль в жизни общества – в воспитании и образовании, психологической практике, в пропаганде, управлении, торговле, рекламе, медицине и т.п. Внушение в той или иной степени используется в различных психотерапевтических направлениях и методах. Оно также является 1 из самостоятельных методов психотерапевтического лечения. Авторитет врача, обстановка и процесс лечения оказывают на больного суггестивное воздействие. Различают:
-
гетеросуггестию – внушение со стороны другого лица; -
аутосуггестию – самовнушение; -
реальное внушение – вызванное действием, процессом; -
вербальное – с помощью слова, -
прямое внушение – непосредственное (источник поступления информации осознается); -
косвенное внушение – используется промежуточное звено (раздражитель) – эффект плацебо. Сознание больного меньше сопротивляется, поэтому бывает более эффективным, чем прямое.
Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в состоянии гипноза, а также неглубокого естественного и наркотического сна. Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов (особенно истерическом), при алкоголизме, курении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод при лечении детей и лиц с повышенной внушаемостью (техники внушения – стр.40-42, Кондрашенко).
Внушение в состоянии естественного сна. В мозгу есть системы, участвующие в организации сна (сомногенные центры). Они активны во время сна. Выделяется несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон. Соответственно выделяют фазы сна. Фазовые состояния обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, с помощью которых есть возможность поддерживать контакт с внешним миром – это «сторожевые пункты». Через эти центры в определенные фазы можно установить раппорт со спящим человеком с помощью речи (установить и поддерживать контакт). Эффект внушения – высокий. Применяется при лечении фобий, истерии, ночного энуреза, неврозов, алкоголизма.
Плацебо-терапия (от лат. placebo — понравлюсь, удовлетворю) — один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента [1,2,6].
-
Индивидуальна и групповая психотерапия. Семейная психотерапия
Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии.
Индивидуальная психотерапия - Основа психотерапевтического процесса — взаимодействие личности врача и личности больного. Основные задачи: 1) глубокое изучение личности больного; 2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению и сохранению болезненного состояния; 3) достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; 4) помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации; 5) изменение отношений больного, корреляция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия социального функционирования. Показания к применению - Все виды невротических расстройств.
Групповая психотерапия Основное средство взаимодействия — интеракции между участниками групп, включая психотерапевта. Общий принцип — сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т.е. групповой динамики в лечебных целях. Групповая динамика: 1) цели, задачи и нормы группы; 2) структура лидерства в группе; 3) соотношение групповых ролей; 4) сплоченность группы - привлекательность группы для ее членов; 5) групповое напряжение, проявление враждебности и антипатии; 6) актуализация прежнего эмоционального опыта и прошлых стереотипов межличностных отношений во взаимодействии с отдельными членами группы; 7) формирование подгрупп — их отношение к группе и влияние на ее функционирование. Данные факторы являются осью групповой психотерапии. Показания к применению - Все виды невротических расстройств.
Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. Каждое психотерапевтическое направление вносит свою специфику в понимание целей и задач групповой психотерапии.
В рамках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии задачи групповой психотерапии в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом.
1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание): осознание связей «личность - ситуация - болезнь», осознание интерперсонального плана собственной личности и осознание генетического (исторического) ее плана.
2. Эмоциональная сфера:получение эмоциональной поддержки и формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, а также их принятие; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
3. Поведенческая сфера:формирование эффективной саморегуляции на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе.
Таким образом, задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.
-
Арт-терапия, музыкотерапия; библиотерапия;
Арт-терапия — это направление в психотерапии и психологической коррекции, в котором клиент решает свои психологические проблемы через процесс творчества. Важно понимать, что арт-терапия — это не только рисование (или изотерапия), а множество разных видов: драматерапия, библиотерапия, песочная терапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, артлоготерапия, танцедвигательная терапия и т.
Музыкотерапия – как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. История развития музыкотерапии. Психофизиологические аспекты музыкотерапии (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, И.Р.Тарханов). Воздействие мелодичной, ритмичной, энергичной музыки на ЦНС. Возможности использования классической музыки при лечении больных с различными заболеваниями. Активная и пассивная формы музыкотерапии.
Американское (использование музыки как фон) и шведское направления (музыка как медикаментозное средство) музыкотерапии. Цели и специфика применения музыкотерапии в терапевтической практике.
«Полезная» и «вредная» музыка. Сочинение и рисование музыки. Работа с готовыми музыкальными произведениями. Использование музыкальных инструментов для сочинения собственной музыки. Сочинение оперы, работа с фольклором.
«Лечебная музыка», работа с голосом (вокалотерапия). Практическое использование музыкотерапии в индивидуальной и групповой работе.
иблиотерапия, как одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояние клиента.
Библиотерапия («лечение книгой» от греч. biblion – книга и theraрeia – лечение). Виды и направления библиотерапии. Психологические механизмы библиотерапии. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии (диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис). Методика применения библиотерапии. Использование готовых произведений (истории, притчи, сказки, рассказы, анекдоты – как метафорические послания об истинах реального мира, расширяющие мировоззрение и возможности поиска новых ресурсов). Литература с точки зрения библиотерапии (специальная, научно-популярная, философская, биографическая и автобиографическая, классическая и т.д.). Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Сочинение в библиотерапии (техники сочинения в библиотерапии, направленные на диагностику состояния, на развитие креативности и психокоррекцию). Психотерапевтические принципы сочинения сказок, стихов, рассказов, историй.
Применение библиотерапии в групповой работе (совместные сочинения, рассказ по кругу и пр.)
-
Психоаналитическое направление в психотерапи
Психотерапия в психоаналитическом направлении базируется на таких понятиях, как свободные ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление.
Основные положения:
-
подавлением инстинктивных импульсов человека удается избежать болезненных чувств и переживаний; -
подавление в основном направлено на сексуальные мысли и желания, а источником проблем является неправильное психосексуальное развитие; -
неправильное психосексуальное развитие зависит от психотравмирующих конфликтов детства, особенно эдипова комплекса; -
человек не осознает, что у него есть конфликты, сопротивляется их выявлению на уровне подсознания; -
психоаналитическая психотерапия в основном работает с переживаниями биологических инстинктов человека и психической борьбой с ними; -
мыслительные процессы и формы поведения человека не могут быть случайными и являются следствием предыдущих событий. Поскольку невроз появляется в результате конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психоаналитической психотерапии заключается в том, чтобы осознать бессознательное. Необходимо вывести бессознательное на уровень сознания и определить, что необходимо для его удовлетворения.