Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОГИГИЕНЫ. ПОНЯТИЕ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Определение психогигиены как научной отрасли гигиены. Предмет
исследования психогигиены. Задачи психогигиены.
2. Связь психогигиены с другими науками: психиатрией, психологией, патопсихологией, педагогикой
и др.
3.Разделы психогигиены. Методы психогигиены. Перспективы развития
4. Основные понятия «здоровье», «болезнь», «норма», «патология»,
«расстройство».
5.Современное мультидисциплинарное понятие психического
здоровья.
6.Биомедицинская и биопсихосоциальная модели соотношения
здоровья и болезни.
7.Критерии психического здоровья.
8.Предмет и задачи психопрофилактики.
9.Уровни психопрофилактики: первичный, вторичный и третичный. Связь психопрофилактики и психогигиены.
10.История возникновения и развития психогигиены и психопрофилактики.
ТЕМА 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОГИГИЕНА
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
-
Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути (краткая характеристика каждого возрастного периода).-
Психология младенца -
Психология раннего детства -
Психология дошкольника -
Психология младшего школьника -
Психология подростка -
Психология юности -
Психология зрелости -
Психология старости
-
-
Краткая характеристика возрастных кризисов человека. -
Возрастные периодизации -
Психогенные реакции детского и подросткового возраста
ТЕМА 3. ПСИХОГИГИЕНА СЕМЬИ
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Семья как система: определение, функции, жизненный цикл семьи, кризисы.
Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.
Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом. Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи, для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам подготовиться к их появлению и разрешению. Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ в., придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по проблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла.
В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7–8 стадиям.
Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.
В частности, Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).
Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
Вторая стадия.
Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.
Восьмая стадия. Стареющая семья.
Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму этой классификации; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т. д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она ни решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.
Жизненный цикл семьи:
Период знакомства.
1. Зарождение семьи – с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
2. Становление семьи – до включения первого ребенка во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
3. Расцвет семьи – от включения первого ребенка во внешние социальные структуры до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
4. Зрелость семьи – до начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.
5. Реорганизация семьи – до создания последним ребенком собственной семьи.
6. Стареющая семья – супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи до момента смерти одного из супругов.
Период одиночества – с момента смерти одного из супругов до смерти другого.
Каждая семья на определенных стадиях развития с той или иной степенью напряженности проходит периоды кризиса. Наличие кризиса говорит о том, что семейная система переходит на качественно иной уровень, на котором требуются выработать новые модели поведения.
Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т. д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для
другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций.
-
Репродуктивная (рождение потомства) -
Воспитательная (воспитание детей, самореализация родительских чувств) -
Хозяйственно-бытовая (удовлетворение материальных потребностей членов семьи) -
Рекреационная (восстановление физических и интеллектуальных сил) -
Эмоциональная (удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите) -
Духовная (совместное проведение досуга и духовное обогащение) -
Социальная (социальный контроль, социализация и инкультурация) -
Сексуально-эротическая (удовлетворение сексуально-эротических потребностей, легитимизированное нормами общества)
2. Гармонизация семейных отношений. Предупреждение конфликтов в родственных отношениях.
В психологии гармония - согласие, дружественные отношения, единодушие. Гармонизация в браке подразумевает благоприятный психологический климат. Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим, к общественным событиям. Психологический климат – это комплекс психологических условий, которые способствуют или препятствуют сплочению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее членов. Психологический климат – не постоянное понятие. Его создают члены каждой семьи, и именно от их усилий зависит, каким он будет. Умение и желание понимать друг друга, удовлетворять потребность партнера в равноправии, поддерживать представление членов семьи о семейных ролях – вот составляющие психологического климата. Психологический климат неразрывно связан с идейно-нравственными ценностями семьи и является показателем качества межличностных отношений между членами семьи.
Условия гармонизации:
- субъект-субъектный хар-р отношений, взаимная персонализация и эмпатия
Знание индивид. типологических особенностей себя и партнера, общее положительное отношение к его личности, признание его права на индивид-ть и автономность, принятие его (ее) как целостной личности с акцентом на положит. черты.
- выработка чувств семейного мы. Взаимопомощь и поддержка
- Общая ориентация на удовл. потребностей другого, бескорыстная доброжелат-ть и доброта отношений.
(-отдельное жилье от родителей, и совместное проживание с супругов, - не злоупотребление алко. игро- и др. маниями, - личное пространство должно быть у каждого из супругов, - поиск тем общения, общих интересов).
-
является также открытость семьи, а именно – доброжелательные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми. -
ощущение у членов семьи психологического комфорта, надежности, защищенности, удовольствие от общения друг с другом. -
Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение приобретает не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиям -
Духовная совместимость-это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов и трудовых устремлений людей. -
единство познавательных интересов, близкий уровень образования, стиль мышления. -
Психологическая совместимость – это совместимость темпераментов, характеров, эмоционально-волевых особенностей людей. Например: экстраверт постоянно стремится к общению, обмену мнениями, новых знакомств, но этого совершенно не понимает интроверт, который стремится уединения и чувствует себя неловко в новом обществе. Психологическая совместимость брачных партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей. Она тоже существенно зависит от взаимного уважения, симпатии, дружбы, любви, от единства взглядов и представлений. психологическая совместимость включает в себя способность к психологической адаптации. Если говорим о взаимопонимании в повседневной жизни, то мало тождественно чувствовать, надо, чтобы совпадали способы выражения этих чувств -
Важной особенностью является способность своей реакцией продолжать реакцию партнера, чувствуя ее и развивая. Именно неумение почувствовать и отреагировать на эмоциональное состояние партнера является одной из самых распространенных проблем в браке. -
Сезонные циклы. Весной и летом преобладают светлые и теплые романтические чувства и настроения и, соответственно, гораздо легче создавать в семье доброжелательный настрой. Но зимой и осенью обычно недостатки становятся рельефнее и заметными. В настоящее время намного сложнее сдерживать свои негативные, пессимистические настроения. Вот и семейные проблемы! Значительное влияние на жизнедеятельность супруги имеют месячный цикл женщины. -
Еще одним важным фактором сосуществования в браке является восприятие партнерами времени. Примерно три раза в день наступает смена настроения и физических сил. И часто у супругов она не синхронизируется. Умение “подстроиться” друг к другу, тоже определяет благоприятность микроклимата в семье.