Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают три основных пути развития и преодоления семейных конфликтов.

Во-первых, обострение конфликтной ситуации, ее деструктивная динамика, приводящая к разрушению брака. Во-вторых, перманентное, текущее состояние семейного конфликта. В-третьих, успешное, конструктивное преодоление конфликтной ситуации - стратегия «выигрыш/выигрыш» как полностью этичная и одновременно эффективная.

В свою очередь при разрешении семейных конфликтов необходимо стремиться к реализации схемы «выигрыш-выигрыш». В семейных отношениях не должно быть проигравших сторон.

X. Корнелиус и Ш. Фэйр определили 4 последовательных шага по реализации этой схемы при разрешении семейных конфликтов 1-й шаг - установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны; 2-й шаг - узнать, в чем разногласия компенсируют друг друга; 3-й шаг - разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяюшие потребности каждого; 4-й шаг - сделать это вместе, явно показывая, что конфликтующие - партнеры, а не противники.

Выделяют следующие виды психологической помощи при разрешении семейных конфликтов: - Самопомощь; - Специализированная помощь семье; - Совместная семейная помощь.

одно из важнейших условий успешного завершения конфликта любящих супругов - не стремиться к победе любой ценой. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина на нем не лежала. Нужно быть способным честно спросить у самою себя, а главное, честно ответить себе, что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять не уместный максимализм и категоричность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других -родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи. Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по своему»,

Следует выделить наиболее типичные методы разрешения семейных конфликтов: - объяснение (спокойный разговор о создавшейся ситуации в корректной форме с выяснением причин проблем и путей их преодоления); - всякое воздержание от конфликтных ситуаций; - сглаживание (позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений); - адекватное реагирование на любую семейную проблему с одновременной тенденцией учиться на чужих ошибках; - интуитивная (не систематическая) взаимная уступка (уступчивость супругов в сложных и простых ситуациях семейной жизни).


3. Факторы риска в семейных отношениях. Общие рекомендации по гармонизации семейных отношений



Условия гармонизации:

субъект-субъектный хар-р отношений, взаимная персонализация и эмпатия

Знание индивид. типологических особенностей себя и партнера, общее положительное отношение к его личности, признание его права на индивид-ть и автономность, принятие его (ее) как целостной личности с акцентом на положит. черты.

- выработка чувств семейного мы. Взаимопомощь и поддержка

- Общая ориентация на удовл. потребностей другого, бескорыстная доброжелат-ть и доброта отношений.

(-отдельное жилье от родителей, и совместное проживание с супругов, - не злоупотребление алко. игро- и др. маниями, - личное пространство должно быть у каждого из супругов, - поиск тем общения, общих интересов).

  • является также открытость семьи, а именно – доброжелательные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми.

  • ощущение у членов семьи психологического комфорта, надежности, защищенности, удовольствие от общения друг с другом.

  • Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение приобретает не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиям

  • Духовная совместимость-это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов и трудовых устремлений людей.

  • единство познавательных интересов, близкий уровень образования, стиль мышления.

  • Психологическая совместимость – это совместимость темпераментов, характеров, эмоционально-волевых особенностей людей. Например: экстраверт постоянно стремится к общению, обмену мнениями, новых знакомств, но этого совершенно не понимает интроверт, который стремится уединения и чувствует себя неловко в новом обществе. Психологическая совместимость брачных партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей. Она тоже существенно зависит от взаимного уважения, симпатии, дружбы, любви, от единства взглядов и представлений. психологическая совместимость включает в себя способность к психологической адаптации. Если говорим о взаимопонимании в повседневной жизни, то мало тождественно чувствовать, надо, чтобы совпадали способы выражения этих чувств

  • Важной особенностью является способность своей реакцией продолжать реакцию партнера, чувствуя ее и развивая. Именно неумение почувствовать и отреагировать на эмоциональное состояние партнера является одной из самых распространенных проблем в браке.

  • Сезонные циклы. Весной и летом преобладают светлые и теплые романтические чувства и настроения и, соответственно, гораздо легче создавать в семье доброжелательный настрой. Но зимой и осенью обычно недостатки становятся рельефнее и заметными. В настоящее время намного сложнее сдерживать свои негативные, пессимистические настроения. Вот и семейные проблемы! Значительное влияние на жизнедеятельность супруги имеют месячный цикл женщины.

  •  Еще одним важным фактором сосуществования в браке является восприятие партнерами времени. Примерно три раза в день наступает смена настроения и физических сил. И часто у супругов она не синхронизируется. Умение “подстроиться” друг к другу, тоже определяет благоприятность микроклимата в семье.




  1. Психогигиена интимной жизни. Беременности и материнства.

В учебнике


  1. Детско-родительские отношения и болезнь. Гармонизация детско-родительских отношений



  1. Факторы риска невротических расстройств у детей. Эмоциональный контакт родителей и детей как протективный фактор


7. Агрессивное поведение ребенка. Психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера. Снижение риска депрессии у подростков.

8. Измена. Развод. Влияние разводов на семью и родственные отношения

9. Профилактика зависимого поведения в семье. Природа зависимого поведения

8.1. Профилактика зависимости у подростков

8.2. Поддержка в прерывании зависимости

8.3. Семейные факторы риска наркомании и алкоголизма

8.4. Созависимость

8.5. Влюбленность с чертами зависимости

10.Практика психологической помощи семье.
ТЕМА 4. ПСИХОГИГИЕНА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Задачи и принципы психогигиены в школе

2. Диагностика психического состояния школьников.

3.Организация жизни ребёнка.

4. Психологические методы воздействия на ребенка; внушение, убеждение, эмоцинальное заражение и т.д.

5. Способы саморегуляци в школе

6. Игра как средство психогигиены.

7. Диагностика психологического климата в классе. Моббинг.

8. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста.

8.1.  Умственная отсталость.

8.2.  Общие расстройства развития (психозы детского возраста)

8.3.  Специфические расстройства развития (расстройства развития речи, расстройства чтения, счета, других школьных навыков). Расстройства развития двигательных функций.

8.4.  Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (гиперкинетические расстройства, расстройства поведения, тревожные расстройства, фобические расстройства, тикозные расстройства, неорганический энурез, заикание

9. Роль педагога на формирования личности школьника. Типы педагогов.

10. Значение психолого-педагогической службы в образовании.


ТЕМА 5. ПСИХОГИГИЕНА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННОГО ТРДА СТУДЕНТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Общие сведения о познавательных психических процессах.

1.1. психогигиена ощущений и восприятия

психогигиена памяти,

1.2. психогигиена внимания,

1.3. психогигиена мышления,

1.4. психогигиена воображения,

1.5. психогигиена речи

2. Способы совершенствования познавательных психических процессов.

3.Психофизиологические особенности учебной деятельности студента
4.Общие закономерности изменения физиологических и психологических проявлений умственной работоспособности и утомления в процессе обучения (дня, недели, по семестрам, за учебный год) 

5.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

6. Заболевания, связанные с несоблюдением гигиенических норм и правил организация труда студентов.

7. Организация рабочего места. Режим дня. Физические нагрузки.

8. Самооценка и самоконтроль психического состояния и состояния здоровья.
ТЕМА 6. ПСИХОГИГИЕНА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Психогигиена физического и умственного труда. Профилактика утомления.

2.Создание рабочего место в психогигиеническом плане. Психопрофилактика в ситуациях социальной фрустрированности, интеллектуально и эмоционально напряжённой профессиональной деятельности.

3.Психопрофилактические аспекты труда.

4.Меры, уменьшающие эмоциональные, интеллектуальные перегрузки, снижающие вероятность и силу социальной фрустрированности во время реализации трудовой

деятельности.

5. Психогигиена труда медицинских работников. Роль психотравмирующих факторов трудовой деятельности врачей

6. Психическая адаптация к труду и к бытовым ситуациям социального взаимодействия. Основные неблагоприятные факторы труда медицинских работников, их влияние на здоровье данной категории лиц, основные направления психопрофилактики труда врачей.

7.Профессиональная деформация личности. .Профессиональной деформации в мотивационной сфере.

8.Проявление профессиональной деформации в познавательной сфере. Профессиональная

деформация личностных характеристик
ТЕМА 7. ПСИХОГИГИЕНА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:


1.Понятие и общие характеристики общения. Отличие деловой и межличностной коммуникации.

В психологии понятие "общение" конкретизируется и определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения
В процессе общения между людьми, складывается некая общность, зачастую неосознаваемая, на основе совпадения целей, задач, интересов, ценностей. Если такая общность отсутствует, то нет и общения в собственном смысле слова. 
Основные характеристики общения

  • передача (от человека к человеку) информации;

  • восприятие друг друга;

  • взаимооценка партнерами друг друга;

  • взаимовлияние партнеров;

  • взаимодействие партнеров;

  • управление групповой или массовой деятельностью и т. д.



2.Модели коммуникации и личностные качества, необходимые для

успешного общения. Виды слушания.

Линейные модели СК

Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).

Одна из наиболее известных в мире моделей социальной коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Будучи жуналистом, он практически отождествляет социальную коммуникацию с массовой. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе через достижение «понимания и соглашения». Поскольку в истории человечества эти цели достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения информации внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, является донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит следующим образом.

Она включает 5 элементов: 1)коммуникатор;2) информация; 3) канал; 4)аудитория; 5) эффективность. «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?»

Коммуникатор тот, кто передает информацию. Эффективность коммуникации зависит от таких характеристик коммуникатора, как возраст, профессия, пол, внешность, интонация, мимика, речь, уровень квалификации, честность, искренность, уважение к аудитории и т.д. Важнейшими характеристиками коммуникатора являются: кредитность, привлекательность и сходство с аудиторией.