Файл: Ртф базовая кафедра Аналитика больших данных и методы видеоанализа допустить к защите перед гэк зав кафедрой Гайнанов Д. Н. 07 июня 2021 г. Выпускная квалификационная работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт радиоэлектроники и информационных технологий - РТФ
Базовая кафедра «Аналитика больших данных и методы видеоанализа»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ ПЕРЕД ГЭК
Зав. кафедрой Гайнанов Д.Н.
«07» июня 2021 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
«Исследование цифровых бизнес-экосистем как подхода к построению структуры компании и разработка концепции экосистемы
«Sundesire Media Worx»
Научный руководитель: Тарасьев А. М. профессор, д.ф.-м.н., с.н.с
Научный руководитель: Тарасьев А. А. старший преподаватель, к.э.н.
Нормоконтролер: Медведева М. A. доцент, к.ф.-м.н., доцент
Студент группы РИМ-291230 Воробьев Я. В.
Екатеринбург
2021

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт радиоэлектроники и информационных технологий - РТФ
Базовая кафедра «Аналитика больших данных и методы видеоанализа»
Направление подготовки 09.04.03 Прикладная информатика
Образовательная программа IT инновации в бизнесе
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой Гайнанов Д.Н.
_________________
«25» февраля 2021 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
студента
Воробьев Ярослав Вадимович
группы РИМ-291230
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема ВКР __«Исследование цифровых бизнес-экосистем как подхода к построению структуры компании и разработка концепции экосистемы «Sundesire Media Worx»
Утверждена распоряжением по институту № 33.02-05/209 от 21.12.2020
2. Руководитель Тарасьев Александр Михайлович, профессор, д.ф.-м.н., с.н.с.,
Тарасьев Александр Александрович, старший преподаватель, к.э.н.
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)
3. Исходные данные к работе
нормативные акты, стандарты и политики деятельности компании, статистические показатели деятельности предприятия, результаты собственного исследования деятельности предприятия, литературные источники
4 Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы создания и развития бизнес-экосистем
Глава 2. Исследование эффективности применения экосистемного подхода в работе
интернет-компаний
Глава 3. Разработка концепции экосистемы «Sundesire Media Worx»
Заключение
Список использованных источников
5. Перечень демонстрационных материалов Презентация, выполненная в MS PowerPoint


6. Консультанты по проекту (работе) с указанием относящихся к ним разделов*
Раздел
Консультант
Подпись, дата задание выдал задание принял
7. Календарный план
№ п/п
Наименование этапов выполнения работы
Срок выполнения этапов работы
Отметка о выполнении
1.
Введение, заключение
27.04.2021-16.05.2021 2.
1 глава
27.04.2021-16.05.2021 3.
2 глава
27.04.2021-16.05.2021 4.
3 глава
27.04.2021-16.05.2021 5.
Нормоконтроль до 21.05.2021 6.
ВКР в целом до 01.06.2021
Руководитель _________________________ Тарасьев Александр Михайлович
(подпись)
(Ф.И.О.)
Руководитель _________________________ Тарасьев Александр Александрович
(подпись)
(Ф.И.О.)
Задание принял к исполнению _______________________________________
(подпись)
8. Выпускная квалификационная работа закончена 1 июня 2021 г.
Пояснительная записка и все материалы просмотрены
Оценка консультантов: * а) ____________________ б) ____________________ в) ____________________ г) ____________________
Считаю возможным допустить Воробьева Ярослава Вадимовича защите его выпускной квалификационной работы в экзаменационной комиссии.
Руководитель _______________________
(подпись)
Руководитель _______________________
(подпись)
9. Допустить Воробьев Ярослава Вадимовича к защите выпускной квалификационной работы в экзаменационной комиссии (протокол заседания кафедры №5 от «07» июня 2021 г.).
Зав. кафедрой __________________ Гайнанов Д.Н.
(подпись) (Ф.И.О.)
* - при наличии разделов, требующих привлечения консультантов

РЕФЕРАТ
Тема магистерской диссертации:
«Исследование цифровых бизнес-экосистем как подхода к построению структуры компании и разработка концепции экосистемы
«Sundesire Media Worx»
Магистерская диссертация выполнена на 127 страницах, содержит 22 таблицы, 55 рисунков, 61
использованный источник.
Актуальность темы обусловлена потребностью решения проблемы компании «Sundesire Media Worx» – медленного роста количества новых клиентов, для решений которой предлагается разработка бизнес-экосистемы – явления, набирающего популярность в настоящее время, и составляется её концепция.
Цель работы: разработка концепции экосистемы «Sundesire Media Worx», при реализации которой возможны ускорение роста количества новых клиентов сервиса и сохранение их в компании.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить и построить полную архитектуру исследуемого предприятия;
– выявить возможную причину медленного роста количества клиентов;
– рассмотреть возможные способы решения проблемы и выбрать один;
– предложить и использовать подход к построению экосистемы компании;
– провести планирование разработки проекта, выявить его задачи, календарный график, определить ресурсы;


– провести анализ крупнейших представителей цифровых бизнес- экосистем;
– по результатам анализа выявить свойства экосистем, классификацию, преимущества и недостатки элементов, по которым она строится;
– провести обзор существующих сервисов музыкальной дистрибуции, проверить наличие экосистем в таких компаниях;
– по результатам обзора оставить список сервисов, потенциально востребованных у музыкантов;
– определить преимущества и недостатки каждого из возможных сервисов, выбрать первоочередные сервисы для разработки их концепций в соответствии с возможностями компаниями и требованиями руководства;
– определить способы объединения сервисов в экосистеме, разработать дизайнерские решения каждого из них, построить необходимые схемы для понимания положения компании на рынке до и после создания экосистемы;
– привести экономическое обоснование внедрения проектного решения.
Объектом исследования являются цифровые бизнес-экосистемы.
Предмет исследования – экосистема сервиса музыкальной дистрибуции
«Sundesire Media Worx».
«Sundesire Media Worx» – сервис музыкальной дистрибуции. С помощью него артисты рассылают свои произведения по музыкальным интернет- магазинам и площадкам и получают вознаграждения за их продажи и стриминг.
Научная новизна состоит в том, что было проанализировано использование бизнес-экосистем крупнейшими представителями данного подхода, на основе анализа были предложены классификация цифровых бизнес-экосистем по четырём параметрам, общие свойства таких систем, общий
подход по разработке экосистемы компании; на его основе предложена концепция экосистемы «Sundesire Media Worx», реализация которого может сделать данный сервис уникальным на российском музыкальном рынке ввиду отсутствия на нём других представителей экосистемного подхода.
Практическая значимость заключается в том, что данный подход можно использовать при создании экосистем руководителями других компаний, используя в том числе предложенные классификацию и свойства.
Экономическая эффективность проекта заключается в том, что разработка бизнес-экосистемы согласно предложенной концепции позволяет окупить его через 12 месяцев с начала эксплуатации, расширить аудиторию и способы привлечения новых клиентов и, соответственно, увеличить доходы и после первого года использования.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И
РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ ................................................................ 6 1.1 Понятие и история концепции бизнес-экосистемы .................................... 6 1.2 Классификация и свойства цифровых бизнес-экосистем и подход к их построению ........................................................................................................... 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 .................................................................................... 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ .. 23 2.1 Обзор существующих примеров применения экосистемного подхода в
России .................................................................................................................. 23 2.2 Анализ использования экосистемного подхода на примере ООО «Яндекс»
.............................................................................................................................. 26 2.3 Обзор применения экосистемного подхода среди сервисов музыкальной цифровой дистрибуции ..................................................................................... 31 2.4 Обоснование выбора экосистемного подхода для реализации в компании
«Sundesire Media Worx» ..................................................................................... 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 .................................................................................... 72
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОСИСТЕМЫ «sUNDESIRE
MEDIA WORX» ................................................................................................. 74 3.1 Планирование проекта разработки экосистемы «Sundesire Media Worx»74 3.2 Выбор услуг и сервисов для экосистемы «Sundesire Media Worx» ........ 82 3.3 Разработка концепции элементов экосистемы ......................................... 89 3.4 Разработка концепции объединения сервисов в экосистему ................ 107 3.5 Экономическое обоснование проектного решения ................................ 111
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 .................................................................................. 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................ 125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...................................... 128


2
ВВЕДЕНИЕ
С развитием интернет-технологий, а также с ростом числа пользователей всемирной сети, появляется всё большее количество онлайн-сервисов.
Компании стараются предлагать своим клиентам максимально удобное взаимодействие с услугами, упрощая и улучшая интерфейс, делая работу с ними наиболее быстрой и понятной, оказывая своевременную поддержку и организуя обратную связь. Развитие компаний и повышение запросов пользователей к качеству обслуживания привело к появлению цифровых бизнес-экосистем – объединений сервисов, предполагающих удобное и в некоторых случаях более выгодное пользование всеми или несколькими услугами такой системы.
Впервые термин «бизнес-экосистема» был использован американским ученым Джеймсом Муром в 1993 году, и с тех пор многие исследователи как российские, так и иностранные, стараются развить и дополнить данное понятие
[1].
Поскольку оно было создано за некоторое время до всемирного распространения интернета, Мур не мог предположить, во что может развиться предложенный им термин через 20-30 лет. Из данного им определения следует, что он представлял бизнес-экосистему как экономическое сообщество, состоящее из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц. В состав экосистем предприятий входят их товары и услуги, потребители, поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны [1]. В настоящее время всё чаще под экосистемой понимается более узкое понятие – лишь совокупность предлагаемых компаниями товаров и услуг, без непосредственного учета внешних контактов – конкурентов, поставщиков и производителей.
В наши дни к представителям экосистемного подхода в России относятся
«Яндекс», «Сбер», «Mail.ru», «Тинькофф» и «МТС». Первые три из них строят системы, объединяющие под одним брендом множество продуктов и сервисов,

3 различных по функциям и направлениям [2][3][4]. «Тинькофф» и «МТС» же работают преимущественно по конкретным сферам услуг [5][6].
Одно из преимуществ экосистемного подхода – возможность быстрого роста аудиторий новых сервисов [7]. Охватывая множество различных услуг и осуществляя деятельность под одним брендом, компании повышают свою узнаваемость и увеличивают количество возможных путей, по которым к ним могут прийти новые пользователи; избавляя пользователя от необходимости повторной регистрации на каждом новом сервисе, компании повышают вероятность, что он посетит другие, помимо того, на который попал изначально.
Актуальность темы данного исследования обусловлена потребностью решения проблемы компании «Sundesire Media Worx» – медленного роста количества новых клиентов, способом решения которого может стать разработка цифровой экосистемы компании – подхода, набирающего популярность в наше время.
«Sundesire Media Worx» – сервис музыкальной дистрибуции [8]. С помощью него артисты рассылают свои произведения по музыкальным интернет-магазинам и площадкам и получают вознаграждения за их продажи и стриминг.
Цель работы – разработка концепции, при реализации которой возможны ускорение роста количества новых клиентов «Sundesire Media Worx» и сохранение их в компании.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– изучить и построить полную архитектуру исследуемого предприятия;
– выявить возможную причину медленного роста количества клиентов;


4
– рассмотреть возможные способы решения проблемы и выбрать один;
– предложить и использовать подход к построению экосистемы компании;
– провести планирование разработки проекта, выявить его задачи, календарный график, определить ресурсы;
– провести анализ крупнейших представителей цифровых бизнес- экосистем;
– по результатам анализа выявить свойства экосистем, классификацию, преимущества и недостатки элементов, по которым она строится;
– провести обзор существующих сервисов музыкальной дистрибуции, проверить наличие экосистем в таких компаниях;
– по результатам обзора оставить список сервисов, потенциально востребованных у музыкантов;
– определить преимущества и недостатки каждого из возможных сервисов, выбрать первоочередные сервисы для разработки их концепций в соответствии с возможностями компаниями и требованиями руководства;
– определить способы объединения сервисов в экосистеме, разработать дизайнерские решения каждого из них, построить необходимые схемы для понимания положения компании на рынке до и после создания экосистемы;
– привести экономическое обоснование внедрения проектного решения.
Объектом исследования являются цифровые бизнес-экосистемы.
Предмет исследования – экосистема сервиса музыкальной дистрибуции
«Sundesire Media Worx».

5
В процессе данной работы были использованы следующие программные средства:
– MS Word;
– MS Excel;
– MS Visio;
– MS Project;
– Adobe Photoshop CS6;
– MySQL Workbench.
Практическая значимость исследования заключается в разработке концепции экосистемы компании, воплощение которой позволит ускорить рост количества новых клиентов, а предложенный подход по построению экосистемы можно применить в любой компании, рассматривающей вариант создания такой системы.
Информационно-эмпирической базой данного исследования являются стандарты и политики деятельности компании, статистические показатели деятельности компании, а также результаты собственного исследования деятельности
«Sundesire
Media
Worx», компаний-представителей экосистемного подхода в России и компаний-конкурентов в России и в мире.
Магистерская диссертация включает в себя введение, заключение, список использованных источников и три главы:
1. Теоретико-методологические основы создания и развития бизнес- экосистем.
2. Исследование эффективности применения экосистемного подхода в работе интернет-компаний.
3. Разработка концепции экосистемы «Sundesire Media Worx».