Файл: Изучить понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и особенности социальной и психологической защиты несовершеннолетних

1.1 Понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних

1.2 Особенности социально-психологической защиты несовершеннолетних

Глава 2. Социально-психологическая защита несовершеннолетних на примере Территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних

2.1 Общая характеристика Территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних

2.2 Особенности социально-психологической защиты несовершеннолетних в Территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних

Глава 3. Проблемы и перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних

3.1 Проблемы социально-психологической защиты несовершеннолетних

3.2 Перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних

Заключение

Список литературы



дополнительная имущественная ответственность законных представителей в случае причинения имущественного вреда, не дают оснований законодательно запретить несовершеннолетнему заниматься и руководить бизнесом [2].

По итогам исследования способов приобретения дееспособности несовершеннолетних целесообразно сделать вывод о том, что законодатель преждевременно предусмотрел возможность заниматься предпринимательской деятельностью лицами в возрасте от 14 до 18 лет.

Во-первых, поскольку интеллектуальной степени развития ребенка для ведения успешного бизнеса может быть недостаточно, необходимо пересмотреть минимальный возраст, с которого несовершеннолетнему позволительно заниматься предпринимательской деятельностью. Во-вторых, это правомочие может повлечь ряд серьезных проблем и последствий, которые негативным образом могут повлиять на дальнейшее развитие подростка.

В-третьих, достаточно рискованно заключать сделки с несовершеннолетним, что является еще одной причиной затруднительного и осложненного процесса успешной предпринимательской деятельности несовершеннолетнего.

В целях преодоления указанных препятствий, представляется целесообразным включить в действующее законодательство, помимо имеющихся оснований для признания несовершеннолетнего лица дееспособным, еще и требования к уровню развития психической интеллектуальной зрелости, достаточной для жизнедеятельности в мире взрослых, которая давала бы основания для самостоятельного принятия решений, реального адекватного отношения и восприятия действительности, своих действий и руководства ими [5].

Дискуссионными также являются вопросы касательно реализации новелл гражданского законодательства о ведении и открытии номинальных счетов, где в качестве бенефициаров выступают дети. Поскольку на такие счета должны зачисляться алиментные средства, пособия, пенсии и иные средства содержания, как представляется, банковские операции должны осуществляться под контролем органов опеки и попечительства, Пенсионного фонда, органов социальной защиты, что требует соответствующего внесения дополнений в законодательство в целях реализации законодательных дополнений в ст. 37 ГК РФ, вступивших в силу с 01.07.2014 г. В частности, в отношении целевых средств на содержание ребенка целесообразно предусмотреть обязанность банка предоставлять отчет по зачислению и расходованию средств органам опеки и попечительства.


Самой актуальной проблемой действующего законодательства на протяжении ряда лет остается реализация обязанности законных представителей на содержание своих детей и подопечных, определение пределов алиментов родителей, а также вопросы жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Пути решения данной проблемы лежат на уровне федерального законодательства в плоскости установления единых оснований для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Так, в соответствии с ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, данные вопросы решаются по-разному, что обусловлено спецификой законодательства субъектов, что в конечном итоге может затруднить получение нуждающимся лицом жилого помещения, например в связи с переездом в другой субъект.

Таким образом, защита прав несовершеннолетних является приоритетной и неотъемлемой частью политики нашего государства. Чтобы обеспечить должную и всестороннюю реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних, необходимо не только создать отлаженную систему государственных органов и служащих, призванных решать эти задачи, но и усовершенствовать правовой механизм реализации прав несовершеннолетних.

Это требует комплексного подхода в преодолении коллизий уголовного, административного, гражданского, семейного, жилищного законодательства.

Большинство учёных, занимающихся вопросами защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, приходят к выводу о несовершенстве нормативно-правового регулирования в области защиты прав данной категории граждан, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы как для науки, так и для практики. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, закрепляет принцип, по которому ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь [6].

В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено уважение и обеспечение права каждого ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств [13].

В соответствии c Конституцией РФ прямой обязанностью государства является охрана, защита материнства, детства, семьи. Указанные принципы являются основой для создания системы защиты прав и интересов несовершеннолетних. Специфика механизма защиты несовершеннолетних граждан состоит в том, что ребёнок, будучи личностью, субъектом целого ряда общественных отношений, носителем прав и обязанностей, не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы.



Для этой цели государство создаёт целую систему, состоящую их органов и должностных лиц, которые стоят на страже интересов ребёнка. Проблеме обеспечения прав и гарантий ребёнка, созданию действенного механизма защиты в настоящее время уделяется большое внимание в науке и практике, так как ребёнок — это будущее поколение, залог политического и экономического процветания страны.

Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних представляет собой систему правовых институтов, методов, обеспечивающих предупреждение и пресечение правонарушений, а также эффективную защиту и восстановление нарушенных прав ребёнка.

В этой связи можно согласиться с мнением В. И. Абрамова, который считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой «систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав». [1, с. 31] Социальные средства подразумевают социальную защиту, состоящую из экономических, организационных, правовых мер, гарантированных государством и обеспечивающих несовершеннолетним гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Правовая защита, реализуемая в рамках социальной защиты, выражается в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних юридическими средствами.

Правовая защита реализуется посредством двух механизмов защиты несовершеннолетних граждан: нормативного и правоприменительного. Нормативный механизм заключается в ратификации конвенций, подписании международных договоров, создание национальной правовой базы в сфере наделения несовершеннолетних рядом прав и гарантий, обеспечения их защиты в различных областях, то в соответствии с и. 2 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. и вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 г. [13], государство обязуется, посредством принятия законодательных и административных мер, обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, включая закрепление прав и обязанностей его родителей, опекунов или попечителей.

Целью Декларации прав ребенка, принятой в 1959 г., является обеспечение детям счастливого детства и наделение их правами и гарантиями, а добровольные общественные организации, местные власти и национальные правительства должны признавать и соблюдать эти права путем установления законодательных и других мер [6].

В национальном законодательстве принят целый ряд важнейших нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав и свобод ребёнка: ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [20], ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» [21], ФЗ РФ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» [22], ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [23] и др.


Законодателем определена система органов защите несовершеннолетних, в нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). В соответствии с действующим российским законодательством полномочиями по защите ребёнка наделены как органы государственной и муниципальной власти и общественно-государственные.

В настоящее время в области защиты прав несовершеннолетних возросла роль прокуратуры как независимого надзорного органа, осуществляющего не только реагирование совершённые нарушения прав детей, но и непосредственное наблюдение за законностью, недопущении ущемления правового статуса ребенка, а также на предупреждении нарушений прав детей в различных социальных сферах [12, с. 3–6].

Таким образом, механизм защиты несовершеннолетних в России, включает в себя следующие элементы:

− социальный (обеспечение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительной работы, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение; создание учреждений для отдыха и оздоровления детей; реализация прав на занятость и трудоустройство, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости, включая мероприятия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних, реализацию государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время; меры по защите прав несовершеннолетних граждан в сфере образования (создания общественных организаций обучающихся; развитие института школьной медиации и психологической помощи несовершеннолетним);


− информационный (включает в себя меры по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, защите от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию);

− экономический (защиту прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности, осуществляемая путем социальной реабилитации, процедур с учетом обеспечения приоритета материального и социального благополучия ребенка, особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего и членов его семьи). В реализации рассмотренного правозащитного механизма несовершеннолетних в России имеется ряд проблем.

Во-первых, совершенствованию правового регулирования механизма защиты несовершеннолетних препятствует отсутствие как такового междисциплинарного взаимодействия. В большинстве отраслей российского права сложились свои подходы относительно реализации прав и гарантий несовершеннолетних, содержания правоотношений в области защиты прав несовершеннолетних.

Во-вторых, отсутствие взаимодействия между государственными, негосударственными и общественными органными в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних (органы социальной защиты населения, управления образованием, опеки и попечительства, органы по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел и т. д.). На практике представляется затруднительным распределение между органами различных уровней (федеральном, региональном и муниципальном) полномочий и компетенции, исключив их одновременное дублирование.

Так же затруднительно привлечение к ответственности отдельных должностных лиц за бездействие в отношении защиты прав и интересов несовершеннолетних. Перечисленные выше проблемы позволяют констатировать необходимость совершенствования правозащитного механизма несовершеннолетних.

В последнее время в некоторых субъектах РФ также появился институт уполномоченного по правам ребенка. Вопрос о роли Уполномоченного по правам ребёнка в системе защиты прав и свобод широко обсуждается в научной литературе [7, с. 24–26; 8, с. 589–591; 10, с. 117–121].

Цель данного института — обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод ребёнка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Для иных государственно-правовых институтов, также входящих в систему защиты основных прав и свобод, этот вид деятельности является лишь одним из направлений их функционирования.