Файл: Изучить понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности социальной и психологической защиты несовершеннолетних
1.1 Понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних
1.2 Особенности социально-психологической защиты несовершеннолетних
Глава 3. Проблемы и перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних
3.1 Проблемы социально-психологической защиты несовершеннолетних
3.2 Перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних
Содержание
Введение
Во многих нормативно-правовых актах как международного, так и внутригосударственного характера отмечается, что ребенок, являясь в силу своего возраста, физического и психического развития, в большей степени подверженным различного рада давлениям, нуждается в постоянной заботе, а также охране своих прав, свобод, а также законных интересов. Притом данная защита начинается не с момента его рождения, как многие полагают, а еще до его рождения, при нахождении в утробе матери.
В Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 56, а также п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ), защита прав, свобод, и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь его родителями. Однако, к большому сожалению, многочисленные выявленные факты нарушения прав детей дают основание полагать, что далеко не все родители осуществляют требуемую заботу, внимание и воспитание.
На основании п. 2 ст. 56 СК РФ, у несовершеннолетних детей имеется право на защиту от злоупотреблений, исходящих от их же собственных родителей, а в некоторых установленных законом случаях, от лиц, которые их заменяют. В случае неисполнения, ненадлежащего исполнения, или же злоупотребления одним из родителей, или обоими родителями возложенных на них государством обязанностей по воспитанию, обучению, социализации, а также удовлетворению интересов ребенка, последний может самостоятельно обратиться в соответствующие территориальные органы опеки и попечительства за защитой. Помимо прочего, по достижению несовершеннолетним возраста 14 лет, он вправе обратиться в суд.
Задачи:
- изучить понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних;
- проанализировать особенности социально-психологической защиты несовершеннолетних;
- рассмотреть общую характеристику Территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних;
- изучить особенности Территориальной комиссии Чкаловского района г. Екатеринбурга по делам несовершеннолетних;
- проанализировать проблемы социально-психологической защиты несовершеннолетних;
- проанализировать перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и особенности социальной и психологической защиты несовершеннолетних
1.1 Понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних
Подростковый возраст-это возраст быстрых физических, когнитивных и социальных изменений, которые вызывают дисбаланс во всей психической структуре личности подростка. Более того, такой дисбаланс является настолько неотъемлемой и нормативной чертой исследуемого возраста, что его полное отсутствие можно считать признаком патологии.
В своей знаменитой книге "Психология механизмов самозащиты" А. Фрейд писал, что объективная опасность и депривация побуждают человека быть активным, в то время как объективная безопасность и изобилие способствуют бездействию и делают человека неспособным адаптироваться [13]. Иными словами, именно в отклонениях от привычного психического состояния индивида закладывается причина такой мобилизации, которая способна обеспечить полноценное и эффективное развитие индивида.
Достижение такого состояния связано со специально заложенными в личности способностями, способствующими нейтрализации различных личностных трудностей, называемых психологической защитой. В самом общем виде это система регуляторных механизмов, направленных на устранение или минимизацию негативных, травматических переживаний, связанных с внутренними конфликтами, состояниями психического напряжения вообще, тревоги и дискомфорта в частности [2; 4; 5; 9; 12].
Согласно современной психоаналитической традиции, психологическая защита - это глобальный, естественный, здоровый, адаптивный способ достижения комфорта, который актуализируется на протяжении всей жизни человека в любых случаях нарушения психического равновесия [7]. В то же время увеличение количества травматических воздействий еще больше способствует интенсификации механизмов психологической защиты. В частности, такая закономерность наблюдается в подростковом возрасте.
Половое созревание-это легко идентифицируемое начало подросткового возраста, отмеченное резким ускорением физического развития и полового созревания. В то же время — это не просто совокупность соматических изменений, а общая, системная перестройка личности, включающая изменения на разных уровнях личности. Таким образом, физиологический дискомфорт способствует возникновению психического напряжения. В то же время, несмотря на то, что разница во времени вступления в подростковый возраст, осмысленно выраженная в наличии или отсутствии явного пубертатного скачка, теоретически предполагает наличие различных проявлений психического напряжения, чаще всего, по мнению Э. Берна, оно выражается в чувстве тревоги и подавленности. "Это чувство возникает из потребности восстановить равновесие и каким-то образом снять напряжение" [9, С. 585].
Появление чувства тревоги является сигналом, который воспринимается как необходимость обновления системы психологических защит, которая, сохраняя силу психического напряжения на уровне необходимой интенсивности, способствует эффективному функционированию личности.
Подводя итог, следует сказать, что психологическая защита является своеобразным фильтром, отбирающим значимые и несущественные для индивида события, поскольку чем выше интенсивность психологической защиты, тем сильнее травматическое воздействие события на индивида, т. е. выше его значимость. По нашим данным, периоды интенсивных и значительных личностных изменений у девочек и мальчиков могут перекрываться, но не совпадать. Для первых это период 12-13 лет, а для вторых-13-14 лет. Имея представление об особенностях функционирования личности в эти периоды жизни, можно прогнозировать появление тех или иных трудностей и способов защититься от них, а также попытаться помочь подростку справиться с ними адекватно.
Социальная защита детей в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов социального, культурного и экономического развития общества, а также основой социальной политики государства. Право на социальную защиту стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и как таковое закреплено в конституциях большинства развитых стран. Так, в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится, что ребенок в силу своей физической и психической незрелости нуждается в особой защите и уходе, включая соответствующую правовую защиту."
Следует отметить, что состояние системы социальной защиты детей в России свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании сущности и содержания социальной защиты детей. Отсутствует теоретическое и методологическое обоснование социальной защиты детей в целом и отдельных категорий детей, семей и женщин. В российском законодательстве и научной литературе существуют различные точки зрения на само понятие "защита ребенка", которые зачастую ошибочно отождествляют его с идентичными категориями:" правовая защита ребенка"," Защита прав ребенка", "социальная защита детства". В общепринятом смысле понятие "защищать" означает защищать, защищать, заступаться, не давать в обиду.
Защита часто понимается как защита права в смысле предупреждения, принятия превентивных мер для предотвращения покушения на благо
, принадлежащее индивиду, т. е. на его права и свободы.
Советский искусствовед и педагог Савинов А. Н. в своей работе "организация работы органов социального обеспечения" он определил этот термин следующим образом: "защита детей - это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе и населению в целом комплексное, разностороннее решение различных проблем, вызванных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной утрате этими субъектами возможности осуществлять свои права, свободы и законные интересы, экономическую самостоятельность и социальное благополучие, а также их оптимальное развитие, реставрация или приобретение."
В процессе формирования системы социальной защиты детей О. В. Степанов прослеживает следующие моменты:
- развитие системы социальной защиты детей неразрывно связано с развитием всех социальных институтов общества;
- формирование форм, методов и структуры социальной защиты детей определяется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества.
В самом общем смысле, рассматривая социальную защиту детей как систему, целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих компонентов:
- законодательное обеспечение и степень сформированности нормативно-правовой базы;
- механизм управления, порядок взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственные отношения, организационные формы деятельности учреждений;
- порядок исполнения приказа;
- научно-методическое и кадровое обеспечение; государственная политика социальной защиты детей реализуется в соответствии со стандартами, установленными законодательством Российской Федерации:
- гарантированное государственное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе-среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
- гарантированное предоставление детям по достижении 15-летнего возраста права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, защиту и вознаграждение;
- социальные услуги и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка через выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К основным элементам современной российской модели социальной защиты детей относятся следующие:
- интеграция российской системы социальной защиты детей в международную систему путем приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными стандартами защиты детей и его реализации;
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты детства, в том числе на уровне субъектов Федерации;
- внедрение отдельных составляющих зарубежного опыта в области социальной защиты несовершеннолетних (например, введение института социальных педагогов и социальных работников, детского омбудсмена и др.);
- повышение роли государства и создаваемых им структур, а также негосударственного сектора в теории и практике социальной защиты детей;
- детализация социальной защиты детей в региональном законодательстве.
В целом современная российская модель социальной защиты детства отражает меры, предусмотренные Конституцией Российской Федерации по защите материнства и детства. Конституция является правовой основой защиты детей в законодательстве Российской Федерации, которое состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов субъектов Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития государственной политики в интересах детей являются:
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
- обеспечение качественного образования, воспитания и развития детей;
- улучшение экономических условий их жизни.
Государственная политика в области защиты прав ребенка основывается на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в обеспечении образования, отдыха и здоровья детей, защита их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов ребенка.