Файл: Изучить понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и особенности социальной и психологической защиты несовершеннолетних
1.1 Понятие социальной и психологической защиты несовершеннолетних
1.2 Особенности социально-психологической защиты несовершеннолетних
Глава 3. Проблемы и перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних
3.1 Проблемы социально-психологической защиты несовершеннолетних
3.2 Перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних
Кроме того, традиционно институт Уполномоченного (омбудсмена) принято рассматривать как своего рода посредника, «медиатора» между гражданским обществом и государственными органами, что значительно повышает его роль в системе государственного управления [25, с. 8].
Следует отметить, что деятельность данного института в настоящее время не вполне эффективна, так как не создан механизм контроля Федерального Уполномоченного по правам ребенка за реализацией обязанностей уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Одним из органов государственной власти, призванным обеспечивать и защищать права несовершеннолетних, является МВД России. На основании Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», основным подразделением органов внутренних дел, занимающимся вопросами профилактики и предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних, а также защиты их прав и восстановления нарушенных прав, является подразделение по делам несовершеннолетних.
Сотрудники данного подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу по предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних рассматривают заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних [9, с. 38].
Данные функции выполняются сотрудниками полиции в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. Следующим органом в системе защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, к которым относятся: Правительственная комиссия, комиссии, созданные высшими органами государственной власти региона и осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, и комиссии, созданные органами местного самоуправления и осуществляющие деятельность на территории муниципальных образований субъектов РФ — районные (городские), районные комиссии в городах (муниципальные комиссии). Указанные комиссии осуществляют координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленную на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий; выявлению и пресечению случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям [17].
Комиссии по делам несовершеннолетних созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ [19], оценивают факторы, позволяющие определить, представляет ли лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, а так же принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение установленного законодательством перечня преступлений [18].
Законы субъектов содержат общие составы административных правонарушений, конкретизирующие нарушения правил нахождения несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей; несоблюдение требований по ограничению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда. Рассмотрение дел по указанному составу относится к компетенции мировых судей. Некоторыми авторами предлагается передать в полном объеме юрисдикционные функции комиссий в специализированные суды [4 С. 35].
Это освободит комиссии от большого объема работы, предоставив им возможность сконцентрироваться на решении задач защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, и позволит создать комплексный институт защиты прав детей в России — ювенальные суды. Идея создания ювенальных судов в российской практике носит противоречивый характер, где разгораются большие дискуссии и споры по данному вопросу, как в кругах деловой общественности, так и среди населения. Сторонники настаивают на необходимости особой заботы государства и общества о детях. Противники же считают
, что создание ювенальной юстиции создают базу для повсеместного государственного вмешательства в жизнь семьи.
Первоочередными задачами для формирования данного института в России должно стать не только эффективное рассмотрение судами дел о противоправном поведении несовершеннолетних, но и создание системы их социального контроля и системы реабилитации. В системе органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо выделить конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые могут рассматриваться как дополнительный уровень конституционной гарантии в сфере защиты прав несовершеннолетних, инструмент контроля за соблюдением Конституции РФ и действующего законодательства органами государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, имеют значение в обеспечении единого конституционного пространства [11, с. 35].
Немаловажную роль в защите и реализации имущественных прав и интересов несовершеннолетних граждан играет нотариат. О предназначении нотариата как органа, осуществляющего правоохранительные функции, говорится в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате [16]. К числу нотариальных действий, направленных на защиту законных прав ребенка можно отнести: удостоверение сделок, в том числе сделок по передаче в общую долевую собственность членов семьи квартиры, на приобретение которой был использован материнский (семейный) капитал; выдачу свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего; удостоверение согласия родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы Российской Федерации или согласия на усыновление ребенка; алиментное соглашение; соглашение родителей об определении места жительства ребенка; письменные обязательства собственников недвижимого имущества, приобретавших данное имущество за счет кредитных средств и использующих денежные средства материнского капитала на погашение кредитных обязательств [24, с. 59].
Таким образом, к правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность осуществляют: государственные и муниципальные органы (суды, прокуратура, органы исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства); негосударственные органы (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации); общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам детей).
В системе защиты прав детей участвует ряд государственных органов и общественных организаций, число которых растёт с каждым годом. Однако в Российской Федерации сегодня отсутствуют единая система защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка. Формирование действенного правозащитного механизма несовершеннолетних в России предполагает создание государственной системы мер обеспечения прав и гарантий несовершеннолетних, разграничение полномочий органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, это продолжительный процесс, который в настоящее время ещё не завершён и нуждается в доработке.
Защита прав несовершеннолетних является приоритетной задачей политики нашего государства. Чтобы обеспечить должную и всестороннюю реализацию прав и законных интересов несовершеннолетних, необходимо не только создать отлаженную систему государственных органов и служащих, но и усовершенствовать правовой механизм реализации прав несовершеннолетних.
3.2 Перспективы социально-психологической защиты несовершеннолетних
В соответствии со статистическими данными Росстата, ущемление и нарушение прав несовершеннолетних в большинстве случаев наблюдаются в семьях с низкой правовой и социальной культурой, т.е. в семьях, в которых родители ведут девиантный образ жизни – систематически употребляют алкогольные напитки, наркотические и психотропные средства, не имеют постоянного места работы, нарушают правопорядок, состоят на учете у правоохранительных органов, не исполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних и т.д. Однако это не отменяет возможности нарушения прав ребенка в полной и выглядящей на первый взгляд благополучной семье.
В случае появления в жизни ребенка негативных ситуаций и злоупотреблений их прав, они зачастую не обращаются за помощью просто потому, что не знаю о своем праве на защиту, и не понимают к кому можно обратиться за помощью. И им приходится терпеть все унижения, оскорбления, а в некоторых случаях и физическое давление, выражающееся в нанесении несовершеннолетним побоев. Притом детская психика устроена так, что со временем они начинают воспринимать такое обращение к себе как должное, хотя в соответствии с действующим законодательством родители в ходе осуществления своих прав и обязанностей по воспитанию детей, не имеют никакого права причинять им какую бы то ни было физическую, психическую или нравственную боль, негативно сказывающуюся на их воспитании и развитии.
Одним из шагов, который позволит сократить количество нарушений в данной сфере, является развитие системы информационного и правового обучения детей их правам и обязанностям, особенно внутри семьи, потому как именно институт семьи осуществляет базовое формирование ребенка как личности.
В большинстве случаев территориальные органы опеки и попечительства узнают об имеющихся правонарушениях интересов детей от соседей, или через учреждения дошкольного образования и из мест обучения детей, к которым относятся детские сады, кружки, секции, школы, колледжи и т.д. Крайне малое количество сигналов о нарушении родителем или обоими родителями прав, свобод и законных интересов поступает в соответствующие органы от самих детей.
Данный факт объясняется еще и тем, что в глазах населения органы опеки и попечительства рассматриваются с негативной точки зрения, и ассоциируются исключительно с лишением родителей прав на ребенка. Потому ребенок и боится сообщить о своей проблеме и потерять родителей,