Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 559

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной государственной функции или оказание услуги.
5.
Расширение сферы проведения конкурсных экзаменов – как при занятии должности, так и при продвижении по службе.
6.
Сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привилегий при одновременном повышении их заработной платы и введении прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов их работы.
В настоящее время практически во всех странах Запада выделяются две группы государственных служащих: так называемые карьерные (или конкурсные) служащие и патронажные (или политические, некарьерные) служащие.
Например, в США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюджета.
Основу организации федеральной государственной службы составляют три части (сегмента) служащих: «конкурсные»,
«патронажные» и «исключительные».
К первой относятся лица, поступившие на службу и продвигающиеся по ней в соответствии с принципом «системы заслуг»
(merit system).
Набор на соответствующие посты проводится в двух формах –
«открытой» (для должностей собственно конкурсной службы) и
«закрытой» (для служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других ведомств). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен; при закрытом – как правило, только в порядке карьерной службы в данной системе.
Ко второй части относятся служащие, которые назначаются на должности Президентом: единолично (помощники и советники президента); по совету и с согласия Сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.); доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министерств и др.).
В число третьих («исключительных») попадают те, кто имеет особый статус, поскольку исключены из-под действия закона о государственной службе
(ФБР,
ЦРУ,
Госдепартамент, представительства США в международных организациях и пр.).
Законодательством США выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с merit system; 2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 мес.); 4) служащие на резервируемых должностях (перечень этих должностей ежегодно определяется Управлением по делам государственной службы для тех случаев, когда необходимо обеспечить полную политическую

беспристрастность в ведении дел; 5) некарьерные служащие
(занимающие главным образом «патронажные» должности).
В Германии институт политических чиновников сложился еще в конце XIX в. Смысл этого института заключается в том, что вместе с правительством или отдельным министром приходят и уходят со своих постов наиболее близкие к его политической программе сотрудники администрации.
В результате в случае смены кабинета и его политической платформы освобождаются места для прихода новых чиновников, солидарных с новыми политическими установками. К политическим чиновникам относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата, руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).
Институт «политических» чиновников существует также и во
Франции. Они пользуются всеми привилегиями чиновников, но не связаны с иерархической системой государственно-административного управления, поскольку с самого начала поставлены над ней.
Фактически это как бы политическая надстройка над формально нейтральным чиновничеством.
В действительности политические чиновники играют определяющую роль в выработке политики государства, с которой сверяют свою деятельность все остальные чиновники.
К политическим назначенцам во Франции относятся директора и члены министерских кабинетов, директора административных департаментов, генеральные комиссары, генеральные секретари департаментов. Назначение всех этих лиц производится решением либо правительства, либо заинтересованного министра. По существующей системе эти лица уходят в отставку вместе с правительством.
Применение конкурсных процедур при приеме на государственную службу также характерно для США и большинства западноевропейских стран.
В частности, процедура отбора кандидатов на гражданскую службу Великобритании состоит из нескольких этапов. На первом из них делается письменный доклад на заданную тему. С успешно прошедшими эту процедуру в течение двух дней проводятся тесты и интервью, которые в настоящее время приобрели основное значение.
Затем на основании оценки всей совокупной информации о претенденте проводится заключительное собеседование, в результате чего решается вопрос о зачислении. При этом принимаются во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс обучения. Министерства и ведомства имеют право устанавливать для успешно прошедших конкурс и зачисленных

гражданских служащих испытательный срок, который не должен превышать двух лет.
В США важным условием приема на государственную службу является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены на замещение должностей, что формально дает возможность принять в них участие каждому заинтересованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискателям, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой местности. Особое значение придается требованию объективности в работе комиссии, предусматривая, в частности, такие нормы, как опубликование состава комиссий каждого ведомства в «Федерал Реджместер», а также то, что данная комиссия должна состоять по меньшей мере лишь наполовину из карьерных служащих этого ведомства.
Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на публичную службу. Претенденты определяются с помощью оповещения о наличии свободной должности в специальных печатных сообщениях. Их отбор должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Назначение на должность осуществляется после подтверждения их пригодности к публичной службе в результате сдачи экзаменов. Если возраст служащего не превышает 32 лет, он может быть назначен на должность лишь после испытательного срока.
Назначение допускается только на начальную должность.
Для подтверждения профессиональной пригодности служащему предоставляется возможность пройти испытательный срок, который в целом не может превышать пяти лет. Назначение на публичную службу пожизненно производится только после успешного прохождения испытательного срока и достижения 27-летнего возраста.
Как и в большинстве стран Европы, во Франции прием на государственную публичную службу проводится на конкурсной основе. Конкурсы бывают трех видов: внешний, внутренний и смешанный (открытый). Внешний конкурс (его еще называют
«учебным») предназначен только для кандидатов, лишь предполагающих поступить на службу. Внутренний, или конкурс чиновников, ориентирован для продвижения по службе лиц, уже имеющих стаж. Смешанный конкурс совмещает требования двух вышеуказанных конкурсов.
Анализируя основные направления реформирования гражданской службы в развитых странах Запада, можно выделить следующие характерные тенденции:
 формирование гибких эффективных систем управления, способных легко адаптироваться к внешней среде и предоставляющих чиновникам большую свободу действий;


 повышение открытости государственной службы, в частности расширены возможности доступа граждан и общественных организаций к деятельности государственных органов;
 повышение требований к этичности служебного поведения гражданских служащих;
 внедрение идей New Public Management, основанных на профессиональном и ответственном менеджменте, децентрализации административных единиц, усилении соревновательного начала, использовании инструментов и механизмов частнохозяйственного менеджмента;
 ориентация на качество управления и на предоставление государственных услуг гражданам;
 разработка технологии контрактной системы в государственном управлении, постепенная передача функций государства общественным и частным организациям;
 реформирование финансовой системы государственной службы, внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Все это, безусловно, сказывается на кадровой политике и методах работы с кадрами. Особое внимание в ходе реформирования государственной службы в большинстве стран уделяется повышению профессионализма государственных служащих, обеспечению их конкурентоспособности на рынке труда.
Большое значение в повышении эффективности государственного аппарата отводится системе оценки служащих по результатам их работы. Оценка представляет собой методологию и набор методов (процедур) сравнения индивидуального выполнения в соответствии с объективными стандартами и критериями, которые используются в организации. Это позволяет не только оценить уровень работы служащих, но также их потенциал и личный вклад в достижение общих организационных целей. Одновременно такая система является средством мотивации персонала для качественного выполнения своих служебных обязанностей.
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы природа и специфика эффективности в государственном управлении?
2.
Как, по вашему мнению, должна строиться система управления эффективностью в государственном органе?
3.
Каковы основные тенденции развития государственной службы в Западной Европе и в США?
4.
В чем принципиальное отличие таких систем назначения на должности, как victor spoil system и merit system?

5.
В чем специфика прохождения государственной службы на должностях SCS в различных странах?
6.
Какие основные модели государственной службы можно выделить в странах мира? Каковы возможные критерии их классификации?
7.
Как можно объяснить неудачи менеджерской модели государственной служб в
Великобритании и в странах континентальной Европы?
8.
Какие позитивные и негативные моменты в опыте стран
Запада необходимо учесть при реформировании отечественной государственной службы?


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10