Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ 79-ФЗ, что обусловлено общностью задач государственной гражданской и муниципальной службы, во многом похожей спецификой профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, а также упоминавшимся выше принципом их взаимосвязи.
Наконец, принципиальное значение имеет четвертая глава закона, в которой последовательно раскрываются принципы и правила поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Дальнейший анализ аналогичных положений законодательства о государственной гражданской службе наглядно свидетельствует, с одной стороны, о схожести основных этапов
«жизненного цикла» государственного гражданского и муниципального служащего и, с другой стороны, — об имеющихся принципиальных различиях в процедурах приема на муниципальную службу, прохождения аттестации, должностного роста и т.д. Главной проблемой здесь, как представляется, выступает все та же проблема правоприменения, связанная с возможными коллизиями между трудовым и специальным, федеральным и региональным законодательством, а также большим количеством отсылочных норм.
Вопрос 3. Значение локальных нормативных актов в
системе управления персоналом на государственной и
муниципальной службе.
Закон предусматривает, помимо служебного контракта, закрепление прав, обязанностей и компетенции государственного гражданского служащего в должностном регламенте. Должностной регламент (согласно ст. 47 Закона № 79-ФЗ) включает в себя: квалификационные требования, должностные обязанности и показатели результативности, права, ответственность, перечень вопросов для самостоятельного решения, сроки и процедуры, порядок служебных взаимодействий, перечень оказываемых услуг, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
Должностной регламент является приложением к служебному контракту, его неотъемлемой частью. В ст. 23 Закона № 79-ФЗ говорится:
«гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий, при заключении служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа».
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы конституционно-правовые основы государственной службы в Российской Федерации?
2.
Какие федеральные законы, подзаконные акты определяют основы управления персоналом на государственной службе?
3.
В чем специфика правового регулирования управления персоналом на муниципальной службе?
4.
Какова роль актов представителя нанимателя в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 3.
Правовые и нормативные основы обеспечения управления
персоналом государственной службы
Управление персоналом
государственной и муниципальной
службы
Цели изучения темы:
– Дать студентам представление о нормативно-правовых основах управления персоналом в системе государственной гражданской и муниципальной службы.
Задачи изучения темы:
рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по государственной гражданской и муниципальной службе;
выяснить, каким образом специфика правового регулирования государственной и муниципальной службы влияет на систему управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
нормативно-правовые основы кадровой политики на федеральном, региональном и локальном (ведомственном) уровне;
различия в правовом статусе государственного гражданского либо муниципального служащего и работника государственной организации.
Уметь:
разрабатывать, применять и совершенствовать нормативные документы, определяющие процедуры, иерархию, субординацию и взаимодействие в организации и вне ее (положения, административные и должностные регламенты);
сравнивать особенности правового регулирования управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Владеть:
• навыками поиска и применения профильных нормативно- правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы.
Учебные вопросы темы:
1.
Нормативные основы отношений на государственной гражданской службе как основа управления персоналом в органах государственной власти.
2.
Нормативные основы отношений на муниципальной службе как основа управления персоналом в органах местного самоуправления.
3.
Значение локальных нормативных актов в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе.
Вопрос 1. Нормативные основы отношений на
государственной гражданской службе как основа управления
персоналом в органах государственной власти.
Основы действующего законодательства о государственной службе были заложены в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который пришел на смену Федеральному закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В данной законе заложены основные принципы построения и функционирования государственной службы, сформулированы общие условия государственной службы, а также определены цели системы управления государственной службой.
Этим законом предусмотрено, что реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Принципы государственной службы Российской Федерации:
Система государственной службы Российской Федерации:
Законность
Федерализм
Приоритет прав и свобод человека и гражданина
Принципы
государственной
службы
Открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю
Единство организационных и правовых основ государственной службы
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы
Равный доступ граждан к государственной службе
Профессионализм и компетентность государственных служащих
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства и их деятельность
Федеральная государственная служба Российской Федерации
Федеральная
государственная
гражданская служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ
Иные виды государственной
службы РФ – служба в правоохранительных органах и т.п.
Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в
Вооруженных Силах РФ, иных войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Нормативно-правовые основы управления персоналом на
государственной гражданской службе РФ:
Конституция РФ закрепляет исходные для государственной службы вообще и гражданской службы в частности основы: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
Конституция Российской Федерации
Федеральные законы
Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации»
Федеральный закон от
26.07.2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе
Российской
Федерации»
Иные федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ
Акты представителя нанимателя
Существенные изменения, внесенные в
Конституцию
Российской Федерации в 2020 году, коснулись и вопросов государственной службы. Так, новая редакция конституции прямо устанавливает требования к лицам, замещающим должности руководителей государственных органов РФ (вне зависимости, относятся ли те должности к государственной службе или нет). Речь идет о требованиях к возрасту (не моложе 30 лет) и к гражданству.
Кроме того, уточнена исключительная компетенция Российской
Федерации в области правового регулирования отношений по государственной службе.
Пункт «т» ст. 71 Конституции РФ относит федеральную государственную службу к исключительному ведению федерального центра. Это значит, что общие принципы организации и функционирования государственной службы в России, система государственной службы, порядок ее прохождения, требования, предъявляемые к государственным служащим, определяются на федеральном уровне. Поправки 2020 года уточняют, что к компетенции федерального центра относится установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы в части наличия иностранного гражданства (вида на жительство), счетов в иностранных банках либо хранением иных активов за пределами страны.
Изменения в ст. 78 Конституции РФ (п. 5) устанавливает систему требований к должности руководителя федерального государственного органа. Им может стать только гражданин РФ, не имеющий гражданства либо вида на жительство другого государства. Для данной должности установлен возрастной ценз – не моложе 30 лет.
Руководителю федерального государственного органа запрещается открывать или иметь счета (вклады), а также хранить какие-либо ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Конституция также предусматривает ответственность государственных служащих за некоторые деяния, связанные с исполнением их служебных обязанностей. Этому, в частности, посвящены п. 4 ст. 41 («сокрытие должностными лицами фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей»), ст. 52 и 53 (устанавливающая право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, злоупотреблением властью).
Федеральный закон «О системе государственной службы в
Российской Федерации» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы, уровни и виды