Файл: С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное научиться понастоящему быть рядом, принимать и любить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ч
ТО
ТАКОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
ПРИСУТСТВИЕ
37
ствию с детьми. Вы даже можете считать эту книгу руководст- вом по воспитанию детей для начинающих, которое помогает сосредоточиться на новом, увлекательном, и да, часто пугаю- щем занятии.
И наконец, мы обращаемся к растущему количеству ро- дителей, которые начинают все реже и реже присутствовать в жизни своих детей. Иногда это происходит из-за долгой, утомительной работы и множества требований к современной семье. К тому же, по мере того как компьютерные технологии занимают все больше нашего времени, родители все чаще по- зволяют устройствам завладевать вниманием, которое раньше доставалось детям. Это резко сокращает возможности для вза- имодействия между родителями и детьми.
Мы воспринимаем этот феномен как должное — без осу- ждения и без чувства вины или стыда. Реальность очевидна: мы живем в мире, наполненном электронными устройствами, и джинн уже вырвался из бутылки. Экраны являются полез- ной и неотъемлемой частью нашего мира, и электроника обес- печивает огромные преимущества, на которые мы все можем рассчитывать. Мы не предлагаем ничего другого. (Многие из вас сейчас читают эту книгу с электронного экрана, и мы определенно не видим в этом никакой проблемы!) Но когда электронные устройства мешают родителям присутствовать в жизни детей, это беспокоит нас. Если родители физически присутствуют, но почти не обращают внимания на детей, то это становится проблемой. Они
не присутствуют для детей в реальном смысле слова. Поэтому на следующих страницах мы определим конкретные способы, с помощью которых вы сможете найти осмысленный и реалистичный подход к актив- ному присутствию в жизни ваших детей.
Независимо от того, к какой из перечисленных категорий родителей вы принадлежите, мы предлагаем вам надежду и ре- комендации, как стать родителями, которыми вы хотите быть,

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
38
чтобы ваши дети могли вырасти здоровыми, уравновешенны- ми и полноценными людьми.
Кстати, мы прекрасно понимаем, что в наши дни многие дедушки, бабушки и другие опекуны тоже принимают участие в воспитании детей. Все, о чем мы говорим, относится и к ним тоже. Кроме того, мы восхищаемся многочисленными педаго- гами и клиницистами, поддерживающими работу родителей и других опекунов. Мы учитываем мнение этих профессио- налов, когда предлагаем принципы и перспективы для опеку- нов, а также опираемся на справочные ресурсы, которые они рекомендуют обеспокоенным родителям, приходящим в их кабинеты.
Кем бы вы ни были и что бы ни побудило вас взять в руки эту книгу, имейте в виду: мы ценим ваше участие и заинтере- сованность в улучшении жизни любимых детей. Просто читая эти страницы, вы делаете большой шаг к близкому присутст- вию в жизни ваших детей, а это самое главное.


П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 39
ГЛАВА 2
Почему одни родители близки с детьми,
а другие нет?
Введение в теорию привязанности то отличает хороших родителей?
Задайте людям этот вопрос, и вы получите множество ответов. Некоторые сосредоточатся на опыте общения с соб- ственными родителями, а другие — на уровне личных знаний, особенно на принципах и подходах к воспитанию детей. Кто- то может указывать на религиозные убеждения родителей, на моральные и этические качества или на то, как последователь- но они трудятся над тем, чтобы быть добрыми, терпеливыми, снисходительными… и так далее.
Все эти факторы определенно влияют на воспитание. Но, как мы объяснили в главе 1, десятилетия энергичных исследований дали ответ на этот вопрос, и он выглядит многообещающе. Если мы хотим разобраться, почему дети преуспевают (или нет) в ум- ственном, эмоциональном, социальном и учебном отношении, то нужно понять, развилась ли у них надежная привязанность хотя бы к одному из опекунов, который проявлял заботу и вни- мание к ним. Лучшим прогностическим фактором для обеспе- чения этой надежной привязанности является то, что мы назы- ваем «родительским присутствием». Родители, обеспечивающие
Ч

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
40
близкое присутствие в жизни своих детей, разобрались в соб- ственном детстве и в своей истории привязанности. Даже если эта история была трудной, переосмысление собственной жизни делает их открытыми и для силы любящего присутствия в жиз- ни детей.
Что обеспечивает прочный и долговечный
успех для детей?
Надежная привязанность к опекуну, который
активно присутствует в их жизни.
Как обеспечить эту надежную привязанность?
Сначала нужно составить связную историю,
проясняющую опыт собственного детства.
В самом простом смысле дети с наибольшей вероятностью становятся сильными, заботливыми и эмоционально устойчи- выми, когда родители обеспечивают свое близкое присутствие в их жизни. Мы не обязаны быть совершенными, но то, как мы проявляем свою близость и внимание (или не делаем это- го), влияет на устройство мозга наших детей и на развитие их личности.
Естественно, имеются и другие факторы (случайные события, врожденные черты характера, унаследованные слабости и уязви- мости), над которыми мы не властны и которые тоже влияют на развитие наших детей. Но когда речь идет о том, что мы
можем сделать для развития ребенка, исследования дают однозначный ответ. Родители, которые разбираются в собственном жизненном опыте и создают «связные истории», способны предложить ре-


П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
? 41
бенку свое близкое присутствие. Мы приходим к внутреннему пониманию того, как
прошлое сформировало нашу нынешнюю личность, и это освобождает нас — то есть позволяет стать та- кими, какими мы хотим видеть себя в
будущем. Мы учимся быть открытыми и восприимчивыми, чтобы дарить ребенку
родитель-
ское присутствие. Тогда наш ребенок чувствует себя понятым, замеченным и тесно связанным с нами. Осмысление своей жизни и родительское присутствие — залог надежной привязанности.
С этого мы и начнем, и поможем вам понять, насколько хорошо вы разобрались в отношениях с собственными родителями и как можете присутствовать в жизни своих детей.
В какой степени размышления о детских переживаниях, по- влиявших на ваше развитие, могут объяснить способы вашего взаимодействия с собственными детьми и повлиять на них?
Как детские отношения с членами семьи повлияли на ваш спо- соб реакции в тех или иных жизненных ситуациях? Приходи- лось ли вам адаптироваться или, может быть, даже выживать в пугающих событиях и обстоятельствах?
Хорошая новость состоит в том, что, если вы готовы пора- ботать над собой, наука поможет вам понять вашу историю привязанности. Более того, даже если вы не получили полно- ценного родительского воспитания (из-за частого отсутствия родителей, из-за их слабостей, дурного обращения с вами или по любой другой причине), ваша стратегия привязанности не является абсолютно неизменной.
История — это НЕ ПРИГОВОР.
Разобравшись в собственной жизненной истории,
вы можете стать теми родителями, какими
хотите быть, — независимо от того, какое
воспитание вы получили.

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
42
Если ваши родители не проявляли участия к вам, делали это лишь время от времени или вели себя пугающим и даже насиль- ственным образом, это не означает, что вы не сможете наладить здоровые и конструктивные близкие отношения с собственными детьми. Но это значит, что вам придется проделать определен- ную работу, размышляя о своей истории и определяя тот вид привязанности, который вы хотите развить у своего ребенка. Вы фактически можете
выбирать, до какой степени хотите присут- ствовать в жизни ваших детей. И да, вы можете развивать в себе эту способность, изучая свою историю и разбираясь в ней.
Основы теории привязанности: что это значит для вас
Давайте начнем с основ теории привязанности. Если вы знако- мы с другими нашими книгами, то уже имеете представление о некоторых основных принципах. Здесь мы снова рассмотрим основные принципы и добавим новые соображения. Знания о привязанности продолжают расширяться по мере поступле- ния новой информации от таких дисциплин, как теория эво- люции, генетика и эпигенетика. Мы хотели бы познакомить вас с новыми способами формирования представления о себе и об отношениях с другими людьми. Затем мы воспользуемся этой информацией для практического применения концепций, описанных в предыдущей главе. Надеемся, что это будет увле- кательно для вас и обогатит ваши представления о взаимоот- ношениях, как с родителями, так и с детьми.
Знания, полученные в области теории привязанности за последние несколько десятилетий, глубоко повлияли на по- нимание родительских обязанностей и развития ребенка. Дэн получил исследовательский грант от Национального института психического здоровья для изучения привязанности, а затем возглавил программу клинической подготовки в отделении детской и подростковой психиатрии при Калифорнийском


П
ОЧЕМУ
ОДНИ
РОДИТЕЛИ
БЛИЗКИ
С
ДЕТЬМИ
,
А
ДРУГИЕ
НЕТ
?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

43
университете в Лос-Анжелесе. Во время своей докторантуры и впоследствии Тина сосредоточилась на теории привязанно- сти и на возможностях ее практического использования в кон- тексте межличностной нейробиологии. Наука об отношениях надежна и разнообразна. Она предоставляет мощные инстру- менты, которые мы можем применять для оптимального дет- ского развития в различных культурах и семейных ситуациях.
К счастью, теперь эта информация выглядит далеко не такой непривычной, как еще в недавнем прошлом.
В самом простом виде дело обстоит так. Дети, которые фор- мируют сильные родственные узы — то есть надежную привя- занность — со своими родителями в самом раннем возрасте, ведут более радостную и полноценную жизнь. Эти узы форми- руются, когда родители реагируют на потребности своих детей и обеспечивают им надежный комфорт. Например, берут на руки и укачивают, когда они плачут, или обнимают и утешают, когда они чем-то расстроены. Когда дети встречаются с таким надежным поведением и пониманием, они могут свободно учиться и развиваться, не тратя время и энергию на выжи- вание, не добиваясь внимания и не наблюдая за малейшими переменами в обстановке или поведении своих опекунов.
Все мы рождаемся со стремлением устанавливать связь с подобными нам существами. Когда такая связь надежно уста- новлена и любые трещины в отношениях устранены, то мозг может развиваться оптимально и беспрепятственно. Когда главные опекуны создают условия для формирования у детей надежной привязанности, то предсказуемое (а значит, надеж- ное) взаимодействие снижает уровень стресса и помогает ре- бенку чувствовать себя уверенно, а в дальнейшем и полагаться на свои силы. Они учатся управлять своими чувствами и по- ведением и развиваются здоровым и полноценным образом.
Мы понимаем, что такое утверждение может звучать не- вероятно, но оно поразительно верно: мы учимся осознавать

Х
ОРОШИЕ
РОДИТЕЛИ
ДАЮТ
ДЕТЯМ
КОРНИ
И
КРЫЛЬЯ
44
себя и даже
понимать, кто мы такие, благодаря привязанности к личности нашего опекуна. То, что вы могли считать личным внутренним опытом (например, ощущение эмоций и управле- ние ими или воспоминания об определенных событиях), фак- тически основано на взаимодействии с важными и близкими людьми на раннем этапе вашей жизни. Мы являемся глубоко социальными существами, и личностные связи формируют наши нейронные связи. Детский разум развивается от
межлич-
ностного к формированию внутреннего и личного. (Впослед- ствии мы подробнее обсудим это.) Именно поэтому надежная привязанность может быть таким мощным инструментом для здорового развития личности.
С другой стороны, если такая связь не образуется, дети не могут усвоить критически важные уроки и приобрести ключе- вые навыки. Это подвергает их риску появления всевозможных отклонений: дерзости, агрессивности, гиперактивности, за- трудненного развития речи, слабой исполнительной функции и даже плохой устойчивости перед лицом системных проблем, таких как бедность, семейные неурядицы, родительский стресс и депрессия.
Выглядит логично, не так ли? Дети, ощущающие любовь и поддержку, имеющие возможность рассчитывать на физи- ческое и эмоциональное содействие родителей, добиваются лучших результатов в жизни. В сущности, даже если один из родителей оказывается не в состоянии быть рядом в нужные моменты, но другой обеспечивает необходимое постоянство и предсказуемость, то ребенок получает большую часть преи- муществ, связанных с надежной привязанностью.
За реальностью человеческих отношений лежат увлека- тельные и довольно простые для понимания научные иссле- дования. Мы собираемся познакомить вас с ними и показать, как они полезны для осознания себя и отношений с детьми.
Начнем с одного революционного исследования, сформировав-