Файл: Свободное время молодёжи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом, основные формы использования свободного времени работающей молодежью в возрасте 30-35 лет характерны для всей молодежи в целом, со своими отличиями. Здесь, как и в любой другой группе молодежи, большое значение имеет общение с друзьями и родственниками, посещение сети Интернет, просмотр телепередач, посещение кино, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и туризмом. Однако следует отметить и особенности. Так, у этой категории молодежи наибольшие показатели просмотра телепередач, посещения театров, концертов, выставок и музеев, занятий рукоделием и массовых мероприятий, доступность сети Интернет, новые формы использования свободного времени [3, с. 171].

Подводя итог о работающей молодежи, можно сказать, что ее предпочтения не сильно отличаются от студенческой: также приоритетным остается различного вида совместный досуг в компании друзей, слабый интерес к общественной активности, даже меньший, чем у студентов. Отличие разве что в том, что работающие молодые люди больше ценят спокойные виды досуга, такие как: просмотр телевизора, интернет серфинг и т. д.

Из всего вышесказанного вытекают следующие проблемы:

Социальная проблема: сложность рационального распределения свободного времени и выбора его характера в современных постоянно меняющихся условиях: при постоянном появлении новых видов досуга и возможности попробовать себя во множестве различных видов деятельности молодые люди могут терять ориентацию на достижение результатов в каком-то конкретном деле, а также трудности с заполнением культурного пространства.

Научная проблема: неустойчивое определение социально-демографической группы молодежи, расширение возрастных рамок до 35 лет, в связи с чем потеря актуальности прошлых исследований.



ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ

Объект исследования: пермская молодёжь

Предмет исследования: свободное время

Цель исследования: изучить свободное время пермской молодежи, влияние на него занятого времени и прочих факторов



Задачи исследования:

    1. Выявить доминирующие виды занятий в свободное время;

    2. Выявить долю респондентов, удовлетворенных количеством свободных часов;

    3. Выяснить информированность большинства респондентов о современных способах проведения досуга;

    4. Выяснить отношение большинства респондентов к свободному времени;

    5. Выяснить степень удовлетворенности характером свободного времени у большинства респондентов;

    6. Выяснить количество свободного времени в будни у большинства респондентов;

    7. Выяснить количество свободного времени в выходные у большинства респондентов;

    8. Выяснить, сколько большинство респондентов тратит на дорогу до учёбы/работы.

  1. Выявить влияние на свободное время следующих факторов:



    1. Пол;

    2. Возраст;

    3. Размер населенного пункта;

    4. Форма обучения;

    5. Работа;

    6. Семейное положение;

    7. Материальное положение;

  1. Сконструировать типологию респондентов по характеру свободного времени и определить доминирующий тип.

Теоретическое уточнение основных понятий

Свободное время – время, свободное от работы и других непреложных обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, культурных и художественных занятий, т. е. «деятельность, занимающая свободное время» [12].

Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору [8].

Молодежная досуговая активность – активность групповая, которая становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении [12].

Студенты – учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [8].


Работа – любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение [6].

Школьники – обучающиеся и воспитанники общеобразовательный учреждений, осваивающие общеобразовательные программы начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по очной форме обучения, формирующие отдельную социальную группу [6].

Молодёжь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования [8].

Активный досуг – это эффективное времяпровождение, которое позволяет человеку снять стресс и усталость, смена деятельности одной, которая вызвала утомление на другую. К активному отдыху относятся пешие походы, путешествия, спортивные и культурные мероприятия, подвижные игры, танцы, умственная активность.

Пассивный досуг – это времяпровождение в относительном покое всего организма, в отсутствии какой-либо активной деятельности. Этот вид отдыха предполагает спокойные, не обремененные никаким (ни физическим, ни интеллектуальным) трудом действия, преимущественно без потока мыслей со сложными задачами.

Эмпирические показатели понятия «свободное время/досуг»

Субъективные:

  1. виды занятий в свободное время (вопросы 9-23 и 30-39);

  2. удовлетворённость количеством свободного времени (вопрос 24);

  3. информированность о современных способах проведения досуга (вопрос 25-30);

  4. отношение к свободному времени (вопрос 30-39);

  5. удовлетворённость характером проведения свободного времени (вопрос 26).

Объективные:

  1. количество часов свободного времени в будни (вопрос 27);

  2. количество часов свободного времени в выходные (вопрос 28);

  3. количество часов, затрачиваемых на дорогу до учёбы или работы (вопрос 29).

Факторы

Общие:

  1. Уровень развития инфраструктуры в регионе.

Субъективные:

  1. Пол (вопрос 1);

  2. Возраст (вопрос 2);

  3. Размер населенного пункта (вопрос 3);

  4. Форма обучения (вопрос 4, вопрос 5);

  5. Наличие работы (вопрос 6);

  6. Семейное положение (вопрос 7);

  7. Материальное положение (вопрос 8).


В соответствии с поставленными задачами исследования выдвинуты следующие гипотезы:

    1. Большинство молодых людей в свободное время регулярно занимается интернет-серфингом (вопрос 9-23);

    2. Большинство молодых людей не удовлетворено количеством свободного времени (вопрос 24);

    3. Большая часть молодых людей проинформирована о современных способах проведения досуга (вопрос 25);

    4. Большая часть молодых людей предпочитает проводить свободное время в кругу друзей (вопрос 30-39);

    5. Большая часть респондентов удовлетворена характером проведения свободного времени (вопрос 26);

    6. У большинства молодых людей остается 1-2 часа свободного времени в будни (вопрос 27);

    7. У большинства молодых людей остается более 5 часов свободного времени в выходные (вопрос 28);

    8. У большинства молодых людей на дорогу до учёбы/работы уходит от 20 минут до часа (вопрос 29);

2.1. Среди женщин доля удовлетворенных проведением свободного времени выше, чем среди мужчин (вопросы 1 и 26);

2.2. С возрастом доля молодых людей, неудовлетворенных количеством свободного времени, растёт (вопросы 2 и 24);

    1. Доля молодых людей, проинформированных о современных способах досуга, больше в крупных городах, чем в мелких (вопросы 3 и 25);

    2. Студенты очного отделения более остальных удовлетворены характером своего свободного времени (вопросы 4 и 26);

    3. У большинства работающих молодых людей остается менее 3-ех часов свободного времени в будни (вопросы 6 и 27);

    4. Среди неженатых/незамужних молодых людей доля удовлетворенных количеством свободного времени больше, чем среди женатых/замужних (вопросы 7 и 24);

    5. Удовлетворение характером свободного времени растёт с уровнем материального благополучия (вопросы 8 и 26);

  1. Среди респондентов преобладает позитивный тип по отношению к свободному времени (вопросы 9-23, 25 и 26)

Типы респондентов по свободному времени:

Критерии типологии:

  1. Информированность о современных способах проведения досуга (когнитивный показатель);

  2. Характер занятий в свободное время (поведенческий показатель);

  3. Удовлетворенность количеством свободного времени (эмоциональный показатель).

Типы:

  1. Позитивный тип (респондент информирован о современных способах проведения досуга, предпочитает занятие активного характера, удовлетворен количеством своего свободного времени);

  2. Нейтральный тип (респондент частично информирован о современных способах проведения досуга и частично удовлетворен количеством свободного времени);

  3. Негативный тип (респондент не информирован о современных способах проведения досуга, предпочитает занятия пассивного характера, не удовлетворен характером свободного времени).