Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, основные формы использования свободного времени работающей молодежью в возрасте 30-35 лет характерны для всей молодежи в целом, со своими отличиями. Здесь, как и в любой другой группе молодежи, большое значение имеет общение с друзьями и родственниками, посещение сети Интернет, просмотр телепередач, посещение кино, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и туризмом. Однако следует отметить и особенности. Так, у этой категории молодежи наибольшие показатели просмотра телепередач, посещения театров, концертов, выставок и музеев, занятий рукоделием и массовых мероприятий, доступность сети Интернет, новые формы использования свободного времени [3, с. 171].
Подводя итог о работающей молодежи, можно сказать, что ее предпочтения не сильно отличаются от студенческой: также приоритетным остается различного вида совместный досуг в компании друзей, слабый интерес к общественной активности, даже меньший, чем у студентов. Отличие разве что в том, что работающие молодые люди больше ценят спокойные виды досуга, такие как: просмотр телевизора, интернет серфинг и т. д.
Из всего вышесказанного вытекают следующие проблемы:
Социальная проблема: сложность рационального распределения свободного времени и выбора его характера в современных постоянно меняющихся условиях: при постоянном появлении новых видов досуга и возможности попробовать себя во множестве различных видов деятельности молодые люди могут терять ориентацию на достижение результатов в каком-то конкретном деле, а также трудности с заполнением культурного пространства.
Научная проблема: неустойчивое определение социально-демографической группы молодежи, расширение возрастных рамок до 35 лет, в связи с чем потеря актуальности прошлых исследований.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА ПЕРМИ
Объект исследования: пермская молодёжь
Предмет исследования: свободное время
Цель исследования: изучить свободное время пермской молодежи, влияние на него занятого времени и прочих факторов
Задачи исследования:
-
Выявить доминирующие виды занятий в свободное время; -
Выявить долю респондентов, удовлетворенных количеством свободных часов; -
Выяснить информированность большинства респондентов о современных способах проведения досуга; -
Выяснить отношение большинства респондентов к свободному времени; -
Выяснить степень удовлетворенности характером свободного времени у большинства респондентов; -
Выяснить количество свободного времени в будни у большинства респондентов; -
Выяснить количество свободного времени в выходные у большинства респондентов; -
Выяснить, сколько большинство респондентов тратит на дорогу до учёбы/работы.
-
Выявить влияние на свободное время следующих факторов:
-
-
Пол; -
Возраст; -
Размер населенного пункта; -
Форма обучения; -
Работа; -
Семейное положение; -
Материальное положение;
-
-
Сконструировать типологию респондентов по характеру свободного времени и определить доминирующий тип.
Теоретическое уточнение основных понятий
Свободное время – время, свободное от работы и других непреложных обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, культурных и художественных занятий, т. е. «деятельность, занимающая свободное время» [12].
Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору [8].
Молодежная досуговая активность – активность групповая, которая становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении [12].
Студенты – учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [8].
Работа – любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение [6].
Школьники – обучающиеся и воспитанники общеобразовательный учреждений, осваивающие общеобразовательные программы начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по очной форме обучения, формирующие отдельную социальную группу [6].
Молодёжь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования [8].
Активный досуг – это эффективное времяпровождение, которое позволяет человеку снять стресс и усталость, смена деятельности одной, которая вызвала утомление на другую. К активному отдыху относятся пешие походы, путешествия, спортивные и культурные мероприятия, подвижные игры, танцы, умственная активность.
Пассивный досуг – это времяпровождение в относительном покое всего организма, в отсутствии какой-либо активной деятельности. Этот вид отдыха предполагает спокойные, не обремененные никаким (ни физическим, ни интеллектуальным) трудом действия, преимущественно без потока мыслей со сложными задачами.
Эмпирические показатели понятия «свободное время/досуг»
Субъективные:
-
виды занятий в свободное время (вопросы 9-23 и 30-39); -
удовлетворённость количеством свободного времени (вопрос 24); -
информированность о современных способах проведения досуга (вопрос 25-30); -
отношение к свободному времени (вопрос 30-39); -
удовлетворённость характером проведения свободного времени (вопрос 26).
Объективные:
-
количество часов свободного времени в будни (вопрос 27); -
количество часов свободного времени в выходные (вопрос 28); -
количество часов, затрачиваемых на дорогу до учёбы или работы (вопрос 29).
Факторы
Общие:
-
Уровень развития инфраструктуры в регионе.
Субъективные:
-
Пол (вопрос 1); -
Возраст (вопрос 2); -
Размер населенного пункта (вопрос 3); -
Форма обучения (вопрос 4, вопрос 5); -
Наличие работы (вопрос 6); -
Семейное положение (вопрос 7); -
Материальное положение (вопрос 8).
В соответствии с поставленными задачами исследования выдвинуты следующие гипотезы:
-
Большинство молодых людей в свободное время регулярно занимается интернет-серфингом (вопрос 9-23); -
Большинство молодых людей не удовлетворено количеством свободного времени (вопрос 24); -
Большая часть молодых людей проинформирована о современных способах проведения досуга (вопрос 25); -
Большая часть молодых людей предпочитает проводить свободное время в кругу друзей (вопрос 30-39); -
Большая часть респондентов удовлетворена характером проведения свободного времени (вопрос 26); -
У большинства молодых людей остается 1-2 часа свободного времени в будни (вопрос 27); -
У большинства молодых людей остается более 5 часов свободного времени в выходные (вопрос 28); -
У большинства молодых людей на дорогу до учёбы/работы уходит от 20 минут до часа (вопрос 29);
2.1. Среди женщин доля удовлетворенных проведением свободного времени выше, чем среди мужчин (вопросы 1 и 26);
2.2. С возрастом доля молодых людей, неудовлетворенных количеством свободного времени, растёт (вопросы 2 и 24);
-
Доля молодых людей, проинформированных о современных способах досуга, больше в крупных городах, чем в мелких (вопросы 3 и 25); -
Студенты очного отделения более остальных удовлетворены характером своего свободного времени (вопросы 4 и 26); -
У большинства работающих молодых людей остается менее 3-ех часов свободного времени в будни (вопросы 6 и 27); -
Среди неженатых/незамужних молодых людей доля удовлетворенных количеством свободного времени больше, чем среди женатых/замужних (вопросы 7 и 24); -
Удовлетворение характером свободного времени растёт с уровнем материального благополучия (вопросы 8 и 26);
-
Среди респондентов преобладает позитивный тип по отношению к свободному времени (вопросы 9-23, 25 и 26)
Типы респондентов по свободному времени:
Критерии типологии:
-
Информированность о современных способах проведения досуга (когнитивный показатель); -
Характер занятий в свободное время (поведенческий показатель); -
Удовлетворенность количеством свободного времени (эмоциональный показатель).
Типы:
-
Позитивный тип (респондент информирован о современных способах проведения досуга, предпочитает занятие активного характера, удовлетворен количеством своего свободного времени); -
Нейтральный тип (респондент частично информирован о современных способах проведения досуга и частично удовлетворен количеством свободного времени); -
Негативный тип (респондент не информирован о современных способах проведения досуга, предпочитает занятия пассивного характера, не удовлетворен характером свободного времени).