Файл: Формирование доказательственной базы при выявлении нарушений неправомерного возмещения ндс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
При отказе в возмещении НДС из бюджета возникает ответственность самой компании.
Налоговый орган отказывает по одной из двух причин: первая и наиболее частая – завышение налоговых вычетов, вторая - занижение НДС, исчисленного с доходов или иных поступлений.
Любое из этих обстоятельств может привести к тому, что вместо возмещаемого налога появится НДС, который нужно перечислить в бюджет. От этой задолженности налоговый орган определяет штраф и пени.
Штраф может составлять 40% от суммы НДС, доначисленного к уплате в бюджет (при умышленном нарушении п.3 ст. 122 НК РФ).
В целях применения пункта 3 статьи 122 НК РФ налоговым органом должна быть доказана совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц, которая не позволяет усомниться случайности происходящего.
Пример. Поставщики подконтрольны проверяемому налогоплательщику, уходят от уплаты
НДС. Налоговым органом получена информация из банка, из которой следует, что платежные
поручения поставщиков передавались в электронном виде с IP- адреса налогоплательщика.
Отсюда вывод налогоплательщик знал о нарушениях своих контрагентов, но умышленно
сотрудничал с ними. Так он создал схему незаконного возмещения НДС. Организации доначислен
налог, пени и штраф 40% за умышленное нарушение. Общие потери компании превысили 60 млн.
руб. (постановление Восемнадцатого ААС от 14.11.2018 № 18АП-11179/2018, постановление АС
Уральского округа от 29.03.2019 № Ф09-413/19).
Также налоговый орган наказывает и за неумышленное нарушение (п. 1 ст. 122 НК РФ) и штраф снижается до 20% от суммы НДС, который нужно доплатить в бюджет.
Формально налоговую ответственность ограничивают пени и штрафом. Но налоговый орган применяет и другие меры:
- участников схем незаконного возмещения НДС относят к недобросовестным налогоплательщикам. И многие контрагенты отказываются с ними сотрудничать (такое сотрудничество – повод для ужесточения налогового контроля). Так что даже одна попытка незаконного возмещения НДС может привести к потере бизнеса.
- участникам схем незаконного возмещения НДС запрещают применять статью 64 НК РФ, в которой сказано об отсрочке или рассрочке по уплате налогов и взносов (например, могут дать при угрозе банкротства, потерях из-за стихийных бедствий, несвоевременном бюджетном финансировании).
Обязанность по уплате налогов и сборов всегда несет сама организация, а не ее руководство и другие должностные лица. Возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога связано с появлением объекта налогообложения, а не с теми или иными действиями его руководства.
Вопрос о правовой природе штрафных санкций, налагаемых налоговыми органами за нарушение норм налогового законодательства, был предметом рассмотрения в Конституционном
Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ.
Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции.


60
На сегодняшний день ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена в разделе VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»
Налогового кодекса РФ и в главе 15 «Административные правонарушения в области в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ответственность налогоплательщиков наступает по Налоговому кодексу РФ, а КоАП РФ предусматривает за аналогичные правонарушения ответственность должностных лиц, т.е. руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций.
За допускаемые налоговые нарушения руководитель организации несет административную ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ. При этом, привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее руководителя от административной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Это значит, что за одно и то же налоговое нарушение могут быть одновременно оштрафованы и организация, и ее руководитель.
Например, если компания просрочит сдачу налоговой отчетности, ее привлекут к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а ее руководителя – по ст. 15.5 КоАП РФ.
Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ – денежный штраф. В настоящее время руководители организаций могут быть оштрафованы по целому ряду составов административных правонарушений в области налогообложения.
Статья КоАП РФ
Состав правонарушения
Мера ответственности ч. 1 ст. 15.6 КоАП
РФ
Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде
Штраф от 300 до 500 руб. ч. 1 ст. 15.1 КоАП
РФ
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров и т.д. ч. 1 ст. 15.11 КоАП
РФ
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности
Штраф от 5000 до 10000 руб. ч. 2 ст. 15.11 КоАП
РФ
Повторное грубое отношение требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности
Штраф от 10000 до 20000 руб. иди дисквалификация на срок от одного до двух лет ч. 1 ст. 19.4 КоАП
РФ
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа
Штраф от 2000 до 4000 руб. ч. 1 ст. 19.4.1
КоАП РФ
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа
Штраф от 2000 до 4000 руб.


61 ч. 2 ст. 19.4.1
КоАП РФ
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки
Штраф от 5000 до 10000 руб. ст. 19.7 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения
Предупреждение или наложение штрафа от 300 до
500 руб.
Административные протоколы по таким проступкам составляют сотрудники инспекций, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.
Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не только налоговую и административную ответственности, но и уголовную. Налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов
Установленные противозаконные деяния по налоговым преступлениям квалифицируются по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ: ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов».
В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел о незаконном (схемном) возмещении
НДС.
Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.
Возбуждение уголовного дела не происходит моментально, правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, а только по итогам передать материалы в следственные органы и возбудить уголовное дело.
Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов, либо лишения свободы.
Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48):

должностное лицо – руководитель организации (генеральный директор);

главный бухгалтер;

бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;кусловному сроку или штрафуют

иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;

лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).
За неуплату налога в крупном размере грозит лишение свободы, но на максимум два года.


62
Если компания требует возместить НДС из бюджета. Это уже хищение чужого имущества
(бюджетных средств из казны), то есть мошенничество (ст. 159 УК РФ). Здесь иное наказание – максимальный срок лишения свободы до 10 лет.
Статья УК РФ
Мера ответственности ч. 1 ст. 159 УК РФ
Лишение свободы до двух лет. Его могут заменить на штраф до 120000 руб. или до годового дохода. Или на арест сроком до четырех месяцев, или на ограничение свободы, либо принудительные работы – срок до двух лет. Или на обязательные работы (срок до 360 часов), либо исправительные (срок до одного года). Если связано с возмещением
НДС, то чаще применяют штраф или лишение свободы, в том числе условное. ч. 3 ст. 159 УК РФ
Штраф от 100000 до 500000 руб. (или в размере дохода за один-три года). Или лишение свободы на срок до шести лет (дополнительно взыскать штраф до 80000 руб.). Эта норма применима к директору и к иному должностному лицу организации. ч. 4 ст. 159 УК РФ
До десяти лет лишения свободы с дополнительным штрафом до 1 млн. руб. Ее применяют, если схему незаконного возмещения НДС обеспечила организованная группа (например, руководитель и главный бухгалтер). Если возмещаемая сумма превысила 1 млн. руб., наказание ужесточают из-за совокупности преступлений.
Пример. В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС организации
были установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды за счет минимизации
налоговых обязательств с применением схемы создания фиктивного документооборота
с взаимозависимым контрагентом – индивидуальным предпринимателем без осуществления
последним реальной финансово-хозяйственной деятельности. Инспекция доказала факт
включения в декларацию заведомо ложных сведений по налоговым вычетам, что повлекло за
собой неуплату налога в крупном размере. В результате следственным отделом ГСУ СК России
по Красноярскому району возбуждено уголовное дело по основаниям первой части статьи 199 УК
РФ, предусматривающей максимальное наказание до двух лет лишения свободы.
Пример. Завершено судебное разбирательство по уголовному делу, возбужденному по ст. 30
и 159 УК РФ в отношении должностного лица, использовавшего схему незаконного возмещения
НДС. Получить денежные средства из бюджета и воспользоваться ими по своему усмотрению
бывший руководитель не смог, поскольку фиктивность представленных им документов была
установлена налоговым инспектором в ходе камеральной проверки, налоговым органом было
принято решение об отказе в возмещении НДС. Судом действия должностного лица
квалифицированы, как покушение на преступление, то есть умышленные действия,
непосредственно направленные на совершение преступления, а именно мошенничество,
совершенное в особо крупном размере, обвинительным приговором назначена мера наказания в
виде лишения свободы сроком на 3 года.
Пример. Компании следовало заплатить НДС, но из-за установленных фиктивных счетов-
фактур она уклонилась от уплаты и потребовала возмещения НДС из бюджета. За уклонение


63
руководителя надо привлечь по статье 199 УК РФ, за неоправданное возмещение НДС по статье
159 УК РФ. Так, решил Советский райсуд г. Астрахани (приговор от 14.02.2019 № 1-77/2019). Он
осудил на три года и шесть месяцев лишения свободы (условно). Тем же приговором с
руководителя взыскано более 22 млн. руб. за неуплаченный и незаконно возмещенный НДС.