Файл: Формирование доказательственной базы при выявлении нарушений неправомерного возмещения ндс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 налоговый орган должен в срок 5 рабочих дней (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100, п. п. 1, 9 ст. 101 НК
РФ, п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Форма и содержание решения по итогам камеральной проверки будут различаться в зависимости от того, какое именно решение было вынесено:
- о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по форме, которая приведена в Приложении № 36 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-
7-2/628@. В нем должны быть указаны, например, обстоятельства налогового правонарушения, которое совершено, а также документы и сведения, которые подтверждают эти обстоятельства.
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по форме, которая приведена в Приложении № 37 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-
7-2/628@. В нем должно быть сказано, в том числе об отказе в привлечении к налоговой
ответственности.
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, которая утверждена в Приложении № 34 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В нем должны быть указаны, например, обстоятельства, из-за которых назначили дополнительные мероприятия, а также дополнительные мероприятия, которые нужно провести.
Налогоплательщик вправе обжаловать принятое по итогам камеральной проверки решение в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Пример. Может ли организация принять к вычету НДС в 4 квартале 2022 года по товарам,
приобретенным в 2021 году при условии, что поставщик на момент подачи декларации за 4
квартал 2022 года ликвидирован.
Организация вправе принять к вычету НДС со стоимости приобретенных товаров. Но при
условии выполнения установленных НК РФ условий:
- налог предъявлен поставщиком;
- покупка предназначена для облагаемых НДС операций, экспортных работ или услуг,
которые не поименованы в статье 149 НК РФ;
- приобретенные товары приняты на учет;
- получен правильно оформленный счет-фактура или универсальный передаточный акт.
Запрет на вычет НДС при ликвидации поставщика НК РФ не установлен. Тем более, что
поставка товаров была осуществлена до периода применения покупателем вычета входного
НДС.
Вместе с тем, при проведении камеральной налоговой проверки, проверяющие должны
контролировать не только формальное соблюдение требований статей 171 и 172 НК РФ, но и
оценить реальность и экономическую обоснованность сделок, в результате которых
налогоплательщик предъявил НДС к вычету. Например, проверить полноту и правильность
уплаты НДС контрагентами. Некоторые признаки хозяйственной деятельности, при которых
организация может лишиться права на налоговый вычет, приведены в письмах ФНС России от
12.04.2011 № КЕ-4-3/5728, от 08.04.2011 № КЕ-4-3/5585.
Согласно разъяснениям в письме от 08.04.2011 № КЕ-4-3/5585, право на применение
налогового вычета по сумме налога не возникает, в случае если организация:
- имеет первичные учетные документы, не соответствующие требованиям Федерального
закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- имеет счета-фактуры, составленные на выставленные с нарушением порядка,
определенного главой 21 НК РФ;
9
- имеет недостоверные сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской
отчетности;
- осуществляет деятельность, свидетельствующую о невозможности реального
осуществления им хозяйственной операции с учетом времени, места нахождения имущества или
объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров;
- не имеет необходимых условий для достижения результатов соответствующей
экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала,
основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые
непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, при тех обстоятельствах, что для
данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в
объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
- имеет особые формы расчета и сроки платежей, свидетельствующие о групповой
согласованности операций, обусловленных неразумными экономическими или иными причинами
(деловыми целями);
-
имеет обстоятельства, которые в совокупности и взаимосвязи с иными
обстоятельствами, в частности, указанными выше, могут быть признаны обстоятельствами,
свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Если по результатам проведенных мероприятий налогового контроля будет установлено,
что сделка по поставке товара не реальна и не была совершена с единственной целью – получения
необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на НДС, то проверяющие вправе отказать в
вычете НДС по счету-фактуре ликвидированного поставщика.
1.1.
ПРОВЕДЕНИЕ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ
В целях повышения эффективности проводимых мероприятий налогового контроля, с учетом применения ст. 54.1 НК РФ, при допросе свидетелей необходимо составлять перечень вопросов в индивидуальном порядке, который зависит от:
1) должностного положения свидетеля (объема его прав и обязанностей);
2) обстоятельств осуществления конкретных хозяйственных операций (например, вопросы по бестоварности существенно отличаются от вопросов, связанных с доказыванием выполнения работ иными лицами);
3) содержания конкретных документов (условия договоров, сведения в первичных документах).
Вопросы подлежат составлению применительно к вышеуказанным фактам.
В целях использования и закрепления допроса как одного из прямых доказательств по делу в ходе допроса и постановки соответствующих вопросов свидетелю необходимо представить на обозрение конкретные первичные и иные документы (к составлению и подписанию он имеет отношение).
При проверке фактических обстоятельств, вытекающих из документов, свидетелю следует предъявить для составления схемы движения товара (работ, услуг) – например, на копии карт с местности, поэтажных планов зданий, кадастровых планов, карт и т.п.
На указанных копиях документов свидетелю следует предложить нанести схему движения товара (работ, услуг) – например, свидетель может нанести схематически где товар
10 загружался/выгружался, где перегружался, на какой склад размещался, как отпускался со склада и т.п.
Аналогичным образом может быть пояснен процесс выполнения строительно-монтажных работ в разбивке соответствующих осей здания.
Соответствующие документы с нанесенными свидетелем пометками включаются в протокол в качестве приложений, а также подписываются свидетелем и лицами проводившими допрос
(участвовавшими в допросе).
В части проведения допроса руководителя проверяемой организации, главного бухгалтера необходимо иметь в виду, что такие показания носят двойственную природу, являются по существу пояснениями (возражениями) налогоплательщика, поэтому подлежат соответствующему отражению и оценке в акте и решении по итогам камеральной налоговой проверки.
При подготовке, вызове на допрос и проведении допроса необходимо исключать противоречивый характер показаний свидетеля, в том числе:
1) в случае проведения нескольких допросов одного и того же лица, дача противоречивых показаний (разные ответы на один и тот же вопрос) подлежат выяснению и устранению;
2) в случае формальных ответов, руководителя проблемного контрагента о непричастности к финансово-хозяйственной деятельности необходимо устранять необъективность и недостоверность показаний, вытекающую из положений ст. 51 Конституции РФ (сомнения в беспристрастности руководителей, не обязанных свидетельствовать против себя, так как именно на руководителя организации возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере налогообложения) путем детального выяснения обстоятельств формальности их привлечения (кто, каким образом, где, имена, телефоны лиц привлекавших, адреса, по которым получал, передавал, подписывал документы, детализация невозможности осуществления руководства (где в эти моменты времени находился, какой деятельностью занимался, чем это может подтвердить).
Кроме того, проведению допроса должна предшествовать подготовительная работа (анализ первичных и иных документов, раскрывающих фактические обстоятельства деятельности проверяемого налогоплательщика, о которых должно быть известно свидетелю). При подготовке к допросу можно использовать методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).
ФНС России в письме от 10.02.2023 № СД-4-2/1627@ привела итоги анализа эффективности направления повесток о допросе свидетеля, направленных в рамках ст. 90 НК РФ, и высказалась о необходимости введения риск-ориентированного подхода при проведении допросов.
Как отмечает ФНС России, в настоящее время доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. Явка свидетелей в среднем составляет 15%, в отдельных субъектах РФ – не превышает 7%.
Одной из причин низкой эффективности привлечения свидетелей, является незначительность размера штрафа за неявку – 1000 руб. (п.1 ст. 128 НК РФ).
С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС России поручила территориальным налоговым органам:
обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля (определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом определения их роли и значимости их показаний), в том числе в соотношении с предполагаемыми
11 результатами мероприятий налогового контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и т.д.);
формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задач допроса, включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов.
Повестки о вызове свидетелей на допрос направлять заблаговременно;
сократить менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в 1 квартале 2023 года к уровню 4 квартала 2022 года.
Рассмотрим примерный перечень вопросов для проведения допросов свидетеля по ст. 54.1
НК РФ:
- Для налогоплательщика, руководящего состава организации (общие вопросы)
1) Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «….»?
2) Работаете ли Вы по совместительству?
3) Когда Вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?
4) Что входит в Ваши должностные обязанности?
5) Назовите основной вид деятельности ООО «….».
6) Какая ССЧ ООО «…..»
7) Где находятся офисные, производственные или складские помещения?
8) Кто ведет бухгалтерский учет, назовите ФИО главного бухгалтера
9) Как и кем формировались данные, указанные в декларации по НДС (проверяемый период).
10) Какой итог декларации по НДС (проверяемый период), Вам известна причина возмещения.
11)При заключении контрактов с инопартнером (импорт, экспорт) необходимо: получить
информацию об иностранном лице, предмете сделки, условиях поставки, оплаты и исполнении
обязательств по контракту (налоговому инспектору перед проведением допроса следует
провести анализ представленных контрактов с целью установления противоречий,
несоответствий или неточностей по рассматриваемой сделки и т.д).
12) При заключении договора на внутреннем рынке необходимо: получить полную информацию о
заказчике товара (работ, услуг), предмете договора, условиях поставки и оплаты, исполнении
обязательств по договорам, какие требования предъявляются к поставляемому товару,
выполненным работам, оказанным услугам.
13) Каким образом Вы согласуете с покупателем (заказчиком) все условия, требования,
установленные в контрактах (договорах)?
14) Как Вы согласовываете с покупателем (заказчиком) выбор контрагентов или расходы,
которые необходимо произвести?
15) Кто занимается подбором (поиском) поставщиков для ООО «….»?
16) Как происходит поиск контрагентов-покупателей вашего товара (работ, услуг)?
17) Есть ли в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или
иного контрагента? Укажите их.
19) Если товар приобретается не у производителя товара необходимо: получить полную
информацию о производителе (сайт, Интернет), месте нахождения производства , как
осуществляется производство продукции на основании ТУ, стандарта организации (СТО),
имеются ли сертификаты, технологические карты, получить описание технологического
процесса производства, был ли руководитель по адресу производства товара и т.д.
20) Как Вы оцениваете «благонадежность», способность производства (поставки) товара,
выполнения работ, оказания услуг организациями, которых Вы привлекали?
12
21) Каким образом Вы осуществляете проверку контрагента, проверяете ли Вы информацию о
том, не привлекался ли контрагент к налоговой или административной ответственности?
22) Как обычно происходит общение с контрагентом по почте, лично, через посредника?
23) Есть ли в Вашей организации служба безопасности или сотрудник, который занимается
экономической безопасностью организации?
24) Хранится ли деловая переписка с контрагентами?
25) На компьютере, какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля,
1С-Склад? Кто имеет доступ к этим базам, кто вносит данные в базы?
26) Вы имеете доступ к расчетным счетам ООО «….», на каком (чьем) компьютере установлен
Банк-Клиент? Кто имеет ключи от системы Банк-Клиент?
27) Вступали ли в СРО, в какое? Обладало ли ООО «…….» необходимыми квалифицированными
работниками для вступления в СРО?
28) Кто в Вашей организации занимается подбором персонала?
29) Знакома ли Вам организация ООО «….», лично руководитель организации-контрагента, когда
Вы познакомились, при каких обстоятельствах. Знаете ли Вы какие-нибудь контакты (телефон,
электронный адрес, адрес регистрации) руководителя?
30) С кем непосредственно Вы общались в рамках договора? Была ли у него доверенность.
31) Ранее эта организация поставляла для Вас товар, выполняла работы, оказывала услуги? Если
да, то, сколько лет Вы с ней работаете?
32) Кто (какая организация, ИП, физические лица) ранее Вам поставляли аналогичный товар,
выполняли аналогичные работы, оказывали аналогичные услуги?
33) Вы не интересовались, кому еще организация-контрагент поставлял товар, выполнял
работы, оказывал услуги?
34) Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-
контрагента?
35) Как и по каким критериям происходит оценка качества товара, выполненных работ или
оказанных услуг?
36) При СМР необходимо: установить своими силами ли контрагент выполнял работы или с
привлечением субподрядчиков? Как Вы проверяли, что контрагент выполнил работы
собственными силами или с привлечением субподрядчиков? Привлеченные субподрядчики и иные
контрагенты согласовывались с Вами? Кто несет ответственность в Вашей организации за
количество и качество поставляемых ТМЦ, работ (субподряд)? Кто в организации принимает и
подписывает первичные документы от поставщика (товарная накладная, акты выполненных
работ, КС-2, КС-3), где происходит принятие товаров (работ) по документу?
37) Кто отвечает за проведение инструктажа сотрудникам подрядных организаций? Где и у
кого хранится исполнительная документация, общие журналы работ? Кто составляет
претензии от вашей организации в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения
технологии, кто подписывает такие документы?
38) Какая структура осуществляет охрану строительной площадки (места выполнения работ,
хранения ТМЦ)? Каким образом осуществляется пропуск сотрудников на объект
строительства?
Для налогоплательщика по заключенному договору с самозанятым
1) Назовите численность сотрудников за отчетный год согласно штатному расписанию с
указанием должностных обязанностей сотрудников (если штат сотрудников большой, то