Файл: Программа практическая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья».

У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов — на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 — с доминированием ценностей  «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 — «свобода», «любовь», «семья».

Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты.

Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности творческую специальность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески  активные женщины вынуждены компенсировать о некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или в лучшем случае ограничением детности одним ребенком.

Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и зменять окружающий мир, у женщин — большая потребность в изучении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица человека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображениями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу.


С. В. Ковалев отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.

Н. Н. Обозов на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.

Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консультаций — домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда.

Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как составная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с представителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков.

Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущемленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми.

У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации — общение с ребенком. Ребенок может практически полностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отношениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительному общению женщины скорее вновь устанавливают интимные отношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных слабостей. Неспособность справиться со своими эмоциональными проблемами всегда считалась уделом женщин. Большая подверженность женщин душевным расстройствам говорит об их готовности пасовать перед лицом трудностей. Они чаще мужчин могут обращаться за помощью к другим людям, в том числе подругам, психологам, врачам. При этом большая эмоциональность и ориентированность на отношения может образовать замкнутый круг проблем, тем более что «советчики» невольно могут быть и заинтересованными лицами.



Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основным (центральным) потребностям, находящим удовлетворение в браке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей).

По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача.

Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчинами и женщинами, вследствие чего у каждого из супругов может возникнуть ощущение, что партнер не хочет его выслушать и не понимает его. Так, автор считает, что мужчины больше ценят независимость, утверждение статуса, а женщины — интимность (доверительность отношений).

Женщины к тому же любят сам процесс обсуждения, для них это является свидетельством равноправного диалога. Мужчин же, как правило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые им представляются несущественными (Таннен Д., 1996). Автор полагает, что половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. Так, если женщина начинает диалог с традиционного: «Что ты об этом думаешь?», мужчина уверен, что от него ждут решения (поэтому не склонен долго слушать, он мобилизуется, для того чтобы помочь).

При сопоставлении этих выводов с современными данными нейрофизиологов, можно сделать вывод, что подобные различия имеют не только и не столько культуральное, но и вполне физиологическое (или, правильнее, нейропсихологическое) объяснение, связанное с особенностями работы мозга мужчин (в данном случае мальчиков). Так, авторы книги «Мальчики и девочки — два разных мира» В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности (фантастической в данном исследовании). У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выжинаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Авторы советуют женщинам-педагогам говорить мальчикам коротко и конкретно, что от них требуется, не прибегая к длинным нотациям, поскольку иначе мальчик действительно «не слышит».


Во многом то же, по-видимому, применимо и к реакциям взрослых мужчин — они ждут информации о том, какую конкретно помощь они должны оказать, если женщина рассказывает им о своих проблемах. Мужчины не всегда понимают, что от них требуется лишь активное слушание и сочувствие.

У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. К тому же женщины склонны высказывать свои мысли в косвенной форме, они часто только намекают на то, что хотят  казать. Возможно, в этом сказывается многовековое подчиненное положение женщины в обществе. Мужчин же разговор «обиняками» обычно раздражает, они просят говорить по существу или не замечают смысл сказанного женщиной (намек), так как фразу понимают буквально. Женщина, которая считает, что ее намек прекрасно понят, может обижаться на спутника (мужа), решив, что он игнорирует ее желания.

Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У молодых мужчин (студентов) физическая привлекательность была связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной. (Маттес и Хан, 1975, цит. по: Психология человека от рождения до смерти, 2001). Другие исследования показали, что самооценка женщин связана с получаемой ими зарплатой в большей степени, чем с их внешностью. Самооценка и тех и других в равной степени уязвима, и такие события, как болезнь, финансовые проблемы, неудачи на работе или развод значительно ослабляют уверенность в себе. Оказалось, что 95% опрошенных женщин полагают, что именно семья помогает сохранить им внутреннюю силу.

Для мужчин разговаривать — значит передавать факты. Они говорят в основном в уме, сами с собой (о решении данной проблемы). Женщины же часто «думают вслух», перебирая все возможные варианты своих будущих действий, чем часто утомляют своих мужей.

Н. Н. Обозов на основании анализа данных разных авторов, О. Вей-нингера, П. Астафьева, Г. Геймана, Б. Ананьева, В. Куликова и др., делает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин:

мужчины — преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешниймир, может как созидать, так и разрушать его; женщины — хранительницы человеческой жизни и окружающего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все
, консервирует жизнь для ее сохранения.

1.2.3. Понятие психологической готовности к семейной жизни

Что такое готовность к браку, чем она характеризуется? Проанализируем общее понятие «готовности» в психологии. Понятие готовность в широком значении, в психологическом словаре рассматривается как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил и решимость совершить эти действия». Если готовность – это установка на определенное поведение, то, следовательно, готовность к созданию семьи для личности – это наличие конкретных представлений о семье, о том, какие функции определяют ее развитие, так сказать это предвосхищающее знание о том чего личность, ждет от данного союза и готовность к соответствующему поведению. Психологическая готовность к браку - это личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Также, по мнению исследователя Л. Б. Шнейдер, готовность к браку – это система социально-психологических установок, которые включают в себя ряд компонентов. 1. Принимать ответственность не только за себя, но и за свою бушующую семью. 2. Сформированный навык межличностного общения и умение сотрудничать с партнером. 3. Способность к самоотверженным поступкам по отношению к партнеру. 4. Развитая эмпатийность. 5. Широкий репертуар поведенческих и эмоциональных реакций. 6. Наличие конструктивных стратегией в решении конфликтов. 7. Рефлексивность. При вступлении в брак, на первый план выходят мотивы совершения такого серьезного шага, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, в своих работах выделяют такие распространённые мотивы вступления в брак, как: 1. Избегание и уход от родителей (протест, отказ от власти родителей). 2. Чувство долженствования (чаще всего сопровождается чувством вины к партнеру). 3.Любовь (формирует предбрачные отношения, один из самых доминирующих мотивов вступления в брак). 4.Одиночество (аффективная потребность в сближении с кем-либо). 5.Материальная выгода (финансовая выгода). 6. Следование семейным традициям. 7. Престижность брака (к примеру, для повышения по карьерной лестнице). 8.Месть (брак, заключенный в отместку бывшему партнеру). Как мы видим, мотивы вступления в брак совершено разные, как положительные, такие как любовь, так и отрицательные – месть прошлому возлюбленному. У юношей и девушек, чаще выходит, на первый план эмоциональный компонент отношения к браку и семье. Обратимся к теории В.Н. Мясищева. Изучая и раскрывая понятие «отношение», отечественный ученый, указывал на тот факт, что в психологическом контексте «отношение» - это форма субъективного отражения объективной действительности. Иначе говоря, это связь субъекта и объекта, связь эта может быть как с людьми, так и с различными событиями в жизни, т.е. это различные отношения, к людям, ситуациям и т.д. Исходя из теоретического принципа о теории отношений В.Н. Мясищева,мы обусловили отношение к семье, как социальное, относительно устойчивое восприятие и возможность реагировать на общую совокупность всех элементов отношений семейной структуры. И так, в этой системе отношений В.Н. Мясищев, выделил три компонента: 1. Когнитивный (познавательный): знания и представления о семье. 2. Эмоциональный (аффективный): чувственное отражение о конструкте семьи, принятие или отвержение данного социального института. 3. Поведенческий (действенный): инварианты взаимодействия с членами семьи с учетом первых двух компонентов, а именно аффективного и когнитивного. Связи с этими компонентами личность выстраивает ту или иную стратегию поведения в семейных отношениях. Как мы видим, при обращении к теории отношений, для готовности к браку важным критерием является сформированность всех трех компонентов структуры. Формирование представлений в большой степени, начинает свое становление из родительской семьи, так же имеют влияния различные фильмы, книги, общество, от этого комплекса происходит формирование тех или иных представлений личности, из которых формируется те или иные ценностные ориентации, мотивы, в отношении партнерства и брака. Представления формируют установку личности на тот или иной сценарий семейной жизни. Для того что бы определить и выделить общие представления о браке у девушек и юношей, нами был проведен анализ ряда статей, благодаря которым нам удалось сделать некоторые выводы относительно данной темы. О. В. Подберезина, эмпирическим путем, выявила, следующие актуальные для будущей семьи правила: 1.Взаимное обсуждение возникающих проблем, умение давать и получать советы. 2. Распределение домашних обязанностей. 3.Совместное времяпровождение. 4. Забота друг о друге, и забота о ближайших родственниках . Также исследования показывают, что все чаще для молодых людей, вступление в брак становится менее значимым, актуальным для них становится выбор свободных отношений, а многие, порой, выбирают холостой образ жизни. Но, несмотря на это, исследования ценностных ориентаций у молодых людей, за