ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
несколько последних лет, указывают на то, что семья, по-прежнему для юношества одна из важнейших ценностей. На основе изложенных данных можно сделать вывод, что в основном, представления о браке если и расходятся, то не критично, не мешая молодым людям строить свою семью. Гармоничность семейных отношений зависит от готовности юношей и девушек к браку, готовность же формируют, представления, убеждения, цели и мотивы вступления в брак. При создании своего идеального образа семейно-брачных отношений, юноши и девушки, в качестве основных ценностей, характеризуют эмоциональный компонент (любовь, поддержку, взаимопонимание и т.д.) или по-другому говоря, эмоциональную функцию семьи, так же эротическую функцию семьи. Но, юноши и девушки, забывают о том, что все достаточно амбивалентно, где гармония, там и хаос, что готовность должна быть реализована не только идеалистическими представлениями, но совместным разрешением проблемных и трудных ситуаций. Например, для разрешения конфликтных ситуаций, рано или поздно возникающих в семейной жизни, необходим поиск правильных стратегий их разрешения. И есть не просто конфликтные ситуации, а имеются и такие периоды, как кризисы, что решить намного труднее. Самые пиковые моменты супружеской жизни: первые дни после брака; примерно через два-три месяца супружеской жизни; после полугода совместной жизни; после первой годовщины брака; после рождения первого ребенка; в интервале трех-пяти лет; после семи-восьми лет супружества; при 12-летнем семейном стаже; через 20 – 25 лет семейной жизни. Эти кризисы нормативны, все рано или поздно с ними сталкиваются. Главное изучить все аспекты, и быть готовым принять и суметь решить возникающие проблемы в семье. Конфликты чаще возникают на основе, не разрешенной потребности одного, а иногда и обоих супругов, они могут возникать на основе разных сфер: хозяйственно-экономической, эмоциональной, бытовой, досуговой, межличностной. В общем конфликтогенных факторов огромное множество, избежать их невозможно, но необходимо уметь находить выход, определять поиск правильной стратегии, что поможет уберечь семью от дисгармонии семейных отношений. Интегрируя все вместе, можно сказать, что для того, чтобы сформировать готовность к созданию семьи необходимо решить комплекс задач, таких как: повышение ответственности юношества перед созданием брака и семейной жизни; повышение ответственности и осознания значимости материнства и отцовства; сформировать знания о семье, о ее функциях, о социальной роли каждого в семье. Сформировать готовность к семейной жизни, означает сформировать определенные нравственные чувства, готовность принять личностные качества другого человека, своего партнера, знания, как и что формировать в своей семье, какие качества закладывать в своих детей. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака и семейных отношений. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. При вступлении в брак,
меняется как социальный статус, так и образ жизни, необходимо научиться и согласовать свой ритм жизни с ритмом жизни своего партнера. Необходимо всегда учитывать не только свои потребности и свои желания и личностные качества, но также учитывать все это в своем избраннике, это важная основа крепких семейных отношений. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что психологическая готовность к браку значит принятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь. Не стоит забывать, что нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Для того чтобы брак и семья были крепкими, нужна сформированная готовность к семейной жизни, однако юноши и девушки, не всегда готовы, и при заключении браков и начальной стадии семейной жизни, отсутствие знаний приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что может служить одним из критериев частых разводов. Одним из важных признаков подготовки юношей к семейной жизни является развитие знания культуры половых отношений, формирование установок на формирование и сохранение супружеской верности в семье, целостности единства супругов. Для юношей и девушек на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношений, половом влечении, знания о структуре семьи, о ее компонентах, ее стадиях, функциях, умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, знание о конструктивных моделях поведения в семейной жизни, формирование ценностных ориентаций на семью, осознание мотивов для создания семьи. По мнению В.Н. Дружинина, при формировании готовности к браку, следует уделять внимание таким компонентам как: ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление; положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) . К ответственности, можно отнести, формирование знания и понимания таких поступков, где личность проявляет себя зрелой, формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Э. Фромм говорил, что забота, ответственность, уважение, знание – это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. Если говорить о терпимости, то это так же важная составляющая зрелости личности. В структуру феномена терпимости выделяют ее два основных вида: 1) сенсуальная терпимость личности; 2)диспозиционная терпимость личности. Сенсуальная терпимость - толерантность в отношении различных социально средовых факторов, с учетом снижения чувствительности на его воздействие, так же это относится и межличностным отношениям. Что касается диспозиционной терпимости то в ее основе лежит механизм, формирующий терпимость личности при социальных взаимодействиях. Здесь речь идет о готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. Это некие установки личности, ее система отношений к другим людям, их поведению, и к ситуациям . При формировании терпимости, важно дать понять юношам и девушкам, что их партнер, такой же человек, со своими потребностями, эмоциями, установками и т.д., и важно уметь их принимать, а не воспринимать в «штыки». Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Это центральная идея гуманистического подхода, это становление личности ее развитие, приобретение жизненного опыта, через осознание себя, других, овладение чем-то новым, это все целое становление личности. Выработка позитивное мышления и позитивного отношение к людям и миру в целом. В ходе развития и становления, человек включается в новые сферы и строит различные отношения с информацией, с людьми, интегрируя новые знания и умения. Ученый Э. Эриксон упоминал такие качества
становления личности для юности это забота, во взрослости формируется милосердие, мудрость же приходит со старостью. Каждый последующий этап не отменяет предыдущий, а напротив, формирует и наращивает новый уровень, приводя личность к социальной зрелости. В целом, главные семейные ценности закладываются детям, они исходят из родительской семьи, затем со становлением и взрослением личности, необходимо вводить программы психопросвещения с подростками, затем и с юношами, для формования готовности к браку и семейной жизни, тогда статистика бракоразводных процессов снизится, люди будут более осознано выбирать партнеров для создания семьи, и учитывать, как свои типологические особенности, так и особенности своего партнера.
1.2.4.Представления о семье и браке у юношей и девушек.
C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.
Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, — это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.
Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.
Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение держать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов— уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гостеприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть студентов затруднились назвать качества будущей супруги.
Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Качества последней оказались для юношей менее определенными, что, вероятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых мужчин не думает о браке).
Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философского и экономического факультетов) показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенности телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чувство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (любящий, выполняющий мои желания т.д. — формулировки разнообразны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опрошенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть—защиты.
Если же рассматривать предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных — индивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что юноши и девушки сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых опрошенных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, которые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно предсказать, что существует осознание качеств личности, важных для долговременного общения, и именно на них данные респонденты и ориентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые общечеловеческие ценности»). Таких юношей и девушек в нашей выборке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхождение качеств желаемого партнера и спутника жизни. К сожалению, почти у половины (45%) студентов и студенток существует практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).
Наблюдается также и другая опасная тенденция— чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных—он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отношений снижается до минимума.
В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши—скромность своих избранниц).
Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).
Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.
Очень важная область полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой образ взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола.
меняется как социальный статус, так и образ жизни, необходимо научиться и согласовать свой ритм жизни с ритмом жизни своего партнера. Необходимо всегда учитывать не только свои потребности и свои желания и личностные качества, но также учитывать все это в своем избраннике, это важная основа крепких семейных отношений. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что психологическая готовность к браку значит принятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь. Не стоит забывать, что нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Для того чтобы брак и семья были крепкими, нужна сформированная готовность к семейной жизни, однако юноши и девушки, не всегда готовы, и при заключении браков и начальной стадии семейной жизни, отсутствие знаний приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что может служить одним из критериев частых разводов. Одним из важных признаков подготовки юношей к семейной жизни является развитие знания культуры половых отношений, формирование установок на формирование и сохранение супружеской верности в семье, целостности единства супругов. Для юношей и девушек на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношений, половом влечении, знания о структуре семьи, о ее компонентах, ее стадиях, функциях, умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, знание о конструктивных моделях поведения в семейной жизни, формирование ценностных ориентаций на семью, осознание мотивов для создания семьи. По мнению В.Н. Дружинина, при формировании готовности к браку, следует уделять внимание таким компонентам как: ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление; положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) . К ответственности, можно отнести, формирование знания и понимания таких поступков, где личность проявляет себя зрелой, формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Э. Фромм говорил, что забота, ответственность, уважение, знание – это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. Если говорить о терпимости, то это так же важная составляющая зрелости личности. В структуру феномена терпимости выделяют ее два основных вида: 1) сенсуальная терпимость личности; 2)диспозиционная терпимость личности. Сенсуальная терпимость - толерантность в отношении различных социально средовых факторов, с учетом снижения чувствительности на его воздействие, так же это относится и межличностным отношениям. Что касается диспозиционной терпимости то в ее основе лежит механизм, формирующий терпимость личности при социальных взаимодействиях. Здесь речь идет о готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. Это некие установки личности, ее система отношений к другим людям, их поведению, и к ситуациям . При формировании терпимости, важно дать понять юношам и девушкам, что их партнер, такой же человек, со своими потребностями, эмоциями, установками и т.д., и важно уметь их принимать, а не воспринимать в «штыки». Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Это центральная идея гуманистического подхода, это становление личности ее развитие, приобретение жизненного опыта, через осознание себя, других, овладение чем-то новым, это все целое становление личности. Выработка позитивное мышления и позитивного отношение к людям и миру в целом. В ходе развития и становления, человек включается в новые сферы и строит различные отношения с информацией, с людьми, интегрируя новые знания и умения. Ученый Э. Эриксон упоминал такие качества
становления личности для юности это забота, во взрослости формируется милосердие, мудрость же приходит со старостью. Каждый последующий этап не отменяет предыдущий, а напротив, формирует и наращивает новый уровень, приводя личность к социальной зрелости. В целом, главные семейные ценности закладываются детям, они исходят из родительской семьи, затем со становлением и взрослением личности, необходимо вводить программы психопросвещения с подростками, затем и с юношами, для формования готовности к браку и семейной жизни, тогда статистика бракоразводных процессов снизится, люди будут более осознано выбирать партнеров для создания семьи, и учитывать, как свои типологические особенности, так и особенности своего партнера.
1.2.4.Представления о семье и браке у юношей и девушек.
C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза.
Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, — это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.
Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения.
Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение держать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов— уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гостеприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть студентов затруднились назвать качества будущей супруги.
Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Качества последней оказались для юношей менее определенными, что, вероятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых мужчин не думает о браке).
Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философского и экономического факультетов) показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенности телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чувство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (любящий, выполняющий мои желания т.д. — формулировки разнообразны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опрошенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть—защиты.
Если же рассматривать предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных — индивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что юноши и девушки сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых опрошенных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, которые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно предсказать, что существует осознание качеств личности, важных для долговременного общения, и именно на них данные респонденты и ориентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые общечеловеческие ценности»). Таких юношей и девушек в нашей выборке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхождение качеств желаемого партнера и спутника жизни. К сожалению, почти у половины (45%) студентов и студенток существует практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены).
Наблюдается также и другая опасная тенденция— чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных—он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отношений снижается до минимума.
В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши—скромность своих избранниц).
Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989).
Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других.
Очень важная область полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой образ взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола.