Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 901

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политическое развитие России в 1991¬-2009 гг

Августовские события 1991 г., распад СССР и переход к рыночной экономике привели к резкому росту социальной напряженности в обществе. Неудачные экономические преобразования привели к возникновению политической оппозиции Ельцину. Ее центром стал Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым. Оппозицию поддержал вице¬президент РСФСР А.В. Руцкой. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий реформ и ограничение полномочий президента и правительства. В принципиальном же плане речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти. Возникли два проекта будущей конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти становилось неизбежным. 21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначил на декабрь выборы в новые органы государственной власти и референдум по вопросу о принятии новой конституции России. Здание Белого дома, где заседал Верховный Совет, было блокировано милицией. 2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста, организованных оппозицией, которые вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад, стычки с милицией. 3 октября восставшие захватили здание мэрии, попытались штурмом взять телецентр «Останкино». Утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета. К концу дня Белый дом был занят войсками, а депутаты Верховного Совета РСФСР – арестованы.> 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по вопросу о принятии новой конституции и выборы в I (V если считать с 1906 г.) Государственную думу России. Первое место по партийным спискам получила ЛДПР. На втором оказался проправительственный «Выбор России» Е.Т. Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов Государственной думы 96 мест оказалось у «Выбора России», 70 — у ЛДПР, 65 — у КПРФ. За принятие конституции России высказались 58,4% голосовавших. Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Провозглашалось разделение властей. Главой государства с широкими полномочиями стал Президент, определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом соблюдения конституции. Исполнительная власть представлена правительством. Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Определен порядок принятия законов: их проекты вначале обсуждаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации, после чего должен подписать президент. Третьей ветвью власти стала судебная система. В конституции были закреплены основные политические и гражданские права и свободы граждан. 02.10.2016 Российская Федерация в 1991¬2015 годах http://ege¬history.ru/23.php 5/12 В декабре 1995 года была избрана II (VI) Государственная дума. В Думу прошли четыре фракции: КПРФ, ЛДПР, Яблоко, проправительственное объединение "Наш дом ¬ Россия". Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции Компартии РФ ¬ Г. Селезнев стал Председателем Госдумы. 12 июня¬3 июля 1996 г. в ходе очередных президентских выборов победу вновь одержал Ельцин. Его главными конкурентами были Г.А. Зюганов и А.И. Лебедь. В декабре 1999 г. прошли выборы в III (VII) Государственную думу. По их итогам на первом месте оказалась КПРФ, второе место заняли представители проправительственного блока «Единство» (С.К. Шойгу), на третьем месте оказался блок «Отечество – вся Россия» (Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков, В.А. Яковлев), далее следовали СПС (С.В. Кириенко), ЛДПР и «Яблоко» (Г.А. Явлинский). Её спикером вновь стал коммунист Г.Селезнев. 31 декабря 1999 г. президент Ельцин досрочно сложил свои полномочия, назначив и.о. президента В.В. Путина. На выборах в марте 2000 г. новым главой государства был избран В.В. Путин. Став президентом он приступил к серьезному реформированию политической системы. Был изменен порядок формирования Совета Федерации. Создан Государственный совет с самыми широкими функциями. Страна была разделена на 7 федеральных округов во главе с Полномочными представителями президента. В декабре 2003 г. была избрана IV (VIII) Государственная дума. Первое место с огромным отрывом от конкурентов заняла пропрезидентская партия «Единая Россия» (Б. Грызлов). В Думу так же вошли КПРФ (Г. Зюганов), ЛДПР (В. Жириновский), блок «Родина» (Д. Рагозин, С. Глазьев). Либеральные партии не смогли перешагнуть 5¬типроцентный барьер. Это свидетельствовало о слабости либерального движения в современной России. Председателем Думы был избран Б.Грызлов. В марте 2004 г. победу на выборах вновь одержал В.В. Путин. В свой второй президентский срок он провел реформирование порядка выборов глав местной администрации. Была изменена система выборов в Государственную думу. В декабре 2007 г. была избрана V (IX) Государственная дума, которую возглавил Б.Грызлов. В думу вошли четыре фракции: проправительственная "Единая Россия" с колоссальным большинством голосов, КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Рос В декабре 2011 года прошли выборы в VI (X) Государственную думу. Депутатами нижне палаты российского парламента стали представители четырех партий: Единой России, КПРФ, Справедливой России и ЛДПР. Председатель ¬ С.Нарышкин. В мае 2008 года новым Президентом РФ стал Д.А. Медведев, которого сменил в 2012 году В.Путин. В
соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок. Депутаты Государственной Думы избираются на пятилетний срок. Развитие межнациональных отношений в РФ в 1991¬2015 годах Одним из главных явлений политической жизни стала борьба центральных властей с сепаратистскими тенденциями, создающими угрозу территориального распада государства. В ходе президентских выборов в РСФСР 1991 г. Б.Н. Ельцин, стремясь заручиться поддержкой региональных лидеров, призвал их брать столько самостоятельности, сколько они «смогут съесть». После августа 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР сепаратизм в стране начал резко нарастать. В конце 1991 – начале 1992 г. руководители Татарии, Башкирии и Якутии поставили вопрос об их выходе из состава РСФСР. В Чечено-¬Ингушетии Общенациональный конгресс чеченского народа провозгласил разделение АССР на Чечню и Ингушетию и заявил о выходе Чечни из состава СССР и РСФСР. В начале февраля 1992 г. Татарстана объявил о своем государственном суверенитете. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Все это вынуждало центральные власти ускорить заключение Федеративного договора. Он был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами РФ, кроме Татарии и Чечни. В Конституции РФ 1993 г. также были закреплены полномочия центра и регионов. Однако Федеративный договор не устранил противоречий между регионами и центром. Наибольшее беспокойство у федерального центра вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Избранному президентом Татарстана М.Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию в республике под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана как суверенного государства и субъекта международного права, на ассоциированных правах входящего в состав Российской Федерации. По пути полного отказа от заключения любых договоренностей с центром шла лишь Чечня. Президентом самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия стал Д. Дудаев, который объявил о всеобщей мобилизации и начале «священной войны» с Россией за независимость. 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска. В конце декабря начался штурм чеченской столицы – Грозного, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 г. федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. Стремясь остановить военные действия, группа чеченских сепаратистов захватила в Буденновске (Ставропольский край) почти 3 тыс. заложников в городской больнице. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол переговоров. Однако, как показало время, переговоры были нужны чеченской стороне не для достижения мира, а лишь для перегруппировки военных сил и начала нового этапа вооруженного противостояния. В январе 1996 г., в момент обострения военных действий, чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, а мятежный генерал убит. Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр вновь пойти на переговоры. В августе 1996 г. вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный и освободили его от федеральных войск. В сентябре были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свободных выборов и моратории на решение вопроса о статусе Чечни на пять лет («Хосавюртовские соглашения»). Однако летом 1999 г., когда чеченские вооруженные отряды вторглись в пределы Дагестана и попытались

провозгласить здесь независимое исламское государство, война возобновилась с новой силой. Вслед за этим в ряде городов страны произошли взрывы жилых домов, в результате терактов погибли сотни мирных граждан. Российские войска вновь вошли в Чечню и к весне 2000 г. взяли под контроль ее основные населенные пункты. В настоящее время ситуацию в Чечне можно охарактеризовать как стабильную. Таким образом, в условиях ослабления роли и авторитета федеральной власти проблема территориальной целостности Российской Федерации стала одной из важнейших. Именно с попытки ее решения начал свою деятельность на посту президента В. В. Путин, попытавшийся ограничить власть региональных элит. Сохраняется эта линия и сегодня.

Основные особенности развития отечественной культуры в 90¬е гг.: 1. Резкое сокращение государственного финансирования. 2. Практически полная свобода творчества. 3. Падение общекультурного уровня населения. Несмотря на негативные в целом последствия социально¬ экономических и политических преобразований 1990¬х годов для отечественной духовной культуры, в этой сфере были достигнуты некоторые успехи. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90¬х гг. ежегодными. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось. В 2000 годы наблюдался некоторый ренессанс российского кинематографа, однако начавшийся в 2009 году мировой экономический кризис вновь привел к сокращению количества снимаемых фильмов. Российская литература в 1990¬2000¬е гг. обогатилась новыми произведениями В.П. Аксенова {«Желток яйца»), В.П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г.Я. Бакланова («Свой человек»), Б.Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю.М. Нагибина («Бунташный остров»), А.И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко¬документальное исследование «Красное колесо»). Известными художниками 1990¬2000¬х гг. стали А.М. Шилов, И.С. Глазунов, Н. Сафронов. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г., подвергалась постоянному реформированию. Главной проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. В настоящий момент реформа российской школы продолжается. Несмотря на все трудности, определенных успехов достигла отечественная наука. Лауреатами Нобелевской премии стали физики Ж. Алферов и А. Гинцбург. Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 1990¬2000¬е гг. было полно противоречий (как и другие сферы жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой
поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Внешняя политика РФ в 1990-2015 годах

Во внешней политике современной России можно достаточно четко выделить два основных направления: 1. Отношения с «ближним зарубежьем», т.е. с бывшими республиками СССР. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. В 1992 г. 6 стран СНГ (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. В Грузии, Таджикистане, Армении и Киргизии были созданы российские военные базы. Менее эффективным оказалось экономическое сотрудничество. В 1990 гг. набирали силу попытки интеграции некоторых стран в рамках СНГ. Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано 02.10.2016 соглашение о более тесной интеграции четырех его участников — России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В том же году Россия и Белоруссия объявили о создании Сообщества суверенных государств. В 1997 г. оно трансформировалось в Союз суверенных республик (ССР). Началось постепенное сближение экономических и политических структур двух стран с целью создания в перспективе единого союзного государства. В Уставе ССР было отмечено, что он открыт и для других стран. Эти процессы продолжаются и сегодня. Однако в отношениях с "ближним зарубежьем" у России есть немало проблем Сложными были и остаются российско¬украинские отношения. Особенно они обострились зимой и весной 2014 года, когда в Украине в результате антиконституционного переворота был свергнут законно избранный президент В.Янукович. Пришедшие к власти силы, явно ангажированные из¬за рубежа, начали проводить откровенно антироссийские мероприятия. Под угрозой оказались интересы русскоязычного населения Украины и положение российского Черноморского флота. В создавшейся ситуации руководство России пошло на исключительные меры ¬ чтобы защитить соотечественников и военные базы в Крыму было принято решение о воссоединении территории полуострова с Россией. Сделано это было по результатам прошедшего в Крыму всенародного референдума. Еще одним камнем преткновения в российско¬-украинских отношениях стал внутренний конфликт, разгоревшийся на юго-¬ востоке Украины, в Донецкой и Луганской областях. Население этих регионов выразило свое несогласие с политикой киевского правительства и заявило о своем суверенитете. Вооруженный конфликт унес тысячи жизней с обеих сторон и продолжается уже более года. Украинское правительство обвиняет Россию в поддержке жителей Юго¬-Востока. Не прибавляют стабильности российско-¬украинским отношениям и периодически возникающие кризисы неплатежей за российский газ. Непростыми остаются отношения России с Грузией, которая еще в 90-¬е годы открыто поддерживала действия чеченских боевиков против российской армии. Особенно обострились отношения с Грузией в последние года. Поводом для конфронтации стало стремление грузинского руководства насильственно вернуть в состав своего государства Южную Осетию и Абхазию, провозгласивших свой суверенитет. 8 августа 2008 года грузинские войска вероломно вторглись на территорию Южной Осетии, что привело к многочисленным жертвам среди местного населения. По распоряжению президента РФ (верховного главнокомандующего) была проведена операция по принуждению Грузии к миру. В итоге, территория Южной Осетии была освобождена от грузинских боевиков. После этих событий, Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Первостепенное внимание российского руководства направлено на отношения с США и странами Запада. Здесь Россия взяла курс на установление союзнических отношений. В конце 1991 — начале 1992 г. Ельцин заявил о том, что ядерные ракеты России больше не направлены на объекты в США. В 1992 г. президенты США и России подписали Кэмпдэвидскую декларацию о прекращении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ¬2), согласно которому к 2003 г. ракетноядерные потенциалы двух стран должны были сократиться еще на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Из Германии досрочно были выведены российские войска. В расчете на получение кредитов от Японии Россия в 1998 г. согласилась на обсуждение вопроса о передаче ей Южных Курил. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предусматривавшей военное сотрудничество. Было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (правда, она приглашалась сюда лишь для решения политических, а не экономических вопросов). Началась серия неформальных встреч «без галстуков» президента России с лидерами ведущих мировых стран. В 2004 г. РФ ратифицировала «Киотский протокол», ограничивающий выброс вредных веществ в атмосферу. Однако отношения с Западом складывались и складываются не всегда гладко. В НАТО приняло решение о приеме в эту организацию трех бывших союзников СССР по ОВД (Польши, Венгрии и Чехии), а также о размещении радаров противоракетной обороны вблизи границ России. В последствии США и вовсе в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО. Все это создало дополнительную угрозу безопасности нашей страны. Отношения России с Западом обострились после воссоединения с нею Крыма и начала вооруженного конфликта на Юго-¬Востоке Украины, который в ряде государств был назван "российской агрессией". Ряд стран Запада во главе с США ввел в отношении России санкции. Страна была исключена из "большой восьмерки".


Присоединение Крыма к Российской Федерации — включение в 2014 году в состав Российской Федерации большей части территории Крымского полуострова

(который после распада СССР являлся частью независимой Украины и до 2014 года контролировался ею), с образованием двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Этому событию непосредственно предшествовали многомесячные антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине («Евромайдан»), завершившиеся в феврале 2014 года смещением Виктора Януковича с поста президента страны. Ряд решений новой власти (голосование Верховной рады об отмене закона об основах государственной языковой политики, подготовка закона о люстрации) способствовал мобилизации значительного количества этнических русских против новых органов власти Украины, что усиливалось информационным освещением происходящих событий и радикальными призывами ряда политических деятелей; большинство населения Крыма заняло пророссийскую позицию. Особую позицию занял Меджлис крымско-татарского народа, претендующий на роль представительного органа крымских татар. 21-23 февраля он организовал массовые акции в поддержку новой украинской власти.

Как стало известно из вышедшего в марте 2015 года документального фильма «Крым. Путь на Родину», в ночь с 22 на 23 февраля по распоряжению президента РФ Владимира Путина была проведена спецоперация по эвакуации президента Украины Виктора Януковича и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. Утром 23 февраля Путин, по его словам, поставил перед руководителями задействованных силовых ведомств задачу «начать работу по возвращению Крыма в состав России».

23—24 февраля под давлением пророссийских активистов была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя. 26 февраля сторонники Меджлиса и новой украинской власти попытались занять здание крымского парламента и заблокировали его работу. Рано утром 27 февраля российский спецназ занял здания органов власти АР Крым[3][5][6], после чего депутаты Верховного Совета АР Крым, собравшиеся в здании парламента, отправили в отставку правительство Анатолия Могилёва и приняли решение о проведении 25 мая общекрымского референдума о расширении автономии полуострова в составе Украины. Новое правительство Крыма возглавил лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов, заявивший о непризнании нового руководства Украины и обратившийся к руководству России за «содействием в обеспечении мира и спокойствия на территории Автономной Республики Крым».